— 15 января в районе железнодорожного вокзала нечем было дышать, ощущение, что мы живем на свалке, которую подожгли, — сообщила жительница областного центра Инна Нелюбина.— Была совсем безветренная погода, поэтому смог не рассеивался. Это не впервые, и не удивительно, что у нас в городе дети-аллергики. На следующий день утром мучает кашель и сильная слабость из-за выбросов.
В Интернете некоторые челябинцы пишут, что из-за плохого воздуха готовы уехать из города. Впрочем, с таким мнением согласны далеко не все.
— Надо завалить исками суд, мы имеем право на чистый воздух,— считает челябинка Наталья. — Нам же уже дышать нечем, ну нет возможности никуда отсюда уехать, трое детей, работа здесь… Нас ведь много таких недовольных, и что, мы все должны уехать?
— Меня возмущает сама формулировка — неблагоприятные метеоусловия, — продолжает тему Юлия. — Как будто в том, что нас травят, виновата погода и отсутствие ветра, а не выбросы! Ну будет ветер, не будет так в глаза бросаться смог, но от этого мы не перестанем его вдыхать и травиться.
Челябинцы, возмущенные смогом, отправили на change.org петицию на имя президента России. «Все выходные над городом был смог и неприятный запах, если гулять в таких условиях или активно проводить время, то скоро появляется головокружение, тошнота, першение в горле,— говорится в письме. — В Челябинске уже невозможно жить, не подвергая риску свое здоровье и жизнь! Мы хотим, чтобы наши конституционные права были соблюдены, хотим… дышать без страха за свое здоровье и здоровье своих детей. Очень просим принять меры по проверке предприятий на соблюдение законодательства, контролировать выбросы, наказать чиновников за попустительство и несоблюдение своих должностных обязанностей и коррупцию, потому что никто не верит, что такие действия законны!»
— В субботу вечером я ехал из Еткуля в Челябинск и в районе Октябрьского наблюдал ужасную картину, — вспоминает заместитель директора юридической клиники «Центр правовой помощи населению» Алексей Севастьянов. — Горел Коркинский разрез. Все затянуло смогом. Я даже выехал на встречку, потому что была нулевая видимость. Запах гари на протяжении длительного времени определенно говорил о том, что это выброс. Мои дочь и сын тоже это почувствовали. Я считаю, что это экологическая катастрофа, самый серьезный выброс за последние пять лет.
Как считает правозащитник, полиция не реагирует на обращения граждан, хотя правоохранительные органы вправе провести доследственную проверку. Но у них нет соответствующего оборудования, лабораторий, чтобы привлекать к ответственности крупные промышленные предприятия. Блюстители порядка отделываются формальными отписками. Максимум, что может полиция, — найти частную баню, в которой дымит труба, и наказать ее хозяина. Также и Росприроднадзор: федеральному ведомству нет до нас дела.
— Поддерживаю позицию губернатора Бориса Дубровского по поводу того, что контроль за выбросами нужно передать в ведение региональных властей, — резюмирует Севастьянов.
Между тем, по словам главы Челябинска Евгения Тефтелева, ситуацию со смогом надо рассматривать вместе со структурами, которые отвечают за состояние воздуха: «В период НМУ предусмотрены определенные мероприятия. Их проведение контролируют структуры, которые находятся в подчинении минэкологии. Мы вместе с ведомством входим в рабочий штаб и занимаемся этим делом».
Как рассказали корреспондентам «МК» в министерстве экологии, сотрудники передвижной лаборатории Гидрометцентра, берущие пробы воздуха и анализирующие их, в субботу болели и не выехали на замеры. Данные основываются только на показателях стационарных постов.
Согласно замерам с постов государственной наблюдательной сети ЦГМС за 14 января в воздухе были зафиксированы превышения предельно допустимой концентрации сразу по нескольким веществам. В три раза было больше оксида азота, почти в два раза превышала допустимую норму концентрация фенола.
В министерстве экологии главным виновником загрязненности воздуха считают погоду.
— Ветра нет, стоит штиль, и автомобильные выхлопы не рассеиваются, — объяснила корреспонденту «МК» пресс-секретарь министерства экологии Юлия Радионова. — Кроме того, существует эффект инверсии, когда слои воздуха не перемешиваются и выбросы как бы придавливаются, концентрируясь в нижних слоях атмосферы.
Действительно, если предприятия в период неблагоприятных метеоусловий работают в обычном режиме, негативный эффект от выбросов увеличивается в разы.
В 2014 году министерством экологии по прямому поручению губернатора Челябинской области Бориса Дубровского было подготовлено соглашение о взаимодействии по регулированию выбросов в периоды НМУ. Его подписали 18 предприятий. По этому соглашению предприятия должны получать от Гидрометцентра прогнозы о наступлении НМУ и сокращать в этот период выбросы. Контроль за исполнением этого соглашения должен исполнять Государственный экологический надзор, а он этого не делает. Более того, никаких санкций за неисполнение соглашения для предприятий не предусмотрено. Пока экологи полагаются на совесть промышленников, дышать в период безветрия нам будет нечем.
Пожаловаться на плохое качество воздуха можно по телефонам: (351) 263-64-90 (Управление Роспотребнадзора по Челябинской области), (351) 237-81-83 (Управление Росприроднадзора по Челябинской области).