Как рассказала Светлана Романова, она владеет земельным участком с 1981 года. На нем построен кирпичный садовый дом. «В 2014 году было принято решение об увеличении охранной зоны вдоль газопровода со 100 до 150 метров. Нас обязали снести дом за свой счет без всякой компенсации. Справедливо ли это?» — спросила женщина у президента. Владимир Путин ответил, что это несправедливо. «Считаю, что закон надо изменить и тех, кто уже построился в 100-метровой зоне, нужно оставить в покое, а запретить лишь новое строительство», — сказал президент, пообещав, что дом Романовой снесен не будет.
Но прямая линия с президентом закончилась, а угроза сноса дома без всяких выплат осталась. По словам Светланы Романовой, после обещания Путина она разговаривала с начальником Челябинского ЛПУМГ (линейное производственное управление магистральных газопроводов) Владимиром Галяниным. «Я спросила его, что теперь будет? За нас ведь вступился президент, - говорит Светлана Романова. – Но он ответил, что обязан снести дом по закону, и будет требования закона выполнять. Когда я обращалась в местные инстанции, мне все говорили, обращайтесь на федеральный уровень. Вот я и обратилась. И что дальше?».
«МК» обратился за разъяснениями к ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург», которому принадлежит ГРС. Она питает административный центр Сосновского района — село Долгодеревенское. Надо отметить, что подробный ответ был дан редакции в кратчайшие сроки.
По словам ВрИО начальника службы по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» Дениса Волкова, газовая компания всего лишь строго следует предписаниям закона. «Газопровод-отвод к райцентру Долгодеревенское с газораспределительной станцией были построены и приняты в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии от 30.06.1976 г. СНиП II-45-75, вступившем в силу с 01.01.1976, были установлены минимальные расстояния от ГРС, составлявшие 150 метров, - пишет он. - Земельные участки для размещения коллективного сада «Дружба» начали предоставляться с 1981 года, то есть уже после того, как Газопровод-отвод и ГРС были построены и введены в эксплуатацию и минимальные расстояния установлены. Соответственно, должны были учитываться ограничения, налагаемые на данные земельные участки охранной зоной и минимальными расстояниями, наличие которых запрещает строительство каких-бы то ни было построек в их пределах. Введенными в действие с 01.01.1986 г. «СНиП 2.05.06 -85, Магистральные трубопроводы» минимальное расстояние для указанной ГРС не поменялось и также составляет 150 метров».
Если газовая компания не причем, то кто виноват в том, что Светлана Романова останется без дачного дома и без денег? В ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» считают, что ответственность лежит на органах местного самоуправления: «Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий. Поскольку учет ограничений при формировании земельных участков, а также при установлении видов разрешенного использования земельных участков в пределах минимальных расстояний от опасных производственных объектов является обязанностью органов местного самоуправления, С.В. Романова вправе обратиться за взысканием убытков с органов и лиц, допустивших нарушения закона и ее гражданских прав».
Однако с позицией газовиков не согласен председатель челябинского отделения общественной организации «Садоводы России» Константин Толкачев. «Ситуация, с которой столкнулась Светлана Романова, нам хорошо знакома, - говорит он. - Мало того мы, как общественная организация, представляющая интересы челябинского садоводческого сообщества, уже защищали интересы наших жителей в спорах с газовыми кампаниями в суде и выигрывали их.
Для примера - ООО « Газпром Трансгаз Екатеринбург» обратились с такой же претензией к собственникам садов в СНТ «им. Мичурина» города Магнитогорска. Суть претензии была такая же, как в СНТ «Дружба». Наши юристы разобрались в этом вопросе и предъявили в ООО «Газпром Трансгаз Екатеринбург» документы подтверждающие, что вся территория садов, в том числе охранная зона газопровода была предоставлена раньше введения в эксплуатацию самого газопровода (к примеру территория СНТ была предоставлена в 1954 году, а газопровод введен в эксплуатацию в 1963 году) в силу чего недопустимо предъявлять претензию к СНТ и садоводам. Виновники в данном случае именно ООО « Газпром Трансгаз Екатеринбург», поскольку они в свое время не верно запроектировали местоположение газопровода. После предоставления соответствующих документов нашими юристами, подтверждающих дату предоставления садовых участков садоводам ООО « Газпром Трансгаз Екатеринбург» отказались от всех претензии к садоводам и СНТ «им. Мичурина».
По словам Толкачева, проблема Светланы Романовой в СНТ «Дружба» аналогична для еще восьми собственников участков. Правда, у некоторых из них строения некапитальные. «В случае удовлетворения судом требований газовщиков Светлане Романовой и восьми ее товарищам по несчастью будем добиваться компенсации за свои объекты», - пообещал председатель.
Звонок Светланы Романовой на прямую линию с президентом поднял важный вопрос. В Челябинской области около 500 садовых участков попадают в охранную зону газопроводов. Еще в апреле этого года власти области направили в Госдуму обращение по этому пробелу в законодательстве. Правительство региона выступало с предложением разработать механизм компенсации для собственников такой недвижимости. Впрочем, узаконить непременную выплату владельцам сносимых строений может и непосредственно сам президент страны, вступившийся за них на прямой линии.