Владимир Алейников: «Основная задача – привести в порядок дороги Челябинска»

О прошлом и будущем челябинских дорог рассказывает заместитель Главы города по дорожному хозяйству

8 сентября 2017 в 08:01, просмотров: 884

 «Дороги в Челябинске кроют исключительно матом», «хороший асфальт на дороге не валяется», - горожане три года упражнялись в остроумии, говоря о дорогах в Челябинске. Больше всего людей интересовало, почему от отгремевшей революции не осталось и следа. «МК» решил узнать о дорогах у человека, который много лет руководит дорожным хозяйством всего города. Владимир Алейников – профессионал своего дела, он всегда открыт для журналистов и не боится острых вопросов.

Владимир Алейников: «Основная задача – привести в порядок дороги Челябинска»

- Владимир Георгиевич, давайте начнём с общего обзора того, что планируется сделать по дорожной программе.

- В РФ существует большой комплексный проект развития транспортной инфраструктуры, суть которого - определить агломерации вокруг крупных городов и промышленных центров и в границах каждой агломерации разработать свою программу. Приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» начат в 2017 и рассчитан до 2025 года. Основные задачи этого года связаны не с капиталоемкими объектами, такими, как мосты и путепроводы, не с новым строительством больших магистралей, а именно с приведением в нормативное состояние тех улиц и дорог, которые внутри агломерации уже существуют. Основные показатели качества дорожного полотна – отсутствие ям и ровность дорог. Это одна часть программы, а вторая основная задача на 2017 - до 50% сократить количество очагов аварийности. Для реализации программы Челябинску выделено 700 миллионов рублей. Из них 495 миллионов рублей направлено непосредственно на ремонт дорог. Согласно проекту, мы приведем в порядок 564 тысяч кв. метров. Маленькое отступление от федеральной программы – если к этому прибавить всё то, что мы делаем еще по нашим программам, в том числе ямочный ремонт, то у нас, дорожников, получается более обширная задача - в этом году приблизиться к миллиону квадратных метров дорог, которые строились, реконструировались, ремонтировались. Это то, что нам хотелось бы видеть. На сегодняшний день порядка 330 тысяч кв. метров из 564 указанных уже сделано. До 1 октября все дорожные работы должны быть закончены.

- Расскажите, пожалуйста, про новый асфальт, в чем его особенность.

- В этом году мы применяем новый асфальтобетон, ЩМА, в нём увеличенное содержание кубовидного щебня, что значительно усиливает прочность решётки. Обязательно применяются наполнители, которые устраняют пустоты, образующиеся в процессе плавки. Да, этот асфальт сложнее производить, он требует выдержки технологического процесса. Но там, где мы его укладываем, уже видят: да, это другой асфальт. Исходя из опыта его применения в других регионах РФ, мы предполагаем, что он окажется долговечнее, прочнее. Также мы связываем с ним надежды по уменьшению колееобразования на наших основных магистралях, особенно там, где ходят троллейбусы – весят они «будь здоров», по 20 тонн, и являются основными транспортными средствами, которые приводят к образованию колеи. В основном, конечно, в летний период, когда жара. Так вот свойства нового асфальта позволяют нам надеяться на его долговечность и отсутствие колейности на дорогах.

В настоящее время около 60% от запланированного объёма дорожных работ в рамках проекта выполнено. При составлении программы мы выбрали 13 основных магистралей нашего города, где проходят основные транспортные потоки, географически расположенные так, чтобы были охвачены все районы. Завершен объект по Героев Танкограда, сделаны Каслинская, проспект Ленина и другие. Проспект Победы уже закончен. На сентябрь у нас остается Ленинский район - улица Гагарина и часть Копейского шоссе. Также после перекладки трамвайных путей будут сделаны участки по Цвиллинга и Труда от Свободы до Каслинской.

- Расскажите, пожалуйста, про историю с проспектом Победы. Это был первый такой случай, когда дорожники сначала положили асфальт, а потом сами за свой счет его исправили?

- Нет, это нередкий случай. Гарантийные обязательства предусматривают такой момент, как исправление за счет подрядчика в случае обнаружения каких-либо дефектов. Как пример - АО «Южуралмост» 3 км на Худякова полностью переделывали.

- А как выявляются такие ошибки? Проводится какая-то внутренняя проверка?

- У нас есть своя дорожная лаборатория, со всем необходимым оборудованием. При приемке работ она делает замеры, вырубки, на основании которых устанавливаются ошибки при укладке асфальта. В этом случае дорожники согласно гарантийным обязательствам всё переделывают за свой счет.

- Ещё такой важный момент. В период ремонта дорог «ливневая» канализация устанавливается?

Как я уже сказал, в 2017 году выполняется только ремонт верхнего слоя дорожного покрытия, поэтому более серьезный ремонт, в том числе и работы по «ливневке», в эту программу не входит. В случае если «ливневка» где-то забивается, этим занимаются специалисты УДР (Управление дорожных работ), также как и наружным освещением, кстати. А вот при строительстве новых улиц и дорог, «ливневка» предусмотрена. Сейчас такие работы ведутся в Парковом-2, на Сумина и Столыпина, это стержневые улицы для данного микрорайона, еще не так давно там вообще не было нормального транспортного сообщения. Улицу Сумина мы планируем открыть ко Дню города, а к 20-му октября и улицу Столыпина.

- Расскажите, пожалуйста, поподробнее. Какие характеристики у этих улиц?

- Улица Сумина около 500 метров в длину и 9 метров в ширину, есть тротуар, «ливневка», сделан дренаж. На улице Столыпина дорога значительно больше - шириной 15м и в длину около 800м, она считается основной магистральной в микрорайоне. Сейчас там строится ливневый коллектор, устанавливаются перепуски. На улице Шмакова в районе Краснопольской площадки, где с двух сторон ведется застройка, сейчас также идут дорожно-строительные работы в полном объеме: «ливневка», дренаж, перепуски, тротуар, потом будет и освещение. Также проводится реконструкция улицы Енисейской, связывающей ЧТЗ и Ленинский, в этом году там запланировано 1км 600 метров, сейчас мы завершаем первый участок протяженностью 600 метров и приступим к следующему километровому, закончить планируем к 15 сентября. Выполнена половина плановых работ и по улице Агалаково.

- А Чурилово?

В Чурилово в этом году запланировано два объекта, один из них магистральный по улице Трашутина, она идет параллельно Зальцмана. Это очень серьезный объект, с большой стоимостью. В этом году предполагается сделать только инженерные выносы всех ходов и сетей, ну и самое сложное, поскольку там болото - это ливневый коллектор, без него нет никого смысла строить дорогу. А на будущий год уже запланированы непосредственно дорожные работы. Кроме этого, закончим улицу Тепличную, которая является связкой между улицами Зальцмана и Трашутина.

- Владимир Гергиевич, а какова цена вопроса, если учитывать ливневый коллектор?

- В этом году по инженерии мы должны сделать на сумму 50 миллионов рублей, а все остальные работы, это порядка сотни миллионов рублей, будем планировать уже на следующий год.

- А сколько оставляет общая площадь дорожно-уличной сети в городе? И сколько квадратов нуждается в ремонте?

- В общей сложности в Челябинске около 11 миллионов квадратных метров дорожного покрытия.

Есть нормативные межремонтные сроки: текущий, средний, капитальный ремонт. В системе мы ежегодно процентов 10% из этих 11 миллионов кв. метров должны подвергать какому-то виду ремонта. Но, учитывая, что у нас сначала была аховая ситуация с финансированием, потом во время «дорожной революции» акцент был смещен на строительство новых транспортных связей, 15 мостов и путепроводов было возведено, и концентрация средств была там. Причем именно строительство этих 15 сооружений обеспечивает то, что в настоящий момент в городе системных пробок практически нет. Но в результате текущий и средний ремонт запустили, поэтому 2 года назад весной мы проснулись с разбитыми дорогами. Чтобы исправить ситуацию, в 2016-17 годах акцент был сделан в первую очередь на ремонт дорог. В прошлом году было выполнено положенных 10-12%, в этом году мы также входим в 10%, тем самым, приближаясь к желаемому выполнению одного миллионов квадратных метров. Если мы в системе будем так работать, тогда у нас в городе улично-дорожная сеть будет в нормативном состоянии.

- Владимир Георгиевич, включает ли проект «Безопасные и качественные дороги» оборудование перекрестков светофорами?

- Вы знаете, что уже несколько лет существуют новые национальные стандарты, в том числе по оборудованию перекрестков. Стандарты очень высокие, требующие больших финансовых вложений. В рамках программы «Безопасные и качественные дороги» на технические средства регулирования и организации дорожного движения в Челябинске выделено 144 миллионов рублей, это большое подспорье в работе по приближению к национальным стандартам. Конечно, для города в целом эта сумма мала, но это существенное начало. Как я уже сказал, проект рассчитан до 2025 года, поэтому мы надеемся, что и в последующие годы получим финансовые ресурсы для этой части программы. Сюда относится установка светофоров Т7. Если брать хронологию, то в 2015 году нами был установлен всего один такой светофор, в 2016 году – 24, а в 2017, благодаря данной программе, 40.

- А давайте поясним, что такое Т7?

- Это светодиодный светофор, который имеет одну светящуюся линзу и работает в мигающем («желтом») режиме. Такие светофоры предназначены для обозначения нерегулируемых перекрестков и пешеходных переходов. Устанавливают их вблизи школ, например. А также в местах, где такой радиус поворота, что видимость сильно снижена.

- А работают они как? от солнечных батарей?

- Да, в основном от солнечных батарей. На сегодняшний день светофоров Т7 установлено 22, наша задача - за месяц-полтора доставить еще 18. Кроме того, на 98 светофорных объектов будет установлено табло обратного отсчета времени. Это очень удобно для водителей, а главное, в разы снижает аварийность. Один из самых аварийных перекрестков в городе – Кашириных - Чичерина, там практически в три раза сократилась аварийность благодаря установке такого табло. Это очень важная позиция, и она, безусловно, будет. Мы долго ждали их поставки, поскольку в программе РФ 38 участников, а производитель по сути один. И, наконец, неделю назад получили все комплектующие, пока из 98 запланированных установили 20. Также программа предусматривает установку дорожных ограждений, их мы практически все поставили, всего 254 штуки протяженностью 500 метров.

Следующий пункт - знаки «пешеходный переход» на проезжей части, устанавливаются они на специальной дугообразной опоре. Делаются на жёлтом фоне, с применением светоотражающей плёнки. Таких знаков будет 928, пока установлено 260. Конструкция не обязательно должна быть на такой опоре, может быть и на растяжке, и на тросе, - в зависимости от места. Исполнение мы отслеживаем и тщательно контролируем.

Анимационные знаки с дополнительной подсветкой установлены, например, на улице Овчинникова около перехода. Всего запланировано 175 таких знаков. Они двусторонние, с обеих сторон светодиоды мигают таким образом, что создается впечатление движения изображенного пешехода. Знаки направления движения по полосам – очень важный с точки зрения безопасности ориентир для водителя, таких знаков будет установлено 332. По нашей программе мы должны нанести порядка 90 тыс кв.метров дорожной разметки. Разметка восстанавливается в местах проведения ремонта, а также там, где она изношена и требует обновления.

- Разметка тоже нового типа?

- Мы были одним из первых российских городов, где начали применять для разметки горячий пластик, сейчас для нас это уже норма. А вот для пешеходных переходов есть относительно новое требование - они выделяются желто-белым цветом. Это не является обязательным, но помогает существенно повысить информативность перехода. Особенно это актуально для мест с наибольшим пешеходным потоком. До 1 сентября разметка нанесена вблизи всех школ, расположенных возле дорог.

- А что с освещением города?

- Из 700 выделенных миллионов рублей 61 миллион рублей направлен на наружное освещение. Программа охватывает порядка 43 объектов – это улицы, участки улиц. Так как на центральных наших магистралях освещение есть и процент горения достаточно высокий, порядка 96%, мы рассмотрели жалобы жителей и предложения администрации районов, и в сумме получили длинный перечень улиц, общей протяженностью порядка 58 километров, где необходим ремонт, реконструкция или обустройство, если там нет освещения вообще. В основном, это касается поселков и отдалённых районов. Это серьезный момент: наконец, благодаря такой программе, мы можем осуществить чаяния очень многих челябинцев. По каждому из 43 объектов были проведены торги, мероприятие было масштабным и трудоёмким, по временным рамкам в том числе. Но вот сейчас уже все подрядчики, победители в торгах, работают. Оформлены контракты по проекту, а также гарантийные обязательства с гарантийным сроком от года до трёх лет.

- А системы освещения на каких столбах ставят - бетонных или металлических?

В нашем городе применяются традиционно и бетонные, и металлические, и оцинкованные конструкции. Оцинкованные в основном ставят на гостевых, на центральных магистралях. А вот в посёлках, где вообще не было освещения, скорее всего, будут устанавливаться бетонные столбы.

- Некоторое время назад несколько остановок были оборудованы специальными защитными столбами. Нет желания вернуться к этому?

- Огромное есть желание. Не раз это спасало людям жизни. Но тут есть сложность. Безусловно, это остановки, которые находятся на самых напряженных и опасных участках дорог: проспект Ленина, остановка около ТРК «Родник» и так далее. И получается, там, где нужно устанавливать защитные столбы, под землей много коммуникаций, их надо выносить. Ведь если проспект Ленина просветить рентгеном, то это куча труб, проводов, кабелей и т.д. А такого рода ограждения не предусмотрены нормативными актами и стандартами, вынос коммуникаций стоит дорого и поэтому наше предложение наталкивается на непонимание со стороны финансирующих органов. То, что мы устанавливали на Шаумяна - Доватора, это была наша индивидуальная разработка. Такое заграждение годится для индивидуального перекрестка, а не для стандартного.

- А что касается остановок, будут ли какие-то новшества?

- В проект 2018 года предварительно внесли оборудование остановок, в количестве 40 штук. Будут установлены новые однотипные комплексы - торгово-остановочные и просто остановочные. Тендер мы отыграли, заключили контракт и уже приступили к установке, всего будет 98 штук. Средства – бюджетные, 27 миллионов рублей. Уже есть на остановке «Аэропорт» комплекс с перфорированной задней стенкой, а на Копейском шоссе при въезде в Ленинский - со стеклянной стенкой, антивандальной, конечно. В первую очередь такие комплексы запланированы на въездных маршрутах: Меридиан, Уфимский тракт, Троицкий тракт. Параллельно Комитетом градостроительства и архитектуры города Челябинска разрабатывается проект по торгово-остановочным комплексам, их облика, параметров, в октябре будет проходить обсуждение, а затем разыграем тендер. Такие комплексы будут установлены преимущественно на гостевых маршрутах во всех районах города.






Партнеры