"А вас я забуду только тогда, когда меня не будет на этой земле"

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Грозный 1941 год стал последним для 18-летнего брата моей прабабушки, Михаила Гилева, уже через два месяца после призыва пропавшего без вести». Как выяснится потом, «танкист Гилев погиб в бою», сгорел в танке.

Я вспоминаю фрагменты романа К. Симонова «Живые и мертвые», когда немецкие танки давили наших беззащитных солдат как котят, люди пропадали без вести. Пока жива была прапрабабушка, Ольга Матвеевна, на ее столе стояла фотография сына, присланная им матери в первом и последнем солдатском письме, перед отправкой на фронт. Вечная ему память!

Гилев Михаил

В Великую Отечественную оба моих прадеда воевали за Родину, честно выполняя долг, с гордостью неся звание «русский солдат».

Аношко Иван Петрович (слева)

Иван Петрович Аношко на фронте возводил переправы через реки. Воевал он под командованием маршала СССР Рокоссовского. Освобождал родную землю от фашистской нечисти. Ранения, госпитали. Дошёл мой прадед до Берлина. За боевые заслуги награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией». Вернулся домой очень больным человеком. После демобилизации всю жизнь работал шофером на Симском механическом заводе.

Ларионов Семен Дмитриевич. Фотография 1938г.

Другой мой прадед, Семен Дмитриевич Ларионов, пошел служить в Красную Армию в 1938 г., а демобилизовался в октябре 1945 г. Вот строчки из его фронтового письма: «Мысли о семье – непременные мои спутники, куда бы я ни пошел. А временами нападает тоска, доводящая до отчаяния. Беспокоит ваше будущее. Береги, жена, свое здоровье, сыночка-первенца. А вас я забуду только тогда, когда меня не будет на этой земле». Он мог бы написать о том, что на земле бушует битва, неистовая по своей жестокости, страшная в ненависти. Он мог бы рассказать о горящих городах, толпах беженцев на дорогах, о том, как черные стаи «юнкерсов» кружат над нашими колоннами, как воинам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения. А он, солдат, после всех передряг, промерзший, усталый, в шинели, пробитой осколками, ночью у солдатской железной печурки пишет жене письмо, скрывая ужасы войны, подбадривая семью.

А как жилось семье в тылу? Казалось, что настоящая победа куется там, на фронте, а в тылу тихо, спокойно и безопасно. Конечно, это не так. Как бы воевали солдаты без продовольствия, обмундирования, оружия, без моральной поддержки жен, сестер и матерей? Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины. Труженики тыла работали не покладая рук на поле, заводе, на своем личном подворье, лесозаготовке, старались делать всё возможное и невозможное, чтобы обеспечить фронт авиационной техникой и приблизить тем самым долгожданную Победу. Моя прабабушка, Евдокия Дмитриевна Аношко, как и многие ее подружки-сверстницы, по 12 часов стояла на скамеечке за станком, чтобы обеспечить фронт авиационной техникой. Женщины заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели.

И вспомнить страшно, и забыть нельзя! - часто говорила моя другая прабабушка, Анна Васильевна Ларионова. Безмерная тяжесть забот обрушилась на плечи крестьянки, ставшей единственной кормилицей не только своих детей, но всей страны и ее многомиллионной воюющей армии. Трудовой героизм таких женщин, которые начала работать с ранних лет, потеряли многих родных, здоровье, возможность учиться, отражены в симском городском музее, где мне посчастливилось познакомиться с материалами папки под названием «Кто помог солдату победить? Они отстояли Победу в тылу». Я потрясена воспоминаниями о жизни в войну моих ровесниц-девчонок, которым выпало на долю пережить тяготы того времени. Анна Васильевна вспоминает: «Войну не видели - а с этим словом связаны холод, голод, тяжелая работа всякая, без различия, мужская или женская. Одна крапива да лебеда - вот и вся еда, это летом, а весной барашки, медуница, липовые листы. Зимой рубили скотине илемник, драли кору (телятам парили), а прутики ободранные был сладкие - сладкие от сока, это было лакомство для детей - облизывать голые от коры прутики. Собрали нас молоденьких 15-летних подростков и направили в Челябинск в ФЗО. Жили там в палатках, спины ночью примерзали к полу от холода, всегда хотелось есть, работали тяжело, носили кирпичи на носилках, пилили с подружкой бревна, брюки на морозе трескучем колом застывали. Пилили деревья вручную, а деревья - в обхват. Тяжелейший труд, который не всякий мужчина осилит. Попробуй, свали их да раскряжуй ручной пилой, да вывези на лошади из лесу по снегу. В морозы многие обмораживались, женщины надрывали животы. Вцепимся в воз, как пичужки, того гляди замерзнем на морозе. А одежонка плохонькая такая, насквозь ветер продувает, на ногах лапти, портянки к ним пристывали. Маленькие дети летом собирали на полях колоски: зернышко вылущишь и жуешь его - так сладко! А матери чем питались - неизвестно, старались для детей! Не было мыла, спичек, керосина. Я не говорю уж про одежду и обувь. Об электричестве в то время мы и не знали даже, что это такое. В 1942 году урожай был неплохой, но зерно сырое, и для просушки раздавали зерно по домам. Хорошо просушенное снова ссыпали в колхозный амбар. И чтобы утаить хоть с килограмм зерна, - такой и мысли ни у кого не возникало, а ведь колхозникам на трудодень выдавались лишь отходы после провеивания. Словом, жили и работали впроголодь, но все понимали, что идёт война, и ничего не жалели для фронта, для будущей победы. Женщины вечерами после работы всеми ночами вязали фронтовикам носки да варежки, шили рукавицы и ставили адрес: "Фронт, солдату"

Зимой 1943 г. при МТС шло ускоренное обучение женщин и подростков для работы на тракторах, направили и меня. Весной и летом работала на тракторе. Иногда у трактора нет кабины, стартера. Пока заведешь его, намучаешься вдоволь, руки в грязи, в копоти, все в масле. Пахали и ночью, засыпали в борозде от усталости. Женщины хлебнули военного лиха вдоволь. Массовыми были патриотические движения: "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт», « Выполнять в дни войны две нормы", "В труде, как в бою". Появились сотни комсомольско-молодежных бригад, боровшихся за почетное звание "фронтовая бригада". Молодые трактористки стали давать две нормы за смену. Вот строчки из одного обращения трактористок: « Убрать богатый урожай быстро и без потерь - наш долг перед Родиной. Не забывайте ни на одну минуту, что вы работаете для фронта, для победы над коварным врагом». Много пели. Песня давала силы и в горе и в радости. Иногда так устанешь, идя с работы можно было упасть и не встать, а как запоем «Катюшу», нашу любимую… Или вот:

«Молодая да веселая была, не пугает нас ни горе ни беда,

я своей работой славною горжусь, я ударница колхозного труда»

Малые дети вокруг взрослых, а гармонист один, 7-летний мальчик плясовые играет, у многих слезы текут по щекам…»

Умерла прабабушка в 2000 году. Воспоминания ветеранов не дают нам права забыть о подвиге наших предков, заплативших своими жизнями и судьбами огромную цену за Великую Победу.

Русские солдаты, в том числе мои прадеды, выполняли боевые задачи и дрались за честь Родины с отдачей всех сил. Это настоящие богатыри земли русской. Труженики тыла, мои прабабушки, самоотверженно помогали солдатам победить врага - ненавистный фашизм. Порой в груди становится тесно от полноты чувства гордости за свой народ, за своих земляков, за родных людей. История моей семьи равна истории моей страны! Как жалко и обидно, что я не успела застать живыми своих предков-героев. Благодаря моим отважным прадедам, я могу жить, учиться, радоваться каждому дню. И пусть в наших сердцах навсегда остается светлая, искренняя гордость за поколение победителей. Мой долг священный - передать эстафету памяти моим детям и внукам.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру