«Достали школьные поборы? Пишите в прокуратуру»

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов советует родителям не мириться с нарушениями закона

В разгар лета самое время поговорить о предстоящем учебном годе. Гостем проекта «Большая редакция» стал министр образования и науки Александр Кузнецов, который откровенно ответил на вопросы редакторов медиахолдинга «Гранада Пресс» и пользователей Интернета. Предлагаем вашему вниманию наиболее интересные фрагменты беседы.

Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов советует родителям не мириться с нарушениями закона

О «добровольных» взносах и репетиторстве

- Александр Игоревич, не секрет, что в школах распространена практика добровольно-принудительных взносов для родителей. Суммы разовых «пожертвований» доходят до 50 тысяч за ребенка. Известны случаи, когда руководители школ буквально прессингуют родителей, которые не заплатили денежные взносы: настойчиво напоминают, шлют гневные смс-ки и т.п.Скажите, как правильно поступать в этом случае родителям, особенно тем, кто не может заплатить? Многие опасаются идти на конфликт с руководителями школы, опасаясь, что это может привести к «санкциям» в отношении ребенка…

- На мой взгляд, деньги родителей должны быть не единственным источником пополнения школьной казны. Учебное заведение должно иметь свои внебюджетные средства. Заработать их можно за счет предоставления различных платных услуг. Тем же взрослым, к примеру – это сегодня огромный рынок. В идеале ситуация может выглядеть так: школа заработала какое-то количество денег, и просит родителей добавить, кто сколько сможет. В этом никакого нарушения закона нет. Просить можно. Когда школа ничего не зарабатывает, а занимается лишь тем, что «щипает» родителей, да еще по фиксированным тарифам, то это другая ситуация. Тема, конечно, деликатная. Но если поборы достали, есть конкретный прессинг со стороны руководителей, то нужно зафиксировать эти факты и писать в прокуратуру, к нам в министерство или в городское управление образования. Причем, это можно сделать анонимно.

- Сегодня получила распространение практика репетиторства, когда педагоги за деньги занимаются со своими учениками. Как вы объясните такое явление? Насколько это законно?

- Ничего удивительного в этом нет. Занятия с репетиторами – это борьба за бесплатные бюджетные места в высших учебных заведениях. Родители вкладываются в подготовку детей сегодня, чтобы завтра не платить за высшее образование. Насколько такие занятия находятся в рамках закона? Во-первых, если педагог школы за деньги занимается со своим учеником, то он нарушает федеральное законодательство и вообще-то должен быть уволен. Если репетитор из другого учебного заведения – пожалуйста. Однако когда деньги передаются наличкой и педагог не оформляет индивидуального предпринимательства, то здесь вопросы могут возникнуть уже у налогового ведомства. В остальном же на репетиторство не существует ограничений.

О нехватке мест в школах и конкуренции среди учителей

- В СМИ активно обсуждается тема нехватки школьных мест в челябинском микрорайоне «Парковый». Есть такая проблема?

- С местами в школе проблем нет. Есть вопросы, кто будет обучаться в первой смене. Кто-то сделал из этого ажиотаж. Там более 400 детей. Все они сядут за парты. Постепенно все эти вопросы снимутся. Похожие ситуации есть не только в «Парковом», но и Шаголе, микрорайоне «Александровский», мы их учитываем при резервации площадей под новые школы. В Чурилово есть вторая смена, которая практически переходит в третью, в «Академ-Риверсайде» будет непросто. Мы знаем «болевые точки» и делаем все возможное, чтобы предупредить возникновение проблем. Конечно, и строители должны знать, сколько в конкретном районе должно быть школ и детских садов.

- Выпускникам педагогических вузов очень сложно устроиться на работу. Кто виноват и что делать?

- Во-первых, не все так трагично. Места учителей появляются, бывают всякие жизненные обстоятельства. Да, в крупных городах выпускникам работу найти сложнее. Но можно поехать в сельскую местность, попробовать себя там. Во-вторых, после повышения зарплат многие, кто уходил из школы, туда вернулись. И знаете, я даже рад, что среди педагогов появилась конкуренция, а у руководителей учебных заведений - выбор.

О качестве образования и протестных настроениях школьников

- Можно ли как-то оценить качество образования?

- Знаете, как на этот вопрос иной раз отвечают педагоги со стажем? Дескать, «померить» качество получаемого образования в школе сейчас никак невозможно, а результат можно будет увидеть только лет через 10-15. Условно говоря, кто-то из выпускников преступление совершит, а кто-то президентом станет. Но с управленческой точки зрения мы не можем ждать 15 лет. Тем более, что система образования в принципе может «съесть» практически любые ресурсы. Поэтому в прошлом году совместно с экспертным сообществом мы разработали ряд индикативных показателей, которые, на наш взгляд, с одной стороны, понятны широкой общественности, с другой – позволяют дать оценку качества образования. К слову, получили неплохие отзывы об этой работе от экспертов, в том числе московских (а в столице мы работаем с Высшей школой экономики). В качестве критериев мы взяли не только оценки, но и, к примеру, охват дошкольным образованием, уровень преступности в муниципалитете, здоровье школьников. Согласитесь, можно сильно нагружать детей занятиями, но при этом они будут чаще подвержены различным заболеваниям. А ведь важна не только успеваемость, но и здоровье.

В итоге все необходимые данные мы получаем, в том числе, от МВД, минздрава, Росстата. С помощью специальной программы эти сведения обрабатываются в автоматическом режиме. Полученную картину мы сопоставляем с данными по затратам бюджетных средств, выделяемых на одного ребенка в каждом муниципалитете. Цифры очень разные – от 50 до 120 тысяч рублей в год. При этом мы увидели, что лучшие результаты не всегда там, куда направляется больше средств. Мы видим, что зачастую педагогам и управленцам удается достигать успехов при весьма скромном финансировании. И мы начинаем тиражировать эти практики. Возможно, эта система несовершенна. Но она позволяет принимать управленческие решения, направленные на эффективное использование бюджетных средств. И не «закапывать» деньги, а наоборот, направлять ресурсы туда, где они работают с наибольшей пользой.

- Считаете ли вы необходимым вести пропагандисткую работу среди школьников в связи с ростом протестных настроений в обществе, в том числе среди школьников?

- В целом, я скептически отношусь к такой практике. Школа у нас отделена от церкви. Я считаю, что школа также должна быть отделена от политики. То есть, я понимаю, что в образовании нельзя обойтись без политики. Но, на мой взгляд, никакой пропаганды не должно быть в стенах учебных заведений. Я, конечно, задавался вопросом, почему некоторые старшеклассники выходили на митинги Навального. Мне кажется, это идет от того, что они не заняты в должной мере общественно полезным трудом. Надо подумать, как лучше организовать такой процесс. Чтобы они могли и деньги заработать для себя и принести пользу обществу. А когда этого нет, родители заняты, дети предоставлены сами себе. Вот и «развлекаются», участвуя в митингах. Конечно, я за стабильность в обществе. Не будет ее – будет плохая экономика, плохое образование. Но и палку перегибать не нужно.

 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 2 августа 2017

Заголовок в газете: «Достали школьные поборы? Пишите в прокуратуру»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру