Хватились, метеорита нету: из челябинского музея украли фрагмент небесного тела

Похищенный экспонат стоит около двух с половиной миллионов рублей

Из Государственного исторического музея Южного Урала пропал фрагмент метеорита, упавшего на город 15 февраля 2013 года. Нашли экспонат в частной коллекции. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Похищенный экспонат стоит около двух с половиной миллионов рублей
Фото: УФСБ по Челябинской области

Из фондов музея пропал фрагмент легендарного небесного тела, сделавшего Челябинск известным во всем мире. Хватились его в начале июля. Обнаружить факт пропажи фрагмента метеорита помогла служебная проверка Росохранкультурой челябинского государственного исторического музея. Сотрудники ведомства сделали несколько замечаний по хранению экспонатов в фондах музея. Примечательно, что эти замечания не касались фрагментов метеорита.

- После этой проверки я стал тщательно изучать документы на экспонаты по темам археология, метеорит и другим, - рассказывает директор исторического музея Владимир Богдановский. – Поскольку у меня самого возникли в правильности оформления документов.

В музее была создана специальная комиссия по внутреннему расследованию. Так была выявлена недосдача: несколько предметов исчезло в тот момент, когда документация на них еще не была оформлена.

- В этой ситуации я действовал строго в соответствии с инструкцией, - продолжает Владимир Богдановский. – Передал результаты нашего внутреннего расследования в областное министерство культуры, а они, в свою очередь, обратились к специалистам из УФСБ.

«В результате оперативно-розыскных мероприятий контрразведчикам удалось установить местонахождение ценного экспоната. Он обнаружен в частной коллекции геолога»,— сообщили «МК» в пресс-службе УФСБ по Челябинской области.

Имя геолога пока не разглашается, но точно известно, что он никогда не был сотрудником музея, лишь оказывал учреждению консультационную помощь. Известно также, что фрагмент был передан геологу сотрудниками музея, которые уже несколько лет там не работают.

- В свое время я предложил уволиться этим людям за нарушение трудовой дисциплины, - рассказал Владимир Богдановский.

Всего в музее находится около сорока фрагментов метеорита. Пропавший фрагмент весит около двух с половиной килограмм. Геолог взял его в 2014 году якобы на исследование, не оформив никаких документов.

По данным специалистов, один килограмм метеорита стоит более миллиона рублей. Фрагмент весил два с половиной килограмма. Сейчас выясняются все обстоятельства. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Метеорит диаметром 17 метров и массой более 10 тонн вошел в атмосферу Земли в феврале 2013 года. Он почти полностью сгорел, один из крупных фрагментов упал в озеро Чебаркуль. Вес осколка 654 килограмма. Процесс его поднятия из водоема освещался  местными и федеральными телеканалами.

По оценкам НАСА, это самое большое из известных небесных тел, падавших на Землю после Тунгусского метеорита в 1908 году, оно соответствует событию, происходящему в среднем раз в сто лет. Челябинский метеорит стал героем множества документальных фильмов.

Сюжет:

Челябинский метеорит

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 19 июля 2017

Заголовок в газете: Вернули метеорит на место