«Дорогое удовольствие». Власти Челябинска не планируют покупать электробус

Что не так с китайской чудо-машиной

6 декабря 2017 в 13:58, просмотров: 3549

На прошлой неделе глава города Евгений Тефтелев сделал заявление по поводу электробуса китайской компании Yutong Hongkong International Limited, протестированного накануне.

«Дорогое удовольствие». Власти Челябинска не планируют покупать электробус
Фото cheladmin.ru

- Точную оценку предстоит дать специалистам. Но уже сейчас понятно, что есть необходимость электрозаправки на такие автобусы, - сказал глава города на аппаратном совещании. - На сегодняшний день электробус – хоть и экологичное, но очень дорогое удовольствие. Более приемлемый вариант пока всё-таки трамвай и троллейбус.

Это дало повод московскому политику Максиму Кацу написать ироничный твит: «Сначала в Челябинске ликвидировали два из трех троллейбусных депо. А потом оказалось, что электробус плох». Максим Кац – основатель НКО «Городские проекты» и дипломированный урбанист. В своем живом журнале он много и подробно пишет про электробусы: «У электробуса нет никаких плюсов. Ими в продвинутых городах пытаются заменять дизельные автобусы, чтобы не получать нежелательные вредные выбросы на улицах и шум. Иных причин для их ввода нет, они дороже и сложнее в эксплуатации, чем троллейбус. Так зачем же менять одно на другое с огромными затратами? Некоторые приводят как аргумент привязку к проводам. Но современный троллейбус может до 50% маршрута ехать на автономном ходу, легко объезжает любые аварии и пробки, опускает и поднимает штанги нажатием кнопки из кабины».

- Электробус – красивая сказка, чтобы обмануть доверчивых горожан, - рассказал Максим Кац корреспонденту «МК». – Как правило, эту сказку начинают рассказывать в то время, когда хотят по-тихому ликвидировать троллейбусы. Практики успешного применения электробуса нигде в России нет. Да и в Европе он непопулярен. Общемировой тренд – трамваи и троллейбусы. В Китае электробус используется лишь в тех городах, где нет троллейбусной сети. В Пекине, к примеру, она есть, и там нет электробуса. В Москве электробус последние несколько лет используется для пиара. Протестируют, сфотографируют – и тишина.

* * *

А как в Челябинске обстоят дела с трамваями и троллейбусами? Они встают из-за перепробега. Последние закупки трамваев были: 1999, 2000 годы – по одной штуке; два вагона в 2001 году, пять в 2004 и один в 2014. Немного лучше дела обстояли с закупками троллейбусов: 10 машин в 2006 году, 46 в 2007-м, 8 в 2008-м. В 2014 году на двух старых машинах поменяли кузова. Действительно, как пишет Кац, два троллейбусных депо из трех были ликвидированы: одно (в Ленинском районе) – в октябре 2011 года, другое, на Артиллерийской, в августе 2012-го. Сейчас на ходу около 160-ти трамваев и троллейбусов. Их количество могло бы быть и больше, если бы не нехватка водителей.

- Как только водителям удается получить права категории D, они уходят в автобусные парки или на маршрутки, - делится своими наблюдениями Евгений Талыпов, общественник, администратор сообщества Вконтакте «Подслушано Челябинский транспорт». – Там сразу зарплата 30 тысяч. А чтобы заработать такую сумму водителю трамвая или троллейбуса, нужно иметь высокий класс и брать работу в праздники и выходные.

Два месяца назад в должность директора «ЧелябГЭТа» вступил экс-депутат городской думы Александр Павлюченко. Должность расстрельная: у ООО свыше ста миллионов долгов, с которыми сейчас разбираются суды. Но Александр Николаевич не унывает, более того, вводит много новшеств. Например, двойная трамвайная остановка: два трамвая теперь могут одновременно высаживать и принимать пассажиров, не дожидаясь своей очереди. Эта мера позволила уменьшить заторы на перекрестке Ленина и Цвиллинга. И еще одна инициатива Павлюченко в отношении остановок: троллейбус теперь будет останавливаться за автобусами, а не впереди них, как раньше. Это повысит его мобильность.

Еще одна идея – беспроводной троллейбус.

- На остановочных комплексах можно установить специальные приборы, с которыми состыковывается троллейбус, и идет зарядка, — рассказывает Александр Павлюченко. — Это как беспроводные зарядки для телефонов. Чтобы реализовать это новшество, мы можем обойтись и без покупки подвижного состава.

Звучит заманчиво, но есть опасения как бы южнокорейская системы зарядки Online Electric Vehicle или женевская TOSA не оказались таким же дорогим удовольствием, как и электробус.

Справка «МК»

Почему электробус не подходит для Челябинска?

- Батареи весят до 700 килограммов, занимают много места, к тому же текущие технологии не позволяют электробусу ездить целый день и выходит, что он полдня стоит на подзарядке.

- Для зарядки электробуса нужно построить дорогостоящую инфраструктуру либо на остановках, либо в парках. Зачем нам это, когда у нас уже есть дорогостоящая инфраструктура подзарядки от проводов?

- Электробус плохо работает в холодном климате. В мире нет примеров серийного производства электробусов, способных работать при -20 C и ниже.




Партнеры