В дореволюционные годы земли Плодушки возделывали послушницы Одигитриевского женского монастыря. Из архивов следует, что монахини за хозяйство взялись крепко: на подворье были поля и сады, пасека, скотный и конный двор, большой фруктовый сад, рядом теплицы. Рассказывают, что в этих теплицах, помимо привычных огурцов и помидоров, монахини выращивали даже грецкие орехи, абрикосы и виноград. В 1931 году по инициативе Мичурина было организовано первое в Уральском регионе научно-исследовательское учреждение по садоводству — Уральская зональная плодово-ягодная опытная станция. Впоследствии был организован маточный сад гибридных сеянцев ЮжУралНИИПООК. В народе за этим местом закрепилось название «Плодушка». Плодовые и экзотические деревья росли здесь аллеями. Именно в Плодушке был выведен популярнейший среди садоводов сорт яблок «Уральская наливная». Здесь растут уссурийские груши, абрикосы, завоевавшие на ВДНХ первое место среди других северных сортов. Сохранились вековые дубы, липы и тополя.
Последние годы земля была в бесхозном состоянии и запустении. Будучи в федеральной собственности, она передавалась из одной структуры в другую. Многие уникальные деревья, в частности маньчжурский орех, были варварски выкопаны. Сейчас орех красуется на чьем-то дачном участке. Последним обладателем «Плодушки» стало Агентство ипотечного жилищного кредитования, планировавшее развернуть на месте бывшей плодово-ягодной станции жилищную застройку.
Отстоять земли удалось благодаря активности городских властей. Председатель Челябинской Думы Станислав Мошаров дал наказ депутату Анатолию Литовченко: Ленинский район должен иметь зону отдыха. Депутат обратился к гендиректору АИЖК Александру Плутнику, и тот без встречных условий передал земли муниципалитету.
Казалось бы, самое сложное позади. Но нет, сложности только начинаются, потому что возникает вопрос: а какой должна быть «Плодушка»? Ведь это достаточно большой участок земли, в полтора раза больше городского сада. Жители уже опасаются: нет ли у городской администрации планов вырубить часть деревьев и поставить на их месте аттракционы?
- Мы и так уже лишились сквера Первостроителей у магазина «Ручеек», - сокрушается Ирина Фришко, корреспондент агентства «Интерфакс-Урал», - не хотелось бы, чтобы та же участь ждала и «Плодушку».
- Каким быть этому земельному участку, должны решить сами жители на публичных слушаниях, - уверен Станислав Мошаров. – Важно сохранить растения (их в «Плодушке» более 60 видов), а также сделать прогулочную зону.
Большие виды на сад есть у монахинь Одигитриевского монастыря. Однако власти полагают, что потянуть весь участок у послушниц не хватит ни сил, ни ресурсов. Им может отдано один-два гектара.
Год назад пилотный проект реконструкции «Плодушки» представили научные сотрудники ЧелГУ и ЮУрГУ. Важно, что концепция парка была согласована и с монахинями.
- Мы предлагаем, максимально сохранив монастырское наследие, разбить под открытым небом музей южноуральской селекции «Плодушка», - рассказал корреспонденту «МК» биолог ботанического сада ЧелГУ Павел Попков. – Начать нужно с привлечения специалистов, которые определили бы, какие сорта деревьев сохранились в хорошем качестве. Напротив таких деревьев поставить таблички с названиями и QR-кодом. Сфотографировав этот код на смартфон, можно получить всю информацию о сорте.
Примечательно, что многие деревья, несмотря на отсутствие ухода, не потеряли сортовой ценности. Садоводы и теперь ходят в «Плодушку», срезают черенки и делают прививки на своих участках.
- «Плодушка» - практически единственное место, где можно найти исконные сорта, выведенные в 30-е годы прошлого века, - отмечает агроном Ольга Волчанская. – Мы с коллегами нашли там сорта яблок Уральское масляное, Призовое, Пониклое, Южноуральское чистосортное, Китайку кремовую. Разыскали кустик абрикоса сибирского. Несколько саженцев уже вырастили, и обязательно посадим их обратно в «Плодушку».
Павел Попков отмечает, что в последние годы в городе намечается тревожная тенденция: как только деревья набирают силу и готовы принести людям максимальную пользу, их вырубают. Вместо них проводят «компенсационные высадки», хотя молодые саженцы никак не могут компенсировать взрослое дерево. Будет обидно, если то же самое произойдет и с «Плодушкой» в результате публичных слушаний, о которых большинство жителей даже не будут оповещены.