О нарушениях
- Ощущения у предприятий, что можно какие-то результаты проверки скрыть, скоро уйдут в небытие. Пока что мы фиксируем нарушения точечно, в следующем году фиксация будет системной.
В результате последнего каскада проверок нами совместно с силовиками и прокуратурой выявлено 12 нарушений, сейчас по ним составляются протоколы. Почти все нарушения связаны с законодательством в сфере охраны атмосферного воздуха.
В три раза превышен показатель по диоксиду серы у ЧЭМК. Выявлены незаявленные источники загрязнения у «Мечела», есть вопросы по работе нескольких печей. Сейчас составляются акты нарушений, и два месяца будет длиться административное расследование. Там, где работа идет на стыке разных ведомств, мы теряем колоссальное количество времени, и промышленники этим пользуются.
О наказании
-Наказания в виде штрафов условны. Скорее неприятный осадок для руководителей промпредприятий, чем мотивация что-то улучшать. Настоящий результат – меры, которые предприятия принимают по результатам проверок. Соглашения об экологической ответственности подписали «Мечел» и «Фортум». Не сомневаюсь, что мы увидим и результат, связанный со снижением атмосферного воздействия.
У нас есть еще один инструмент - лишить предприятие права деятельности. Он стопроцентно эффективен в отношении нелегальных предприятий-загрязнителей, поскольку они не платят налоги. Увы, на понимание этого ушло шесть лет. Вклад нелегальных предприятий в ухудшение качества атмосферного воздуха от четырех до 20 процентов. Сейчас мы лишили права деятельности завод Минплита. Но тут важно не перегнуть палку, соблюдая баланс между экологией и экономикой.
О переносе промпредприятий и свалки
- Мы никогда не исключали возможность вывода предприятий-загрязнителей за пределы Челябинска, но нужно понимать, что это крайняя мера. Хроническое загрязнение атмосферного воздуха говорит о том, что мы не обеспечиваем ту систему, которая может гарантировать качество. Задача нашего ведомства – это качество повышать. А будет ли это сделано путем переноса, либо путем модернизации – выбор самих предприятий. О способе снижения выбросов вопрос открыт. С января 2019 года государство получит возможность вмешиваться в технологические процессы и определять наилучшие доступные технологии. Пока что этот вопрос решается только с позиций «есть влияние – нет влияния».
Что касается строительства временного полигона в Полетаево – это компетенция не наша, а региональных властей. В 2013 году проект прошел государственную экспертизу, и тогда негативного воздействия выявлено не было, поскольку мощности полигона позволяют закрыть потребности Челябинска на полтора года – время необходимое для организации постоянного полигона. Сейчас проходит вторая экспертиза, и говорить что-либо до объявления ее результатов было бы некорректно, чтобы не повлиять на мнение экспертов.
В заключение встречи Виталий Курятников сообщил о готовности ведомства к диалогу как с общественными экологическими движениями, так и с бизнес-сообществом.