Четверо братьев Выдриных прошли дорогами войны

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Много горя и лишений принесла Великая Отечественная война всему советскому народу. В каждом доме были слышны горький плач и безутешные рыдания, отзвуки которых звучат в наших сердцах по сегодняшний день. 

Нам повезло. Наше поколение родилось в мирное время. Мы не слышали ни грохота снарядов, ни звуков бомбёжки. Все мы чувствуем ответственность перед прошлым и будущим и хотим, чтобы жители Уйского района гордились своими земляками.

Моя работа посвящена моим двоюродным дедушкам - Выдрину Терентию Андреевичу и Выдрину Ивану Андреевичу.

Выдрин Иван Андреевич

Выдрин Терентий Андреевич
Выдрин Терентий Андреевич

По рассказам близких я знаю, что в годы Великой Отечественной четверо из шестерых братьев Выдриных прошли суровый путь дорогами войны. Воевали на фронте мои двоюродные дедушки - Терентий Андреевич, Егор Андреевич, Иван Андреевич и Дмитрий Андреевич Выдрины. Все они вернулись домой, но старший, Егор, умер после войны от последствий тяжёлых ранений.

Благодаря материалам, которые я нашла в районном краеведческом музее и Центральной библиотеке села Уйское, а также воспоминаниям родных я смогла многое узнать о боевых путях Терентия Андреевича и Ивана Андреевича.

Егор, Федосья, Иван, Дмитрий, Терентий, Владимир, Андрей и Александра родились в многодетной, крестьянской семье казака Выдрина Андрея Евдокимовича. Казалось, все понятно было в жизни – школа, работа вместе со всеми в поле. Один за другим братья Выдрины становились помощниками родителей. Сестра Федосья вышла замуж, и в их густонаселенный дом вошел еще один человек – Григорий Иванович Воронин. "В тесноте, да не в обиде" - говорят в народе. Вместе работали, делили радости и неудачи…

Под пулями нес еду бойцам

Трудно начинал жизнь дедушка Иван Андреевич Выдрин. Образование, которое он получил в Уйском – два класса. Время было такое. В семье, где родилось восемь детей, Ванюшка - любимец отца. Потому, что лучше других детей относился к матери, помогал, чем мог. И с младшими поводится, и полы помоет…

В 1938 году Иван Андреевич ушел на действительную службу. В хозяйственный взвод определили. Работал в пекарне. Пек хлеб, и получалось у него это на славу. А еда, которую готовил повар, не нравилась Ивану. Чувствовал, что товарищи такого же мнения. Сказал старшине:

- Дай, сварю обед, товарищ старшина.

- Попробуй, если можешь.

Сварил обед. Бойцам всем понравилось. А тут пришел комбат, поел с солдатами и похвалил:

- От души поел, наверное, повар у вас отменный.

Так и определилась дальнейшая судьба рядового Выдрина. Три месяца учился готовить пищу, не отрываясь от службы. На экзаменах на все вопросы ответил на «отлично».

Служил Иван Андреевич на Дальнем Востоке. После курсов присвоили звание сержант. Воевал на Халхин-Голе. Участвовал в Финской компании. Прослужил почти три года. Думал о жене, о матери с отцом, о родном крае…

В первые дни войны дом Выдриных потерял сразу четверых работников. На второй день после ее начала ушел Дмитрий. Следом за ним защищать Родину ушли Иван, Егор и муж их сестры – Григорий Воронин. Терентий же был призван в 1942 году, когда немцы были отброшены от Москвы…

На фронте работали полевые кухни, которые в зависимости от конструкций могли быть прицепными, автомобильными, гусеничными и на другой тяге. Пищу на них можно было приготовить даже в движении. Но часто, когда армия переходила в наступление, это уже было характерно с 1943 года, полевая кухня просто не поспевала за ней. И поэтому, пища доставлялась бойцам, если не было обстрелов лошадьми, а при обстреле…

В 1943 году на Ленинградском фронте шел сержант Выдрин с котелками к бойцам. Под пулями, под снарядами, но шел. Словно знал, что не убьют его, потому, что на его стороне священная правда. Но взорвался снаряд, осколок – прямо в голову. Землей присыпало, измяло плечо, контузило. Солдаты нашли его. Дружеские руки товарищей вынесли Иван Андреевича с поля боя, отправили в госпиталь. Врачи, сестры, нянечки целый месяц боролись за его жизнь. А товарищи ждали.

Вернулся в свою часть Выдрин. Летели домой «треугольники», из дома приходили успокаивающие сообщения. А потом так случилось. Через два месяца после контузии нес Иван Андреевич обед бойцам. Снова пули, снаряды. А он во весь рост. В руках термос, хлеб, а на груди в кармане письма с Урала и с фронтов, где воевали братья Егор, Дмитрий, Терентий. И снова снаряд взорвался сотнями осколков. Термос улетел, разнесло хлеб, а сержант жив…

Я задала вопрос маме:

«Повар не убил ни одного человека за все свое пребывание на войне, но может ли он себя считать участником войны?»

И получила ответ:

«На войне в полку, какую бы должность ни занимал человек, это участник Великой Отечественной войны. Каждое подразделение – полк, батальон – это механизм, где каждый человек нужен, где каждый что-то делает. А в результате это воинское подразделение идет в атаку, одерживает победу, гибнут люди, со стороны противника в том числе. Но ответственность, только ли на тех лежит, кто стрелял, а, может быть, и на поваре тоже? Он кормит солдат, и у них есть силы воевать».

В каждой воинской части на фронте должен быть повар. Если солдата не накормить, из него никакой боец не получится. Солдата нужно кормить, тогда это будет солдат, тогда это будет герой…

У деда Ивана за его заслуги были награды: Орден отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги» и другие награждения.

Резерв могли бросить в самое пекло

В краеведческом музее мне дали послушать кассету с записью интервью с Терентием Андреевичем, сделанной к 50-летию Победы над Германией. Дедушка рассказал, как он принимал участие в Параде Победы в Москве в 1945 году.

Далеко не все участники войны были удостоены чести пройти по брусчатке Красной площади в этот день. Помимо боевых заслуг, кандидаты должны были обладать и определёнными физическими данными. К счастью для сержанта Выдрина – члена ВЛКСМ, всё это у него было.

Из рассказа деда: «Военную науку начал осваивать в полковой школе. И начал со строительства землянок, так как будущим курсантам жить было негде, а Сибирь, известно, шутить не любит. Вот так и получилось, что вместо трех месяцев учился курсант Выдрин почти полгода. Вообще–то я учился на минометчика и неплохо освоил 82-миллиметровый батальонный миномет. Однако потом пришлось осваивать и парашют потому, что попал я все-таки в десантные войска».

Под Москвой есть красивый городок Ступино. Там и делал свои первые прыжки с парашютом Терентий Выдрин, к тому времени уже сержант Выдрин. Четыре прыжка с аэростата, потом с самолета. Служба в резерве всегда считалась спокойной. Однако в те грозные дни это было далеко не так – резерв Главного командования могли поднять по тревоге в любую минуту и бросить в самое пекло. Раз пять выезжали десантники по боевой тревоге. Иногда вылета ждали сутками… «Фронт уходил все дальше на Запад, и вот, наконец, долгожданные новости: нашу часть расформировывают и направляют в состав 3-го Украинского фронта, войска которого в то время воевали в Белоруссии. Однако свой первый бой я принял уже в Венгрии, на подступах к Будапешту».

Терентий Андреевич Выдрин воевал на 3-м Украинском фронте командиром 82-го минометного расчета. Победу он встретил в Вене. Утром, когда объявили, что война окончена, деда вызвали в штаб батальона, чтобы сообщить: его выбрали для участия в Параде Победы, как одного из лучших бойцов. Ему выдали новую форму, так как старая была уже изношенная, и отправили в Москву. По дороге Терентий Андреевич видел, как на каждой железнодорожной станции люди встречали победителей.

В Москве, под руководством маршала А. Василевского, проводились занятия по подготовке к параду. Репетиции проходили полтора месяца. Солдат и офицеров привыкших ползать по-пластунски и передвигаться короткими перебежками, нужно было научить чеканить с частотой 120 шагов в минуту. Учились ходить в строю «коробочкой» 20 на 20 человек. А 24 июня 1945 года через весь город отправились строем на Красную площадь. Люди шли на парад с гармонями и песнями. На трибуну вышло всё правительство СССР во главе со Сталиным. На площадь выехал на белом коне Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, навстречу ему устремился командующий парадом Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский на вороном коне, и начался парад.

От каждого фронта на парад выделялся сводный полк в составе тысячи человек – представителей всех родов войск. Возглавлять такой сводный полк было приказано командующему фронтом. Во главе сводного полка 3-его Украинского фронта шёл Маршал Советского Союза Ф.И. Толбухин. Руководимые им войска отличились при форсировании многих водных преград – Днепра и Днестра, Прута и Дуная. Они освобождали Румынию, Болгарию, Венгрию, штурмовали Белград, преодолели Карпаты, дошли до Альп и освободили столицу Австрии Вену.

Шагая по брусчатке Красной площади, Терентий Выдрин вспоминал, как много пришлось ему испытать до этого волнующего дня…

…В то время, когда брат деда - Дмитрий Андреевич отчаянно дрался на Волховском фронте, спасая Ленинград от блокады, Терентий Андреевич был еще дома. Его время наступило в 1942 году...

Дедушка освобождал Венгрию, воевал на подступах к Будапешту. Особенно запомнился ему бой на берегах канала реки Раб в Австрии.

…Дважды тогда пришлось ему переходить этот канал. Первый раз, когда с телефонистом пошёл на корректировку огня. Была команда: стрелять беглым огнем. Потом вдруг осечка - миномет заглох. Чтобы выяснить причину, пришлось сержанту Выдрину опять переходить канал. Оказалось, что мина застряла в стволе. Решение пришло мгновенно: отделить трубу от плиты и стукнуть о землю: получилось! После того, как ствол прочистил - миномет заработал. За этот бой Терентий Андреевич был награжден медалью «За отвагу».

Среди боевых наград моего дедушки Терентия, которых он был удостоен за храбрость и мужество, проявленные в боях Великой Отечественной, - орден Красной Звезды, ордена Отечественной войны I и II степени, две медали «За отвагу», медали «За взятие Вены», «За победу над Германией».

Наконец-то по радио прозвучало долгожданное слово «Победа!». 9 мая 1945 года районное село Уйское украсилось флагами. На зданиях - яркие лозунги и транспаранты, приветствующие воинов – победителей и тружеников боевого тыла.

Только к октябрьским праздникам победного года вернулся Иван Андреевич в село Уйское. Дед Терентий вернулся на Родину лишь в 1947 году. Поезд прибыл на станцию Миасс. С транспортом было в то время туго. В деревне Смородинка, что рядом с Миассом, жил - Иван Андреевич, уже вернувшийся с войны. Терентий Андреевич передохнул у него, и братья отправились в Уйское пешком. Дошли до села Маслово, дозвонились до колхоза, и навстречу им выехал на лошади Дмитрий Андреевич.

* * *

Так уж случилось, что с фронта вернулись все четыре брата. Правда, вскоре после Победы, от полученных ран умер Егор. Сестра осталась вдовой. Григорий Иванович Воронин считался пропавшим без вести. Позже, уже в 2011 году его дочь Тамара Григорьевна получила документы о месте захоронения ее отца, умершего в концлагере.

Дед Терентий вернулся в родной колхоз «Память Ленина». И в мирное время, на трудовом фронте, ветеран всем показывал пример. Работал животноводом и бригадиром – всюду порученное дело выполнял честно и добросовестно. За свои трудовые заслуги он награжден медалью «За освоение целины», Бронзовой медалью ВДНХ СССР, медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

Наградные материалы Выдрина Ивана Андреевича
Наградные материалы Выдрина Терентия Андреевича
Наградные материалы Выдрина Терентия Андреевича

История моей семьи – это история моей Родины, моего родного края. Нужно быть отважным, добрым, смелым, отзывчивым и тогда нашей Родине ни чего не грозит. Нужно быть крепкой семьей. Я думаю, что в каждой семье хранится воспоминания о войне. Они должны быть и передаваться молодому поколению.

О себе знаю точно, что каждый год 9 мая мы всей семьей будем отмечать великий праздник, все воспоминания о войне моих близких, семейные реликвии я сохраню для своих детей. 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру