Журналист “МК-Урал” побеседовал с челябинским архиереем о смысле жизни и узнал, как победить вредные привычки

Вопреки слухам, что новый глава Челябинской митрополии — человек суровый и несловоохотливый, при личной встрече владыка Никодим произвел впечатление очень доброжелательного и открытого, до определенной, конечно, степени, человека. Разговор сложился сразу, как только я взглянула в его огромные серые глаза, излучающие ровный умиротворяющий свет.

Журналист “МК-Урал” побеседовал с челябинским архиереем о смысле жизни и узнал, как победить вредные привычки
Владыка Никодим

Меня согрела щедрая обезоруживающая улыбка, предваряющая разговор по душам. За время общения мы сознательно не затрагивали тему его планов по службе и всего, что касается состояния дел в Челябинской епархии, которой он управляет с начала июня. Нам было интересно познакомить читателей с историей жизни этого человека и поведать о его духовных принципах.

Решимость пастыря

— Владыка, как вы пришли к служению?

— Я родился в православной семье, где царила атмосфера христианской веры. Мы всегда помнили о том, как много дает нам Господь, и не забывали благодарить Его за это. Хорошо знали и свою родословную. Все это помогло моему духовному развитию в детские годы. Большую роль сыграло и то, что мне довелось общаться со священнослужителями, прошедшими концлагеря. На их отношении к жизни и к церкви и я старался строить свою дальнейшую жизнь. Их пример был для меня тем маяком, на который надо было ориентироваться. Один священнослужитель дал мне очень ценный совет: “Спеши сделать хоть что-то для Господа. Придет время, когда ты будешь старым и немощным, ничего сделать уже не сможешь и будешь очень переживать из-за того, что Господь дал тебе талант, а ты его не использовал”. Руководствуясь этим советом, я никогда не отказывался от тех послушаний, которые мне давала мать-церковь.

— А как отразилась на вас служба в рядах Советской армии, как это совместимо с религиозностью?

— В то время каждый молодой человек обязан был пройти службу в армии. Если он не служил, то окружающие считали его неполноценным. Многие священники проходили службу в армии, и я не стал исключением. Ничего страшного там не было. Служил я в ВВС в Азербайджане и с благодарностью вспоминаю эти два года, которые заставили меня повзрослеть и поумнеть. Думаю, что это важно для каждого мужчины.

— Были ли испытания за время армейской службы?

— Замполит проявлял интерес к тому, что я верующий, да и солдаты иногда подшучивали, но все обходилось. С верой в Господа и упованием на Его благой промысел все испытания воспринимались мною легко. К тому же это были уже времена перестройки, и отношение к церкви тогда изменилось. Все понимали, что что-то должно произойти, поэтому было легче. Когда я уходил в армию, то с товарищем договорился, чтобы он меня дождался — вместе пойти в монастырь. Пока я служил, его поставили настоятелем храма. Когда вернулся, помогал ему два года в восстановлении Покровско-Васильевского храма в городе Павловский Посад. Кстати, впоследствии этот храм был преобразован в мужской монастырь, а я пошел учиться в Московскую духовную семинарию.

— Чем запомнился этот период?

— Я всегда с такой радостью вспоминаю студенческие годы, Троице-Сергиеву лавру… Это время помогло мне сформироваться не просто как человеку, а как пастырю. Когда ежедневно общаешься с монастырской братией, прикладываешься к мощам преподобного Сергия и слушаешь прекрасных преподавателей, получаешь бесценный опыт. Впоследствии все это помогло мне в пастырской деятельности.

— Кто был вашим авторитетом в молодые годы?

— Большую роль в моем становлении сыграли труды Игнатия Брянчанинова о монашестве. В них он разбирает важные для духовного роста вопросы. Дружеские отношения у меня были и сохранились до сих пор со многими священнослужителями. Эти люди ведут подвижнический образ жизни. У одного я научился, как надо служить, у другого — как правильно молиться, у третьего — как исполнять пастырские обязанности...

— И что нужно для того, чтобы стать хорошим пастырем?

— Решимость. Не надо бояться испытаний, с усердием учиться и проявлять готовность принимать послушания. Стоит только начать задумываться и медлить, как родится страх. После окончания семинарии я начал преподавать историю русской церкви в иконописной школе, где учились люди порой старше меня по возрасту. Здесь я тоже приобрел ценные навыки общения, которые пригодились мне впоследствии.

— Почему вы выбрали монашеский путь, ведь он накладывает противоречащие человеческому существу обеты, в частности невозможность завести семью и детей?

— Для меня этот вопрос не стоял так остро. Я с детства мечтал о монашестве, потому что мыслил отдать свою жизнь только на благо церкви. Да и легче монаху. В те времена (70 — 80-е годы) священника могли легко лишить места. Скажем, церковная власть его поддерживает, а уполномоченный Совета по делам религий снимает с регистрационного учета, и тогда он нигде не сможет служить. И куда он с детьми, с женой? А монах собрал котомку и поехал туда, куда церковь отправила. Не важно, кто займет твое место, важно, что ты сделаешь для Бога, церкви и людей…

 

Расстояния, версты, дали…

— Вас помотало по стране: десять лет служили в Москве, два года на Чукотке, три года в Енисейской епархии… Как вы рассматриваете свое назначение в Челябинск?

— Считаю, что мне дали немножечко передохнуть (улыбается).

— В чем специфика таких абсолютно разных регионов?

— Это все равно что сравнивать “метр” и “литр”. Понятия общие, а разница значимая. Хотя и люди вроде бы одинаковые, но везде своя специфика. Те же у них вопросы, внутренние искания и сокрушения о грехах. Но Анадырские земли отличает удаленность. На Южном Урале у прихожан есть возможность совершать паломничества, посещать другие храмы и монастыри, а на Чукотке в силу труднодоступности такое случается крайне редко. Большую роль там играет сама личность архиерея, который должен многое заменить людям своим общением.

— Вам это удалось?

— Удалось. До сих пор многие прихожане с Чукотки звонят мне и просят духовного совета. Не всегда получается поговорить с ними так же обстоятельно, как раньше, но самое важное мы все же решаем.

— А как было в Енисейской епархии?

— Это громадная территория площадью в два миллиона квадратных километров. Когда меня спрашивали: “А где у вас центр?”, я отвечал, что их несколько — и в Норильске, и в Енисейске, и в Туруханске. Приходилось очень много ездить, летать, плавать, потому что не везде можно добраться наземным способом. Но было очень интересно бывать в разных поселениях, наблюдать представителей многочисленных национальностей, знакомиться с бытом людей… Все они жаждали увидеть архиерея, поэтому надо было везде успевать. Если же говорить о Южном Урале, то можно сказать, что здесь проще. Хотя у крупного мегаполиса свой отпечаток — здесь живут более комфортабельно. На Урале прекрасная природа и хорошие дороги. За время своего пребывания в Челябинске я уже успел оценить, какое у нас в епархии прекрасное духовенство, какие хорошие храмы и добрые люди. Только надо всем вместе трудиться.

— Людям не хватает веры?

— Влияние семидесяти лет безбожной власти, когда вера была в загоне, конечно же, ощущается. Сейчас мы движемся к духовному возрождению, напоминаем людям о нравственных идеалах, которыми наш народ живет уже тысячу лет с момента крещения Руси. Поэтому особенно важны сегодня уроки православия в школах, когда ребенок может погрузиться в культуру, на основе которой произошло становление нашего государства. Ведь православная культура неразрывно связана с историей и всеми видами искусства в России. Даже если класс состоит из детей, исповедующих разные религии. Все равно о православии надо знать. Россия — наш дом, и человек, который приходит в гости в этот дом, должен понимать наши обычаи и порядки, чтобы никого не обидеть. Для формирования личности, гражданина нашей страны важно изучать в школе русский язык, литературу, историю и основы православной культуры. Это базис, который не просто дает знания, а формирует личность человека. Эти предметы заставляют ребенка думать, размышлять, учат давать оценку происходящим событиям в мире. Когда мы говорим с малышом о том, как ему правильно поступать, то должны говорить ему о правилах морали, на которых базируется жизнь общества. Как только мы заговорим об этом, то обязательно коснемся нравственности, а нравственности без веры не бывает. Нравственные принципы базируются на религиозных убеждениях. Надо помнить, что человек безрелигиозным не бывает. Он тут же впадает в какие-то суеверия и глупости, а его незнанием и беззащитностью могут воспользоваться другие люди, которые постараются заработать на нем деньги с помощью обмана или запугивания.

— Что могло бы стать нашей национальной идеей?

— В словосочетание “национальная идея” порой вкладывают различный смысл. Одна идея на всех в нашем столь многослойном обществе нереальна. Для церкви идея всегда заключалась в том, чтобы жить в мире и благополучии. Для России была свойственна устремленность за грани этого мира. С помощью идеи Святой Руси устраивались и законы русского мира, целью которого было не обогащение, а возможность достойно предстать перед Престолом Божьим. Поэтому наши соотечественники в прошлом могли за близких и за Отчизну жертвовать собственной жизнью, совершать подвиги. Именно поэтому для нас до сих пор важны вопросы патриотизма, верности долгу и родине. Современное российское общество пока еще пользуется нравственным наследнием христианской Руси. Наша задача — не растерять его и передать потомкам.

— Как вы оцениваете конфликтную ситуацию на Украине? Откуда там столько ненависти и насилия?

— Это яркий пример, как разделение влияет на умы людей. Первым шагом к такому разделению стали попытки создания собственной автокефальной украинской церкви. Создавали ее насильно с помощью людей, которые абсолютно не верили во Христа, но при этом ставили перед собой цель — отделение украинского народа от русского и вбивали меж нами клин. Спустя 20 лет это принесло свои плоды. Но как бы там ни было, украинцы не просто братский нам народ. Мы единый народ. И конечно, близким своим надо всегда помогать, не думая о том, что получишь взамен. Победить в этом конфликте обязан прежде всего украинский народ, который должен понять, что его обольщают несбыточными обещаниями.

— Почему Бог допускает зло?

— Чаще всего в этом виноват сам человек. Зло происходит оттого, что мы отходим от Господа, то есть творим те дела, которые отдаляют нас от Него. А затем получаем по заслугам. Надо помнить одно: Господь не ищет возможности нас наказать. Бог есть любовь. Он не праведный судья, а именно Любовь. А любовь всегда ищет, за что можно было бы оправдать, потому что Он любит нас.


Не курить — принципиально

— Есть ли у вас увлечения?

— Я человек по природе своей консервативный, к тому же монах. А для монаха большое значение имеет спокойствие и время, когда ты можешь спокойно помолиться. На чтение времени не хватает, но очень люблю историческую литературу. Предпочитаю классическую музыку, духовные песнопения, русские народные песни. Но возможность послушать выдается крайне редко.

— Сколько времени вы отводите на сон?

— Шести-семи часов мне хватает.

— А что любите поесть и какое блюдо вам запомнилось?

— Постная пища — прекрасная еда. Я неприхотлив в этом вопросе, но изредка люблю побаловать себя рыбными пельменями. Самое интересное блюдо, которое мне довелось попробовать на Чукотке, — это мясо кита. Очень энергетический продукт!

— О вредных привычках и спрашивать не стоит?..

— К алкоголю я не испытываю никакого интереса и за всю жизнь не выкурил ни одной сигареты. И это было принципиально для меня. Даже в армии я сумел не только отстоять свое воззрение, но и помог курящим ребятам бросить. Им всего лишь надо было объяснить, что человек становится рабом своей привычки, каким бы он ни считал себя сильным человеком. На мое предложение доказать, что они действительно могут быть сильными и продержаться хотя бы неделю без сигарет, многие согласились. В итоге несколько армейских товарищей впоследствии отказались от курения. Все ведь зависит от силы воли и духа. Честно говоря, все вредные привычки происходят оттого, что человек не видит смысла в своей жизни и не имеет правильных духовных ориентиров. Чаще всего эта привычка возникает оттого, что он не знает, чем заняться, начинает копировать поведение других людей. А надо просто задуматься, зачем тебя Господь послал в эту жизнь? Ты ведь не родился инвалидом, дожил до этого возраста. Если задуматься над этим, то станет намного легче победить разрушительные привычки.

 

Учебники жизни

— Есть в обществе еще одна беда — приверженность к лжеучениям… Как бороться с нею?

— Это не что иное, как “прелесть”. Сектанты, раскольники — все они очень опасны для духовного здоровья человека, потому что вводят его в состояние прелести. Чаще всего подоплека деятельности таких сект кроется в финансовом интересе руководителей. Человек без правильных нравственных ориентиров попадается на эрзац-продукт, в сети таких вот проповедников, которые губят его. А потом сетует: “Почему у меня все не получается?” Да потому, что ты сам разрушил себя. Не лучше ли обратить внимание на то, что существует уже несколько тысячелетий — Ветхий и Новый заветы, где даются ответы на все вопросы. Это учебники жизни. Смысл Библии ведь не в том, чтобы рассказать, как появился человек и откуда все возникло. Она рассказывает о том, как возник грех в мире, что сделал Господь для человека и как человек, когда отворачивался от Бога, попадал в различные бедствия. И главное — в Библии указан путь, что нужно сделать, чтобы наследовать царствие небесное.

— А что вы скажете о конфликте науки и религии?

— Никогда его не было. Если учесть то, что и наука первоначально развивалась именно в монастырях, под прикрытием церкви, о чем здесь говорить? Величайшие ученые были, как правило, религиозными людьми, исповедовали христианство. Другое дело, что многим из нас это неизвестно. Это плохо. Отказ видеть и понимать духовные грани бытия губителен: человек становится ограниченным, не может объяснить многое из того, что происходит с миром и с ним самим.

— Владыка, что скажете читателям “МК-Урал”?

— Хотелось бы пожелать, чтобы они нашли в себе силы обратиться к Господу и сумели преодолеть прелести этого мира, чтобы поняли, что жизнь, начавшись в этом мире, здесь не заканчивается, каждому из нас предстоит в свое время предстать перед престолом Божьим и дать отчет о своей жизни. Мне хотелось бы, чтобы люди об этом помнили, и тогда в мире станет намного меньше зла.

 

Митрополит Никодим (в миру Юрий Валерьевич Чибисов)

Родился в 1969 году в г. Павловский Посад Московской области. В 1988 — 1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии. С 1990 г. помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в родном городе. В 1992 г. принят в Московскую духовную семинарию. По окончании направлен на преподавательскую работу в Саратовскую духовную семинарию, где исполнял послушание старшего помощника инспектора и проректора по воспитательной работе. В 1997 году принял монашеский постриг. В 1998 рукоположен в сан диакона, затем в сан иерея. В том же году назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери поселка Александров Гай. С 1999 года перешел на служение в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево, в августе назначен на служение в Зачатьевский ставропигиальный монастырь. В 2000 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему “Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь”. В декабре 2007 года избран епископом Шатурским, викарием Московской епархии. В 2008 году в храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита. В 2009 году назначен правящим архиереем Анадырской епархии. С 2011 года — правящий архиерей новообразованной Енисейской епархии. В 2012 году утвержден в должности настоятеля Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска. 30 мая 2014 г. назначен Преосвященным Челябинским и Златоустовским, главой Челябинской митрополии. 8 июня 2014 г. за литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №32 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Пути владыки Никодима

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру