В Челябинске покажут спектакли из Аргентины, Израиля, Грузии и Сербии

Столица Южного Урала предстоящей весной вновь станет центром культурной жизни. В Челябинске в третий раз пройдет фестиваль-лаборатория «CHELoBEK ТЕАТРА».

Из года в год это культурное событие приковывает внимание все большего числа актеров, критиков и зрителей.

В Челябинске покажут спектакли из Аргентины, Израиля, Грузии и Сербии
Фрагмент спектакля «Достоевский. «Бесы. Сценические опыты»

О том, как идет подготовка к столь значимому для города мероприятию, почему театры стремятся участвовать в фестивале и зачем спектакли играют на оригинальном языке, еженедельнику «МК-Урал» рассказал художественный руководитель челябинского Нового художественного театра Евгений Гельфонд.

Юрский на сцене!

Уже сейчас известен список тех, кто станет участниками третьего фестиваля, который пройдет с третьего по десятое марта на нескольких площадках города. Так, в Челябинск приедут актеры Вологодского камерного драматического театра с «Пиковой дамой», Омского драматического лицейского театра с «Убийством Гонзаго», Молодежного театра «Предел» из г. Скопин Рязанской области со спектаклем о русском национальном костюме «Красный угол», Пермского театра «У моста» с «Калекой с Инишмана» и Костанайского областного русского театра с «Леди Макбет Мценского уезда». Кроме того, заявлены два сербских театра, театр из Аргентины, израильский театр со спектаклем «Жду тебя. Мама», поставленным по мотивам автобиографического романа известного французского писателя русско-еврейского происхождения Ромена Гари. А театр из Молдавии покажет «Сиротливый запад» по пьесе ирландского драматурга Мартина Макдонаха. В то же время приглашены артисты из Екатеринбурга, Златоуста и Челябинска.

Кстати, выйти на аргентинских артистов не составило большого труда. Дело в том, что в прошлом году фестиваль «CHELoBEK ТЕАТРА» стал членом Международного института театра. В результате информацию о мероприятии разместили на сайте, где ее мог увидеть любой желающий.

- Сейчас идут переговоры о том, чтобы хедлайнером фестиваля стал моноспектакль «Знакомое-незнакомое» выдающегося артиста Сергея Юрского. К тому же его 80-летие, которое случится в марте 2015 года, таким образом, пройдет практически на челябинской сцене. Надеемся, что все удастся, - говорит Евгений Гельфонд. – Во многом такого широкого масштаба мероприятия удалось добиться благодаря тому, что учредителями фестиваля выступают Челябинская городская дума, администрация Челябинска и управление культуры администрации Челябинска.

«Артисты мечтают попасть сюда вновь»

В этом году было подано рекордное количество заявок, поступило свыше 80 предложений от различных театров. Это лишь очередной раз подтверждает тот факт, что фестиваль из года в год становится все популярнее.

- Звонки поступают практически каждый день, режиссеры обращаются с просьбами попасть к нам, но, к сожалению, программа уже сверстана и распланирована так, что в один день иногда будет играться по три спектакля. Мы вынуждены отказывать, - рассказывает художественный руководитель фестиваля. – Однако мы стараемся приглашать хорошие спектакли, по техническим причинам не вошедшие в афишу, на следующий год.

Следует знать, что на фестиваль берутся те спектакли, где доминантой является творчество актера, где режиссерский замысел наиболее полно и внятно реализован через игру артистов. Именно поэтому фестиваль предполагает камерный формат, так как большая сцена требует иного наполнения.

- Такой формат достаточно уникален для России. Здесь угол зрения сведен в сторону артистов, - поясняет собеседник. - Еще одна особенность фестиваля заключается в том, что это все-таки фестиваль-лаборатория. Следовательно, он не подразумевает соревнования. Все попавшие в афишу спектакли уже априори лауреаты.

Пожалуй, наиболее ценным для создателей мероприятия является тот факт, что театры, показавшие свои выступления ранее, прямо-таки «рвутся» на фестиваль снова и снова.

- Им важно не то, что о них напишут в СМИ и как распределятся места. Они хотят услышать экспертное мнение и грамотный профессиональный разбор их выступления, - поясняет Евгений Гельфонд.

Фрагмент спектакля «Мария Каллас. Мастер-класс» (реж. Р. Стуруа, Грузия)

Разбор спектаклей – отдельное шоу

Помимо необычного формата фестиваль-лаборатория привлекает к себе внимание еще и тем, что здесь особая роль отводится разбору показанных спектаклей. При этом экспертами выступают именитые театральные критики.

На этот раз в состав жюри вошли профессор, историк театра, преподаватель РАТИ (ГИТИС) Нина Шалимова, вице-президент Международного форума монотеатра при Международном институте театра ЮНЕСКО Нина Мазур, преподаватель театроведческого факультета РАТИ, член экспертного совета «Золотой маски» Александр Вислов и профессор Витебского университета Татьяна Котович.

- Татьяна Викторовна написала книгу про НХТ, которая уже вышла в свет. Издание должны привезти на фестиваль, - делится радостной новостью Евгений Михайлович. – Котович посмотрела достаточно большое количество наших работ как вживую, так и на видео. Она делает потрясающий анализ.

Вообще при разборе спектаклей всегда подразумевается некое шоу театральной критики. Можно смело сказать, что это даже отдельный спектакль.

- Если вечером идет просмотр программы, то утром представление нам показывают критики. Разборы спектаклей зачастую бывают если не интереснее, то явно равносильны самому представлению, - говорит худрук НХТ. - Каждый критик выступает по каждому спектаклю. Одному эксперту отводится до 15 минут на речь. При этом они выступают не как «палачи», а как люди, готовые помогать театрам. Поэтому критиков не надо бояться, с критиками надо работать!

Кстати, предусмотрено время для диалогов с участниками фестиваля, когда создатели и исполнители показанных спектаклей могут задать свои вопросы критикам.

Экспертный совет прошлого года : Александр Вислов, литовский режиссер Саулюс Варнас, Нина Мазур, Татьяна Котович

Каждый зритель индивидуален

За те три года, что проходит «CHELoBEK ТЕАТРА», фестиваль полюбился горожанам. Они с большой охотой приходят на спектакли. К тому же, согласитесь, что не каждый день есть возможность увидеть игру зарубежных актеров.

- Для нас очень важно, чтобы спектакль шел на оригинальном языке. Так зритель может прочувствовать всю специфику выступления. Ведь когда тебе что-либо говорят в ухо, это отвлекает, - рассуждает Евгений Гельфонд. – Мы печатаем синопсис, который раздаем зрителям. А дальше зал лишь наслаждается действом. На удивление, каждый открывает для себя, что язык театра – международный и понятен любому.

К слову, в прошлом году на челябинских сценах на родном языке выступали грузины, литовцы и татары, в позапрошлом – таджики и сербы, и ни у зрителей, ни у критиков не возникло никаких вопросов.

- Горожане активно приходят на фестиваль. Так как залы камерные, на спектакли попасть крайне тяжело, поэтому билеты лучше приобретать заранее, - советует собеседник. – Залы постоянно забиты до отказа.

По словам Евгения Михайловича, он никогда не относился к зрителям как к массе. Для него каждый – индивидуальность. Поэтому он и предостерегает от заранее сформированного взгляда на зрителя и его потребности.

- Если театр утверждает, будто бы ему известно, что нужно публике, - это начало его гибели, - считает худрук.

Желающих много – площадок мало

До фестиваля осталось буквально три месяца, поэтому сейчас полным ходом идут приготовления к столь важному для жизни города мероприятию. Так, уже известно, что «CHELoBEK ТЕАТРА» пройдет на трех площадках.

- Имеются договоренности с Академическим театром драмы. Ежедневно будут играть спектакли на сцене НХТ, также свою помощь предложил Камерный театр. На этот раз там будет представлен только один спектакль: выступят артисты пермского театра «У моста», - раскрывает секреты Евгений Михайлович. – Не исключено, что площадок станет больше.

На данный момент также утверждена афиша, сверстана предварительная смета, есть договоренности с гостиницей, ведутся переговоры с Челябинским отделением Союза театральных деятелей.

- Работы еще много, - говорит создатель фестиваля. – Скоро обратимся к гидам, которым предстоит встречать наших гостей. Ребята из театра уже привыкли к этому, ведь именно они выступают в роли сопровождающих. Возможно, придется прибегнуть к помощи волонтеров, так как групп стало значительно больше, и мы просто-напросто не справимся собственными силами. Ведь гид присматривает за приезжающими постоянно, начиная со встречи в аэропорту и заканчивая проводами на родину.

Между тем никакой развлекательной программы для гостей не предусмотрено. Сделано это не случайно. Дело в том, что за один день проходит три спектакля, да еще и обсуждение, поэтому сил на то, чтобы прогуляться по Кировке, мало у кого остается. Однако те, кто все же хочет познакомиться с достопримечательностями мегаполиса, могут смело рассчитывать на помощь гидов.

Напоследок Евгений Гельфонд обратил внимание на то, что театрам фестивали необходимы как воздух.

- Ведь это бесценный опыт общения с коллегами, непередаваемые впечатления от пережитого, - добавил он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №49 от 3 декабря 2014

Заголовок в газете: «CHELoBEK ТЕАТРА»: внимание на актеров

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру