Повелением
Государя Императора составлено…
Глава 1
Златоустовская оружейная фабрика создавалась как первая государственная фабрика холодного оружия.
Первым директором фабрики был назначен Александр фон Эверсман.
Для налаживания производства было приглашено более ста специалистов из известных оружейных центров Европы, в том числе из Золингена и Клингенталя.
Предписание «Об устроении Златоустовской оружейной и инструментальной фабрики» вышло в декабре 1814 года. Указ Комитета министров об ее открытии утвердил
3 июля 1815 года император Александр I.
Немецкие оружейники Шафы, отец и сын, работали на фабрике с 1815 по 1823 год. Они украшали клинки и обучали своему искусству русских учеников. На фабрике работало восемь отделений: стальное, клинковое, эфесное, ножневое, кирасное, арсенальное, поденное и отделение украшенного холодного оружия.

Летом 1816 года в Санкт-Петербург была отправлена первая партия златоустовских клинков, это было как строевое оружие, так и украшенные образцы.

Высочайшим указом от 7 марта 1817 года было утверждено, что Златоустовская фабрика «должна выделывать оружие вместо прочих оружейных заводов».
Самобытное искусство уральских мастеров
Глава 2
Tilda Publishing
Про наших златоустовских сдавна сплетка спущена, будто они мастерству у немцев учились. Привезли, дескать, в завод сколь-то немцев. От них здешние заводские и переняли, как булатную сталь варить, как рисовку и насечку делать, как позолоту наводить. И в книжках будто бы так записано. Только этот разговор в половинку уху слушать надо, а в другую половинку то лови, что наши старики сказывают. Вот тогда и поймешь, как дело было, — кто у кого учился.
Павел Бажов «Иванко Крылатко»
В 1823 году Шафы были уволены с фабрики. Покидая ее, они были вынуждены признать: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приготовить такое оружие, какое уже было сделано в Златоусте».

История гравюры на металле насчитывает не одно тысячелетие и имеет солидное число способов обработки. В Златоусте начало гравировального промысла, действительно, положили оружейники из Золингена, они передали секреты своего мастерства, в том числе и золочение через огонь. Но в традиции иностранных мастеров украшение клинков ограничивалось несколькими символическими рисунками, не было единой композиции, и почти не применялась возвышенная рельефная позолота.

Возникновением самобытного искусства златоустовской гравюры мы обязаны русским мастерам Ивану Бушуеву и Ивану Бояршинову. Талант этих художников-граверов уходит корнями в иконописную школу Строгановых.

В отличие от иностранных мастеров, работавших в основном иглой и резцом, наши рисовали кислотоупорным лаком на поверхности клинка кистями. В технологии изготовления гравюры именно они обратили больше внимания на воронение и синение, добившись цветовой гаммы от черного до сине-голубого.
Родоначальником самобытного искусства уральских мастеров признан Иван Бушуев, легендарный основатель златоустовской гравюры вошел в историю в образе Данилы-мастера. Работы Бушуева преподносили самому императору, и до сих пор они представляют собой великолепное произведение оружейного искусства.
Центр оружейного дела
Глава 3
Златоустовская оружейная фабрика производила образцовое строевое оружие, востребованное армией и флотом.

Основное производство на предприятии шло по военным заказам. В мирное время здесь выпускали от 30 до 80 тысяч единиц оружия в год, во время военных действий производство увеличивалось в десятки раз.

В 1915-м на фабрике выполнили заказ почти на двести тысяч единиц оружия. Новые образцы белого оружия принимались на вооружение указами царей. Императоры Александр I, Александр II и Николай II лично посещали Златоуст и знакомились с оружейным производством.

Оружия на фабрике было огромное количество. В Златоусте, в здании Арсенала, располагалась одна из самых крупных в России коллекций холодного оружия — более 20 000 единиц. Это собрание начало формироваться в 1816–1817 гг. На фабрике было заведено правило готовить оружие в два ряда, т.е. один экземпляр уходил по заказу, а дубликат оставался в коллекции.

О том, как были декорированы залы, видно на фотографиях Прокудина-Горского: узоры на стенах, на потолке, в пирамидах. На украшение шло все оружие, производимое на фабрике. Коллекция пострадала во время Гражданской войны. Белые войска, отступая из Златоуста, эвакуировали ценное имущество в Сибирь. Но обратно вернулось не всё, многие экспонаты оказались утерянными. Остатки уникального собрания клинкового оружия уже реквизировали красные комиссары.
На протяжении полутора веков Златоустовская оружейная фабрика была единственным государственным предприятием, вооружавшим строевым холодным оружием армию, сначала русскую, потом советскую.

За годы Первой мировой войны было изготовлено более 600 тысяч шашек, клинков и кавалерийских пик, за годы Великой Отечественной войны наша армия получила 583 тысячи боевых шашек и около 1 миллиона армейских ножей, прозванных «черным ножом».
В 1945-м на Параде Победы все его участники были вооружены златоустовским холодным оружием. В советский период оружейная фабрика входила в состав завода имени Ленина. Последний заказ на холодное оружие для кавалерии завод получил в середине 50-х, а в 1958 году уникальное производство ликвидировали. Но искусство златоустовских оружейников продолжало существовать.

На заводе изготавливали кортики для высшего состава дипломатического корпуса. Особо важные заказы поступали от правительства, наши изделия вручали руководителям государств, партийным деятелям и, конечно, иностранным делегациям самого высокого уровня.

Факт, который уже стал историей, связан с 70-летним юбилеем Брежнева. По Указу Верховного Совета СССР Генеральному секретарю изготовили именную шашку с драгоценными камнями, с золотым гербом СССР, а вес чистого золота для герба составил 43 грамма.
Нож охотничий. Автор Г.Берсенев
Топорик охотничий.
Ленин на охоте.
Авторы А.Кузьмичев, Г.Берсенев

Глава 4
Родина русского булата

О булате сложено немало легенд, ему посвящены серьезные исследовательские работы, в том числе и наших современников. Общеизвестно, что секрет изготовления булатной стали был утерян еще в Средневековье. Разгадать тайну булатного узора пытались многие российские и зарубежные ученые, инженеры и металлурги. Но именно Златоуст стал родиной русского булата.
Глава 4


О булате сложено немало легенд, ему посвящены серьезные исследовательские работы, в том числе и наших современников. Общеизвестно, что секрет изготовления булатной стали был утерян еще в Средневековье. Разгадать тайну булатного узора пытались многие российские и зарубежные ученые, инженеры и металлурги. Но именно Златоуст стал родиной русского булата.
Родина русского булата
После окончания Петербургского горного корпуса на Златоустовской оружейной фабрике работал великий металлург Павел Петрович Аносов. Генерал-майор корпуса горных инженеров долгие годы возглавлял оружейную фабрику. Аносов провел сотни экспериментальных плавок, сделал целый ряд открытий и получил булатную сталь.

Первый клинок был выкован в 1833 году. Через несколько лет классический труд Павла Аносова «О булатах» был напечатан в «Горном журнале», а потом вышел отдельной брошюрой. Издание было переведено на несколько языков и стало достоянием мировой науки.

На протяжении 80 лет Златоустовская оружейная фабрика оставалась единственным в мире предприятием, где могли изготавливать булатные клинки, которые отличались узорчатой поверхностью, невероятной прочностью, упругостью и остротой лезвия.

Директор Лондонского королевского музея Мурчисон, посетивший Златоуст в 1841 году, писал, что Златоустовская фабрика холодного оружия «стоит на высокой степени совершенства».
Оружейная фабрика — главная достопримечательность Златоуста, предмет, достойный обратить на себя внимание всей просвещенной Европы.
П.Свиньин, 1825 год
Поставщик Двора
Его Императорского Величества
Глава 5
Первым российским императором, получившим в подарок украшенное оружие Златоуста, стал Александр I. В 1824 году он посетил Златоуст и присутствовал при испытании оружия. На одном из подаренных ему клинков была сделана надпись: «Государю Императору — счастливый Златоуст», на другом — запечатлена сцена встречи императора в Златоусте. Мастера, изготовившие подарки Александру I, были щедро награждены: пять золотых, семь серебряных медалей и девять золотых часов.
Начиная с 1829 года златоустовская гравюра неоднократно получала похвальные отзывы и высокие награды на международных выставках: Лондон, 1851 г., — бронзовая медаль; Лондон, 1862 г., — серебряная медаль; Париж, 1867 г., — две серебряные медали; Вена, 1873 г., — серебряная медаль; Филадельфия, 1876 г., — две серебряные медали; Париж, 1878 г., — золотая медаль; Чикаго, 1893 г., — большая бронзовая медаль; Стокгольм, 1897 г., — золотая медаль. На первой самой крупной выставке в России, которая проходила в Москве в 1882 году, изделия наших мастеров удостоились золотой медали.

Британский разведчик и большой знаток оружия капитан Джеймс Аббот констатировал: «Довольно сомнительно, найдется ли хотя бы одна фабрика в целом мире, которая выдержала бы состязания со Златоустовскою в выделке оружия, соединяющего в одинаковой степени упругость с удобством оттачивания и острения».

Златоустовское холодное оружие высокого художественного достоинства украшает коллекции самых известных музеев в России и за рубежом, в том числе Государственный Эрмитаж, Оружейную палату Кремля, музей Горного института в Петербурге, Военно-Исторический музей в Праге, Музей истории в Берлине.

У самой королевы Англии хранится златоустовская гравюра. Мать Елизаветы II Елизавета Боуз-Лайон получила в дар от советской делегации изделие уральских мастеров — блюдо «Соцветие». Сороковому президенту США Рональду Рейгану Михаил Горбачев подарил декоративное панно. Эта встреча глав двух мировых держав имела большую политическую значимость — она символически означала окончание холодной войны.

24 июня 1945 года в Москве участники знаменитого Парада Победы, в том числе маршалы и сам Жуков, были вооружены холодным оружием Златоустовской оружейной фабрики.
Диплом Всероссийской художественно-промышленной выставки. 1882 год, Москва
Набор винный для Л.И. Брежнева. Автор Г.Берсенев
Наборы для глинтвейна изготавливают на Златоустовской оружейной фабрике с прошлого века. Один из самых именитых обладателей златоустовской посуды — Леонид Брежнев. Набор из шести стопок, крюшонницы и подноса Генеральному секретарю Коммунистической партии Советского Союза подарили на 70-летие в 1976 году. В 2011-м на аукционе набор был продан за 1000 долларов.

В 1980 году на космическом корабле «Союз-Т-2», пилотируемом космонавтами Малышевым и Аксеновым, златоустовская гравюра поднялась в космос. Земное притяжение преодолели работы художника Михаила Антипова: панно «Козочки» и знаменитая «Улыбка Гагарина».
Глава 6
Чувство металла

Обеспечивать русскую армию оружием — таково главное назначение фабрики, и так было до середины ХХ века. Златоустовская оружейная фабрика — одно из отечественных предприятий, которое пережило войны мировые и гражданские, смены государственных формаций. Этим предприятие обязано искусству гравюры, которое создали и прославили уральские мастера. С первых дней открытия фабрики здесь работало отделение украшенного холодного оружия. Славу принесла не только знаменитая булатная сталь Златоуста, но и искусство украшения. Миниатюрные композиции на клинках получили мировую известность в искусстве стальной живописи.
Глава 6



Обеспечивать русскую армию оружием — таково главное назначение фабрики, и так было до середины ХХ века. Златоустовская оружейная фабрика — одно из отечественных предприятий, которое пережило войны мировые и гражданские, смены государственных формаций. Этим предприятие обязано искусству гравюры, которое создали и прославили уральские мастера. С первых дней открытия фабрики здесь работало отделение украшенного холодного оружия. Славу принесла не только знаменитая булатная сталь Златоуста, но и искусство украшения. Миниатюрные композиции на клинках получили мировую известность в искусстве стальной живописи.
Чувство металла
Оружейная фабрика является единственным предприятием, которое изготавливает гравюру на пластинах. Декоративные настенные панно — один из популярных видов продукции как в России, так и за рубежом. Сегодня тематика стальной живописи разнообразна: природная, геральдическая, церковная. Мастера гравюры воплотили в своем искусстве изображение Богородицы — Казанской, Владимирской, Иверской Божией Матери, а также «Неупиваемая Чаша» и икона «Умягчение злых сердец». Художниками фабрики разработаны и выпускаются лики святых — Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова, Матроны Московской, архангела Михаила и Николая Чудотворца.

В технике златоустовской гравюры есть панно-молитвы, настольные изображения икон, иконы-складни, изображение Распятия Христа. К творческим изделиям относятся пасхальные яйца — это эксклюзивные образцы. Здесь используются литье, гравировка иглой и резцом, рисовка лаком, травление, никелирование, золочение и ювелирные работы. Авторские работы заслуживают особого внимания. Изделия на заказ поступают на многие виды продукции, и так было всегда. Подносы и подсвечники, портсигары и пудреницы, зеркала и посуда. Эти изделия златоустовских мастеров обрели популярность на выставках еще в тридцатых годах XIX века и вошли в повседневную жизнь людей. Сегодня, сохранив и приумножив традиции, на фабрике продолжают выпуск подобных изделий.

Искусство златоустовской гравюры — это отечественная слава, мировая известность и удовольствие для души.
Глава 7
Достойные наследники мастеров
«дела белого оружия»


Златоустовские мастера могли готовить образцы всех видов оружия — как западного, так и восточного. Кроме боевых клинков на оружейной фабрике выпускали гражданское форменное оружие, фехтовальное оружие всех типов. Турецкие сабли и шпаги для чиновников, ятаганы и рапиры, ножи для лесничих и ножи дорожные, украшенные топоры и кабинетные молотки, а также трости, столовые наборы, ножи для бумаги — ассортимент изделий на предприятии был очень богат.
Глава 7




Златоустовские мастера могли готовить образцы всех видов оружия — как западного, так и восточного. Кроме боевых клинков на оружейной фабрике выпускали гражданское форменное оружие, фехтовальное оружие всех типов. Турецкие сабли и шпаги для чиновников, ятаганы и рапиры, ножи для лесничих и ножи дорожные, украшенные топоры и кабинетные молотки, а также трости, столовые наборы, ножи для бумаги — ассортимент изделий на предприятии был очень богат.
Достойные наследники мастеров
«дела белого оружия»
Сегодня Златоустовская оружейная фабрика развивает свои исторические производства, здесь выпускают полторы сотни наименований холодного и украшенного оружия, в том числе шашки и кортики, кинжалы и палаши, мачете и тесаки, хиршфангеры и катаны, ножи, их выбор достойный и разнообразный. Ножи охотничьи, туристические, разделочные, а также украшенные и авторские.


Мастера Златоустовской фабрики продолжают украшать холодное оружие декором в виде стилизованного орнамента, миниатюрой с изображением батальных сцен, посвященным памятным событиям из истории страны, сценами охоты и уральскими пейзажами. По особому заказу фабричные умельцы делают эксклюзивные вещи.

В последние годы идет выпуск ножей из дамаска, на предприятии работают по заказам отдельных лиц, а также различных служб и ведомств, среди которых силовые структуры.

Статус боевого холодного оружия, которое изготавливают на Златоустовской оружейной фабрике, высок. Что касается техники изготовления, то она традиционная, златоустовская сталь проверена временем — две сотни лет! Ведь именно сталь является сердцем клинка, а клинок — душой ножа. Храня традиции прошлого, оружейная фабрика развивает новые направления.

Пока не иссякнет талант людей, пока человечество будет хотеть видеть прекрасное, златоустовская гравюра на стали будет жить.
Валерий ТОМЕЯ,
генеральный директор Златоустовской оружейной фабрики:

— Дорогие друзья! В 2015 году Златоустовская оружейная фабрика отметила свой двухвековой юбилей, ее история неразрывно связана с историей страны. Здесь ковалась сталь многих сражений и многих побед. Холодное украшенное оружие Златоуста — это символ чести и славы России, а наша гравюра на стали — достояние и гордость отечественной и мировой культуры. Наши мастера внесли огромный вклад во всемирную сокровищницу уникальных произведений оружейного искусства. И мы продолжаем развивать вековые традиции, достойно представляя высокохудожественные изделия на российском и мировом уровне. Я думаю, мы увидим еще не одно поколение златоустовских мастеров, талантом и трудом которых будет жить наше искусство гравюры.
ООО «Златоустовская оружейная фабрика»
456200, Челябинская область,
г. Златоуст, площадь III Интернационала, ПК № 16
Телефон 8-3513-79-00-07