В драме поставили челябинского автора. Впервые за много лет

Со времен, когда на сцене челябинского театра драмы ставили пьесы классика челябинской драматургии Константина Скворцова, прошло уже много времени. И вот снова — спектакль по произведению драматурга из нашего города, поставленный на малой сцене и представленный театром- мастерской новой пьесы «Бабы»с участием приглашенного из Молодежного театра Вячеслава Косарева. В основе спектакля - «Анна и Полина», документальная драма Андрея Ваганова, которая в свое время даже входила в шорт-лист всероссийского конкурса «Время драмы-2014». Однако спектакль называется «Он». О том, как создавалась пьеса и как она превратилась в спектакль, мы беседуем с драматургом.

Сцена из спектакля "Он". Актеры Наталья Сколова и Вячеслав Косарев

- Как возник замысел пьесы?

- Совершенно случайно я узнал удивительный факт — две любимые женщины Федора Михайловича Достоевского ушли из жизни в 1918 году. Обе проживали в Крыму — вдова писателя Анна Григорьевна — в Ялте, а Аполлинария Прокофьевна Розанова ( Суслова) — в Севастополе. Они не встречались,но каждая оставила воспоминания о Достоевском. И вот я представил, как две женщины преклонных лет перечитывают свои воспоминания — и вдруг переживают все эти события заново. Работа над текстом шла не просто — если воспоминания Анны Григорьевны не раз переиздавались, то книга Аполлинарии Сусловой «Годы близости с Ф.М. Достоевским» сохранилось только в факсимильной копии старого издания М.и С. Сабашниковых 1928 года... В пьесе мало именно моих слов — в основном это отрывки из воспоминаний и дневников.

- Как началось сотрудничество с театром «Бабы»?

- Я давно знаю и очень люблю этот коллектив, который известен и признан далеко за пределами Челябинска. И потому, когда пьеса создавалась, я представлял в главных ролях именно актрис театра «Бабы». В конце концов я подарил эту пьесу на юбилей режиссера Елены Калужских, разрешив ей делать с этим произведением все, что угодно...

- «Режиссерская версия» сильно отличается от оригинала?

Да. Уже в начале работы над спектаклем режиссеру стало ясно, что без появления на сцене самого Федора Михайловича Достоевского не обойтись. Потом появились отрывки из романов классика (также с согласия автора пьесы). В конечном итоге спектакль называется «ОН», и центральным персонажем его стал мужчина, «сопровождаемый» двумя женскими образами.

- Однако в спектакле пять персонажей...

- Непростая роль досталась актрисе Наталье Сколовой. Режиссер назвала этого персонажа «Alter ego -Второе я». Это своеобразный собеседник автора, принимающий образ то «мелкого беса», смущающего душу Ивана Карамазова, то кроткого князя Мышкина, то монаха Зосимы. В диалогах с этим собеседником сам автор становится как бы персонажем своих произведений — философствующим братом Дмитрия и Алеши, зловещим, одержимым страстью Парфеном Рогожиным, Таинственным посетителем будущего старца, желающим покаяться в когда-то совершенном, но скрытом от мира преступлении... Актриса прекрасно справилась со сложной задачей, а Вячеслав Косарев просто поразил меня. Это замечательный актер с огромным потенциалом, который еще только начал открываться...Очень интересна и роль Айгуль Редреевой — почти бессловесный Черт, в отличие от Второго Я сохраняющий верность Темной стороне...

- А что Вы скажете об исполнительницах ролей Анны и Полины?

- Им удалось передать замысел драматурга ( улыбается): Анна ( Янина Кривоспицкая) воплощает образ женщины, которая несет миру любовь. А Полина (Ирина Данилова) - образ женщины, несущей миру себя. Показательно, что в спектакле образ Анны развивается, происходит взросление, обретение уверенности, а Полина остается практически неизменной — но так и должно быть, потому что уроки жизни ничему не научили реальную Аполлинарию Суслову. И это отчетливо чувствуется в ее книге воспоминаний. в которой, кстати, встречам с Достоевским посвящены только две главы...

После премьеры. В центре - драматург Андрей Ваганов

- Я знаю, что Вы кроме драматургии, занимаетесь еще и критикой... Как бы театральный критик Андрей Ваганов определил основную идею спектакля?

- На мой взгляд, она отражена в словах Анны Григорьевны Достоевской: «Нигде так ярко не выражается характер человека, как в обыденной жизни, в своей семье». В спектакле творчество Достоевского тесно переплетено с его личной жизнью. И для того, и для другого характерны конфликты веры и сомнения, гордости и смирения. Этот вечный диалог интересен всегда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру