Почему в Челябинске отремонтированные дороги не выдержали и сезона

Четверть всех дорог, отремонтированных в 2016 году, уже находится в аварийном состоянии

На минувшей неделе состояние дорог в Челябинске стало одной из главных тем. Информационным поводом стали результаты мониторинга челябинских дорог, обнародованные пресс-службой депутата Государственной Думы Владимира Бурматова. В мониторинге участвовало несколько десятков волонтеров и экспертов. Это сотрудники центра «ЖКХ-контроль», сторонники партии «Единая Россия» и самого Бурматова.

Четверть всех дорог, отремонтированных в 2016 году, уже находится в аварийном состоянии
Пресс-служба Владимира Бурматова

Было проверено 40 участков дорог, работы по реконструкции и ремонту которых проводились всего полгода назад. В результате были названы десять дорог, которые уже находятся в аварийном состоянии и снова нуждаются в ремонте. Это дороги на улицах Салютная, Российская, Цвиллинга, Бажова, Механическая, Румянцева, Гаражная, Свердловский проспект, проспект Победы, а также набережная реки Миасс. На всех дорогах обнаружили выбоины и трещины.

- В большинстве случаев размеры выбоин оказались намного больше допустимых норм, - комментирует Владимир Бурматов. - По закону потребовать от подрядчика переделать работу по гарантии имеет право заказчик, то есть органы власти соответствующего уровня. В этом случае все недочеты должны исправляться подрядчиком в рамках гарантийных обязательств, за собственный счет.

Депутат назвал вопиющим тот факт, что четверть всех дорог, отремонтированных в 2016 году, уже находится в аварийном состоянии и требует новой реконструкции. Парламентарий подчеркнул, что это - пример халатного подхода со стороны подрядчиков к освоению весьма значительных денежных средств. Последние два года дорожный фонд области составляет порядка 10 миллиардов рублей, большая часть который идет на ремонт именно городских дорог.

Интересно, что идея мониторинга возникла не на пустом месте. Летом та же команда волонтеров контролировала выполнение ремонтных работ.

- Нам приходилось иной раз трижды выезжать на один и тот же участок, чтобы сначала заставить подрядчиков хотя бы выйти на работу, - вспоминает пресс-секретарь Владимира Бурматова Алла Ципордей. – А потом мы следили за тем, чтобы ремонт выполнялся с соблюдением технологий, и уже тогда можно было предсказать результаты, которые мы видим сегодня.

В сообщениях пресс-службы Владимир Бурматова подрядчики не названы:

- Нам важны не названия компаний, а результат – чтобы люди получили дороги нормального качества за свои же, можно сказать деньги, - продолжает Алла Ципордей.

Однако корреспонденту «МК» удалось узнать, что речь идет о компании «Южуралмост», выигрывающей, по данным УФАС, 95% дорожных аукционов на Южном Урале. Мы позвонили в пресс-службу компании. Сотрудник пресс-службы поначалу заняла позицию глухой обороны: «Мы релизы Бурматова комментировать не будем». Но короткий диалог все же состоялся.

- Вы попробуйте найти в Челябинске улицу Гаражную – ее просто нет, - заявила представитель пресс-службы. – А улица Румянцева? Мы ее не делали, она не проходит по среднему ремонту уже лет 30.

Очевидно, имелось в виду, что на этой улице был произведен ямочный ремонт, срок службы которого невелик. Но об этом можно лишь догадываться, поскольку от дальнейших комментариев представитель пресс-службы отказалась, выразив готовность к серьезному разговору лишь в том случае, если он не будет связан с исследованием Владимира Бурматова.

Между тем депутат обсудил скользкую тему дорожного строительства с губернатором Челябинской области.

- Все эти разговоры с дорожниками должны быть в рамках «заказчик-исполнитель». Поэтому берем нарушения, как дефектную ведомость, которая должна быть качественно исправлена. Думаю, разговаривать с подрядчиками особо не нужно, давайте замечания и сроки. Эта информация нам важна, берем ее в работу, – подчеркнул Борис Дубровский.

Губернатор одобрил практику мониторинга и предложил распространить ее на межмуниципальные дороги: «Понимаю, что там тоже есть вопросы».

Получается, что особых проблем вроде бы нет: согласно договору, подрядчик должен осуществлять гарантийный ремонт в течение трех лет. Вопрос в том, каким будет этот ремонт? Если ямочным, то он продлит срок жизни дороги в лучшем случае еще на один сезон.

Более радикальной мерой могло бы стать наведение порядка в дорожных аукционах. Именно этой теме был посвящен круглый стол по государственным и муницапальным закупкам в сфере дорожного строительства. Инициатором выступило челябинское УФАС России. Руководитель ведомства Анна Козлова сообщила, что случаев отмены торгов по дорогам не так уж и много (девять в 2016 году и один в 2017-м), но речь идет об очень крупных суммах. Вот один из показательных примеров. В 2017 году заказчик отменил аукцион на реконструкцию автомобильной дороги в Увельском муниципальном в связи с «обстоятельствами непреодолимой силы». Цена контракта закупки, в которой участвовали семь компаний, составляла 28 миллионов рублей и в результате торгов была снижена на 35%. Эти средства мог бы сэкономить областной бюджет, но увы… Торги были отменены из-за «обстоятельств непреодолимой силы». После отмены закупки заказчик вновь проводит аукцион, в лот которого, помимо дороги в Увельском районе, вошли никак между собой не связанные дороги в Саткинском и Троицком районах, а также в Южноуральском городском округе. Цена нового контракта составила уже не 28, а 413 миллионов рублей. На участие в этой закупке подали заявки лишь две компании, а на аукцион «вышла» только одна, уже известная нам - АО «Южуралмост». Поскольку конкуренции не было, цена закупки осталась прежней, и экономии не получилось никакой.

- Такое объединение дорог в один лот, к тому же не связанных территориально, привело к ограничению количества участников аукциона, - резюмировала Анна Козлова и добавила: - Позиция территориальных органов ФАС России по разукрупнению лотов, в том числе и в дорожной отрасли, едина по всей стране.

Заместитель руководителя челябинского УФАС Наталья Сапрыкина заметила, что конкуренты «Южуралмоста» не слишком активно отстаивают свои права: жалобы в УФАС подают, а на суды не ходят. Такая страусиная позиция бизнеса дает возможность министерству дорожного хозяйства и транспорта оспаривать решения УФАС.

Итогом круглого стола стал проект по разукрупнению дорожных лотов.

- Мы предлагаем заказчикам часть аукционов отдать на откуп малому и среднему бизнесу, - разъясняет суть проекта пресс-секретарь челябинского УФАС Наталья Мартынюк. – Когда несколько лотов объединяются в один, многие компании сами уходят с торгов, не имея возможности освоить крупные объемы дорожного строительства.

Представители миндортранса признают, что не хотят иметь дело с мелкими подрядчиками, дескать, те ненадежны, могут обанкротиться и т.д. Предприниматели же утверждают, что владеют новейшими технологиями, которые позволят дорогам служить долго. Во всяком случае, дольше, чем один сезон.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №19 от 3 мая 2017

Заголовок в газете: Дороги длиной в сезон

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру