После занятия с 82-летней учительницей восьмиклассница едва не покончила с собой

Об этой истории говорит весь Челябинск

15 февраля 2017 в 07:22, просмотров: 11718

Восьмиклассница Ксюша Брюханова, не выдержав прессинга со стороны учителя математики, совершила попытку суицида. Девочка чудом осталась жива, но ходить не сможет еще как минимум полгода. Корреспондент «МК» разбирался в подробностях этой истории.

После занятия с 82-летней учительницей восьмиклассница едва не покончила с собой
фото из личного архива Ксении

Родители предупреждали

Заявления с просьбами спасти детей от 82-летней учительницы математики Людмилы Захаровны Антоновой ложились на стол директора школы №155 Михаила Грищука неоднократно. Вот одно из них: «Ребенок посещает все занятия, замечаний по поведению нет. Но у преподавателя математики он стал мальчиком для битья. Мы адекватно относимся к способностям своего ребенка, но зачем его унижать? Ребята сейчас находятся в таком возрасте, когда любое оскорбление, да еще и прилюдное, воспринимается ими очень болезненно. Просим принять меры и поменять преподавателя математики». Это 2015-й год. А вот это заявление, написанное тогда же, прямо предсказывает то, что случилось в злополучный день 27 декабря 2016 года: «Прошу вас разобраться в сложившейся ситуации. К моему ребенку предвзято относится учитель математики Антонова Л.З. Повышает голос, переходит на крик. Даже в тех ситуациях, когда ребенок спрашивает что-то по предмету. У девочки повышается артериальное давление, постоянная боль в сердце, нарушается психика. Мы постоянно делаем ЭКГ, посещаем кардиолога, врачи говорят, что это стрессовая ситуация в школе. Это продолжается больше года. Мой ребенок это замалчивал, так как боялся давления со стороны учителя. Вся эта ситуация, учитывая переходный возраст ребенка, может привести к депрессии и суициду». Михаил Грищук на заявления отреагировал – забрал у Людмилы Антоновой те классы, в которых родители детей взбунтовались, и передал восьмой А. Туда-то и попала Ксюша Брюханова.

Как все произошло

Семь классов Ксюша проучилась в общеобразовательной школе поселка Каясан под Челябинском. Из школьной характеристики: «Получала хорошие и отличные оценки. В классе была организатором мероприятий. Каждый год участвовала в интернет-олимпиадах «Медвежонок» и «Пятерочка» по многим предметам. Имеет грамоту за третье место в межшкольном конкурсе «Голос» и первое место в составе команды в межшкольном конкурсе «Хлеб – всему голова». Каждый год награждалась грамотой за хорошую учебу и активное участие в жизни школы. Физически развита хорошо: 2 место в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки, 3 место в соревнованиях по армреслингу, чемпион района по баскетболу в составе команды». Мама Зоя Сергеевна Наумова, воспитывающая Ксюшу одна, хотела дать дочери путевку в жизнь. Из поселка семья переехала в Челябинск. Ксюшу отдали в 155 школу не только из-за хороших отзывов, но и потому, что там есть кадетский класс с начальной военной подготовкой. Это было личное желание Ксении – носить форму, бегать полосу препятствий, стрелять из пневматической винтовки. Никаких проблем с вхождением в новый коллектив у девочки не было. Она не была ни «белой вороной», ни «трудным подростком». Ребята к ней прислушивались, среди них она даже стала своего рода неформальным лидером. Это, по мнению юриста Петра Шибанова, защищающего интересы девочки, и стало причиной травли Ксюши со стороны Людмилы Антоновой.

фото: change.org Людмила Антонова

- Непонятное сведение счетов с детьми – так я вижу эту ситуацию, - рассказывает Петр. – Идет, например, толпа ребят, а навстречу Антонова. Подходит к Ксюше, щиплет ее за локоть: «Ты чего со мной не поздоровалась?» Придиралась к одежде, социальному положению. Знала, что Ксюши только мать, и она работает в поселковом магазине (Зоя Наумова место работы не сменила, так и ездила за 30 километров из Челябинска в Каясан – ред.)

Складывалось впечатление что Антонова таким образом подрывает авторитет девочки в классе. Ксюша стала пропускать уроки, чего раньше никогда не делала. Приходила домой в слезах, жаловалась матери. К Новому Году Антонова приготовила ученице «сюрприз» - двойку за вторую четверть. Мама Зоя Сергеевна поговорила с классным руководителем. Ксюше пообещали тройку, если посетит три индивидуальных дополнительных занятия – 26, 27 и 28 декабря. На первом же занятии Ксения получила от Антоновой замечания про неопрятный вид:

- У тебя брюхо висит, - заявила учитель, хотя девочка была в форме.

Дальше – больше:

-Где ты ночевала? Наверное, с ним, - и показала пальцем на ученика, также пришедшего в назначенное время.

Этого мальчика Людмила Захаровна почему-то не приняла и общалась с Ксенией наедине. Второе занятие девочка отказалась посещать категорически и из-за этого поссорилась с мамой. Зоя Сергеевна, следуя наказу классного руководителя, дочку на урок отправила. Вот только пошла девочка не в школу, а на стройку. Прежде, чем прыгнуть с высоты, выкинула учебник и тетрадь по математике, которые потом нашли на улице. В классном журнале за четверть стояла тройка, несмотря на невыполненное условие. Очевидно, что первоначальная двойка была не более чем манипуляцией.

Что произошло потом

После телерепортажа Зое Сергеевне на телефон посыпались звонки от многочисленных сочувствующих, желающих получить свою выгоду от чужого несчастья. Женщина была вынуждена даже сим-карту сменить. Через знакомых нашла юриста Петра Шибанова, взявшегося помогать. Мужчина, до этой истории пребывавший в твердом убеждении, что «малолетки нынче оборзели», взялся за дело неохотно. Но когда стал вникать в подробности, понял, что дело в данном случае вовсе не в детях. «Оборзели» взрослые, в упор не желающие видеть проблему там, где она налицо.

Мести семья Ксюши не жаждала. Директора школы Михаила Грищука просили об одном: убрать Антонову. Можно было сделать это красиво сразу после новогодних каникул: дать учительнице орден и отправить на заслуженный отдых.

фото Юлии Боровиковой

- Я директору сразу объяснил – уберите ее из школы, и никакого продолжения не будет, - рассказал Петр Шибанов корреспонденту «МК». - У нас один интерес - чтобы ребенок не боялся обратно в школу вернуться.

Но даже в этой просьбе семье было отказано. А на Петра тем временем валом посыпались заявления от родителей, чьи дети также пострадали от Людмилы Антоновой. Было решено провести родительское собрание. Когда директору школы Михаилу Грищуку принесли уведомление о собрании, он вел себя как двоечник, сбежавший с уроков. Только перспектива повторного визита телекамер вразумила его поставить на уведомлении свою подпись. Но на собрание директор не явился, равно как и завучи, и запуганная классный руководитель. Все кабинеты школы были закрыты, родители стояли в фойе. В больнице тяжело травмированная Ксюша отважилась на интервью для челябинского телевидения, где раскаялась в содеянном. Тут же к девочке стали подходить люди в белых халатах и запугивать: «Тебе ведь жить в этом городе, поступать в институт…».

Полтора месяца она была полностью обездвижена, только сейчас начала поворачиваться с боку на бок. Матери пришлось занять 27 тысяч на корсет – эти деньги нужно будет отдавать… Сейчас девочку выписали домой, а это означает новые расходы: 15 тысяч функциональная кровать с рамкой, еще десять – противопролежневый матрас. На одни только средства гигиены, необходимые для лежачего больного, и медикаменты уходит ежедневно около семисот рублей. Узнать, как помочь семье можно здесь 

Школу проверила прокуратура, возбуждено уголовное дело. По словам старшего помощника прокурора Тракторозаводского района Дины Закирзяновой, уже сейчас можно утверждать, что были нарушены базовые права ребенка, в первую очередь на уважительное отношение. Школой не была использована предусмотренная законом возможность составления индивидуального учебного плана и смены педагога.

Строгая, но справедливая?

История девочки, пострадавшей от оскорблений 82-летней учительницы, взбудоражила весь Челябинск. Многие горожане говорят о том, что причиной попытки суицида стала якобы не школа, а конфликт в семье, ссора с матерью.

- При этом они забывают, из-за чего произошла ссора, - обращает внимание помощник прокурора Тракторозаводского района Челябинска Дина Закирзянова. – Девочка не хотела идти на урок, а мать настаивала на этом.

Люди судачат, что в семье на ребенка якобы не обращали внимания. Но вот цитата из характеристики, выданной уже 155-й школой: «Мама интересуется учебой, успехами ребенка. Посещает родительские собрания, созванивается регулярно с классным руководителем, своевременно реагирует на замечания учителей-предметников». Зоя Сергеевна поднимает Ксению одна. Не гуляет, не пьет, не привела в дом другого мужчину. Вполне возможно, что она не была для дочери подругой и доверительным собеседником. Возможно, была строга в тот злополучный день. Но разве школа должна ставить родителя в такие условия, что малейший его просчет оборачивается трагедией?

Разделились мнения и по поводу Людмилы Антоновой. Одни вспоминают, как учитель математики их унижала и оскорбляла. Другие говорят о том, что только благодаря Людмила Захаровне поступили в престижные технические вузы. Благодарные ученики даже составили петицию в поддержку учительницы на сайте change.org: «Девочка всем объявила, что учитель унижала ее, дергала за волосы, необоснованно ставила плохие оценки. По факту происшедшего возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ "Доведение до самоубийства". На основании этого весь наш класс вызывали в прокуратуру для дачи показаний. Я была там. Мой ребенок, один из лучших учеников в классе, рассказал, что ничего подобного не видел. Я точно знаю, что так же сказала большая половина класса. Людмиле Захаровне сегодня 82 года.  Большую часть жизни она отдала преподаванию в школе. Была даже директором школы. Несмотря на свой возраст, она прекрасно справляется со своими обязанностями. У нее есть классное руководство. Да, она строгая, да, она требовательная. Даже дети говорят, что у нее единственной на уроках дисциплина, тишина и все заняты процессом обучения. А потом получая хорошие оценки на ЕГЭ и в институтах приходят и благодарят ее», - пишет Евгения Шульга. Петицию подписали 248 участников.

Других нет?

Все точки над i в этой истории должен был расставить городской комитет по делам образования. Но его начальник Светлана Портье на связь с журналистами не выходит, отделываясь формальными комментариями.

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов признает, что наши учителя – далеко не божьи одуванчики:

- Я участвую в областной комиссии по делам несовершеннолетних, и там мы в ежемесячном режиме рассматриваем дела педагогов, которые имели судимость, - говорит Александр Игоревич. - Недавно вышло постановление, которое позволяет бывшему осужденному заниматься педагогической деятельностью. Читаю уголовные дела, и мне дискомфортно, что там и наркотики, и боеприпасы, и оружие – чего только нет за плечами педагогических работников. Люди разные, я их абсолютно не идеализирую.

Да, это приводит к негативным последствиям, но ждать, что они повторятся, я бы не стал. Что только не происходит - если я на каждый случай буду реагировать, не смогу вести ежедневную работу. Эти вещи должны решаться на уровне школы, максимум – муниципалитета.

Директор элитного физико-математического лицея №31 Александр Попов считает, что Михаил Грищук стал заложником ситуации с нехваткой учителей математики и физики, сложившейся в городе и области:

- Нет учителей в городе. Некому работать, поэтому директора дорожат учителями, начинавшими работать еще в советское время. Они, как правило, прекрасно знают свой предмет. Чем никак не могут похвастаться молодые педагоги, становящиеся рабами учеников и их родителей. Никто не занимается подготовкой математиков и физиков. Наш педагогический университет объявил себя гуманитарным вузом, готовит логопедов, которые в таком огромном количестве не нужны. А физмат в запустении. Сейчас сделают виноватой эту старуху, или директора, вынужденного ее держать, потому что на ее место ставить некого.

Конфликт с учителем: что делать?

Советы Евгении Ситкиной, педагога-психолога областного психологического центра диагностики и консультирования:

1.Нужно выяснить, что конфликт имеет место. Обычно он начинается с нежелания идти в школу. Ребенок может закрыться и ничего не рассказывать. Задавайте ему вопросы косвенным путем: «А как относятся учителя к твоей подруге?» Возможно, через разговор об одноклассниках ваш ребенок расскажет о своих проблемах. Займите нейтральную позицию и слушайте. Уже одно это снимает часть напряжения и стабилизирует состояние ребенка.

2. Когда вы выяснили, что конфликт имеет место, узнайте у других родителей, как строятся отношения этого учителя с другими детьми. Если проблема массовая, то обратитесь в администрацию школы, комитет по делам образования, прокуратуру. Помните, что вы имеете полное право потребовать, чтобы ребенок, не меняя школу или класс, поменял учителя.

3. Если проблема с учителем возникла у одного-двух учеников, попробуйте сами договориться с педагогом. Помните: ребенок в этом возрасте не может решать конфликты! Ответственность лежит только на взрослых. В разговоре с учителем продемонстрируйте готовность найти выход из проблемы, скажите: «Давайте подумаем, как исправить ситуацию всем вместе». Учитель должен предложить план действий, который станет отправной точкой. Если вы видите неадекватность педагога, ни в коем случае не допускайте дальнейшее общение вашего ребенка с ним.

4. Может оказаться, что у вашего ребенка нарушены адаптативные механизмы. В народе таких называют «белая ворона». В этом случае смена педагога, класса или даже школы ничего принципиально не решит. Помогут занятия с психологом, но только не школьным. Сейчас в каждом городе есть центры психологической помощи – обращайтесь туда.



    Партнеры