Эшелон следовал в Сталинград...

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Немного осталось в живых тех, кто шагал дорогами войны, среди них и моя бабушка -Александра Ивановна Петрова. На всю жизнь запомнила она перрон станции Давлеканово, воинский эшелон, толпы провожающих. Март 1942 года. Эшелон должен следовать в Сталинград, а в нем одни девушки от 18 до 25 лет. Слезы, голоса родных и мама, провожавшая сразу двух дочерей: Сашу и Раю.

Сталинград готовился дать отпор врагу. Эшелон прибыл на станцию Бекетовка, что в 40 километрах от Сталинграда, и началась учеба, боевая и физическая подготовка. Бабушка училась работать с приборами по корректировке и наведению зениток на цель – самолеты противника, она была приборист–наводчик. Бабушка служила в армии генерала Ф.Шумилова, южная окраина Сталинграда, река Цимла (64-я армия, 1080-й полк). На батарее их было 112 человек, половина - девушки. Полк стоял на обороне «СталГРЭСа», а бабушка была комсоргом на батарее.

3 мая 1943 год, слева сидит

Бабушка говорит, что они все делали сами: охраняли склады, копали землянки, проходы между зенитками, маскировали приборы. Часто меняли позиции, так как разведывательная авиация и приборы противника фиксировали места, откуда стреляют по самолетам и танкам - тогда жди налета авиации и удара дальнобойной артиллерии. Были такие моменты, когда густая россыпь зенитного огня терялась, просто таяла в облаке зажигательных бомб, которых было десятки тысяч и которые, как парашюты, опускались на крыши домов, на землю.

Бабушка рассказывает, что до сих пор видит во сне, как горит нефтебаза и облако огня и дыма поднимается на десятки километров и падает вниз, как огромное покрывало.

Страшно было видеть, когда до двух тысяч самолетов одновременно налетали на город. Сплошной гул, взрывы, огонь, гибнущие люди. Чтобы выжить делали подкопы, скрытые маневры, использовали укрытия, канализационные трубы, подвалы, то есть все, где можно было спрятаться от огня. Но и в таком аду бывали забавные случаи. Ночь, холод, дождь и тишина. Бабушка была в карауле и вдруг впереди шаги, тяжелые... «Стой, кто идет? – говорит караульный. Ни слова в ответ. - Пароль!» - и снимает автомат... А это замполит части возвращался из штаба дивизиона. Задумался видимо. Но вовремя сказал пароль, а то мог бы оказаться в задержанных. Часовой был начеку.

А однажды часть вообще оказалась отрезанной от основной армии, ей сбрасывали продукты с самолетов и иногда бойцы попадали к немцам, но «СталГРЭС» даже при усиленной бомбежке не сдали. Зенитчицы отлично исполняли свой долг, точно стреляли по самолетам, отвлекли на себя значительные силы противника и не позволили со своей стороны прорваться врагу к Сталинграду, а Сталинградская гидроэлектростанция продолжала работать.

Моя бабушка знает, что такое психическая атака. Однажды ее послали в дозор корректировать огонь нашей артиллерии по фашистским танкам. На наши позиции, казалось, шли тысячи танков, раздавалась громкая кошмарная музыка. Начался артиллерийский обстрел, все утонуло в огне. Но когда наши танки встретились лоб в лоб с немецкими, то бабушка увидела, что немцы к своим танкам прицепили и подбитые и фанерные, видимо для усиления эффекта, наведения ужаса на защитников города. Но они не испугались.

Если бы этот бой проиграли, то была бы уничтожена не только одна их батарея, но и весь дивизион, а, следовательно, и все бойцы... Обескровить противника на подступах к городу - такую задачу ставили перед дивизионом. И она была решена.

Бабушка говорит, что Сталинград в центре - это руины, ни одного уцелевшего дома, После боев на улицах города пустыри, развалины, проломы в стенах.

И будучи чуть помоложе, приезжая на место своей первой встречи с войной, проходя по лестнице вверх к памятнику, где Родина-мать зовет своих сыновей и дочерей защитить страну, слушая музыку, она вновь как бы попадала в тот далекий 1942 год и, конечно, плакала.

Петров В.И. Петрова А.И.

Бабушка имеет Орден Отечественной войны, 13 медалей, среди которых: «За оборону Сталинграда», орден «Победа», медаль Жукова…

Бабушка гордится тем, что именно 64-я армия и ее офицеры предъявили ультиматум генералу-фельдмаршалу Паулюсу, а генерал Шумилов первым его допрашивал.

А дедушка мой, Петров Виктор Иванович - кадровый военный. Жаль, что он не дожил до 60- летия Победы. Его война началась с Халхин-Гола, где он воевал под командованием Г.К. Жукова. С декабря 1941 года - 2-й Белорусский фронт. Он был заместителем командира батареи дальнобойной артиллерии. Дошел до Польши и в городе Кракове был комендантом шесть или семь месяцев. У дедушки 17 медалей, Орден за Халхин-Гол, Орден Отечественной войны, медаль «За боевые заслуги».

Вот такие у меня бабушка и дедушка.

Я горжусь ими.

 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру