Максим Перцев: «Легко приучить болельщика к хорошему и красивому. Еще легче - его потерять»

Директор челябинского «Динамо» Максим Перцев подвел итоги столь неоднозначно сложившегося сезона для клуба в эксклюзивном интервью «МК-Урал».

Максим Перцев: «Легко приучить болельщика к хорошему и красивому. Еще легче - его потерять»
Максим Перцев. Фото пресс-службы БК "Динамо"

- Максим, довольны ли вы в целом, как сложился сезон для команды?

- Я – максималист по жизни, в спорте, и, естественно, четвертое место – не тот результат, на который мы рассчитывали изначально. Наверное, все-таки медали более соответствовали бы той игре, которую мы показывали на протяжении всего чемпионата.

 

- Как вы считаете, что помешало добиться нужного результата в плей-офф?

- Пока глубокого анализа я не проводил, но если подвести итоги по горячим следам… Я уже озвучивал это ранее, но повторюсь: не хватило одной победы. Если бы мы дома взяли не одну, а обе игры против «Рускон-Мордовии», то ситуация была бы совсем иной. То есть мы вышли бы из группы с первого места, попадали бы на более слабых соперников, и бороться за медали в плей-офф было бы проще. Мы смогли бы в таком случае подойти к решающим играм с меньшими физическими и психологическими затратами. Это раз.

Второе - все-таки я считаю, что были недочеты со стороны тренерского штаба в процессе подготовки, недостаточная самоотдача некоторых наших парней в играх плей-офф. По регулярному чемпионату претензий таких у меня было куда меньше. В тот период, когда была небольшая пауза перед играм на выбывание, может быть – опять же говорю по горячим следам – следовало бы придумать какие-нибудь восстановительные процедуры для ребят. Было видно, что в решающих играх они немного подсели – чем дальше мы проходили, тем меньше сил у них оставалось.

А может быть, причиной неудачной концовки стало отсутствие мотивации именно в играх за третье место. Мы ведь весь сезон настраивались на выход в Суперлигу, как минимум на борьбу за 1-2 места, а в итоге проиграли в полуфинале «Тамбову», и этот удар мы не выдержали. В матчах за бронзу я порой не узнавал отдельных игроков. Вот это поражение в первой игре с «Союзом» (64:92 на выезде – прим. ред.) – оно вообще необъяснимое. Думаю, все увидели реальное соотношение сил команд во втором матче серии, когда дома при равной борьбе нам удалось дожать соперников в концовке. Поэтому тот выездной разгром не является показательным абсолютно, так же, как и решающая игра. Такое ведь очень редко бывает, когда в последней игре плей-офф на домашнем паркете пропустить почти сто очков… Мы ни в одной встрече на протяжении регулярного чемпионата себе не позволяли, а тут 99 очков дома, при своих зрителях!

 

- Повлияли ли на парней психологически те самые известные события, всколыхнувшие не то что город – всю область. Я имею ввиду арест вице-губеpнатора и президента клуба Николая Сандакова?

- Безусловно. Непонятно, что произойдет дальше, либо в какой-то момент клуб закроют, либо мы продолжим нашу деятельность. Информационный вакуум именно в этом направлении естественно повлиял, и каждый из ребят по-своему беспокоится о своем будущем. С некоторыми игроками у нас была договоренность на один сезон, с кем-то мы планировали сотрудничать дольше. А здесь буквально перед самым плей-офф такое происходит, что незамеченным не может не пройти. Это сказалось и на мне. Вот еще недавно мы строили грандиозные планы, причем касающиеся не только клуба «Динамо», но и практически всего баскетбола в Челябинске и области. Ни для кого не секрет, что мы разрабатывали стратегию развития, подобную губернаторской программе-2020, в рамках которой мы должны были развивать детский баскетбол, открыть интернат, помочь женской команде «Славянка». Апофеозом всего этого должно было стать строительство зала, о котором говорилось буквально на каждом совещании. На тот момент было все обговорено до мелочей процентов на 90.

 

- Пока сейчас нет никакой ясности, что будет дальше?

- Абсолютно никакой. Все те люди, которые нам помогали, они, собственно, и не отвернулись, но конкретно никто ничего не говорит, потому что все сомневаются, опасаются насчет будущего команды.

 

- Если предположить самый худший вариант развития событий, команда продолжит свое существование?

- Если предположить самый худший вариант, о котором не то что говорить – даже думать не хочется, то клуб - муниципальное автономное учреждение, которое прописано отдельной строкой в бюджете городском и, насколько я понимаю, в областном тоже. То есть минимальное финансирование какое-то, надеюсь, останется. Но очень не хочется об этом думать, потому что это позволит содержать лишь команду полулюбительского уровня.

 

- Учитывая, что интерес к баскетболу в городе команда, несомненно, пробудила, очень хочется надеяться, что спонсоры не отвернутся. В любом случае, я думаю, что если играть одной молодежью, народ все равно будет ходить...

- Будет ходить, но ведь болельщика, что называется, приучить к хорошему и красивому легко, а еще легче зрителя потерять. Безусловно, залогом любви и интереса к команде остается победа в каждом матче. Если мы будем играть пусть своими, пусть доморощенными игроками, пусть на игры будут ходить их близкие, родственники, друзья, все равно, на мой взгляд, интерес может поутихнуть. Ну и опять же, как привлекать каких-то спонсоров, меценатов, когда твой клуб – постоянный аутсайдер? Это практически неосуществимо.

 

- Вернемся к вопросам непосредственно об игре. Многим хотелось бы знать, почему в плей-офф практически не играл форвард Роман Пахнюк? Что случилось, если не секрет?

Сейчас уже по окончании сезона секрета, собственно, уже и нет никакого. Была конфликтная ситуация внутри клуба, которая не позволила Роме в какой-то момент даже тренироваться вместе с командой. Потом, слава богу, мы эту ситуацию разрешили, но та пауза в игровом и тренировочных процессах сказалась. По мнению тренеров, он уже не смог вернуться на тот уровень, который показывал до случившегося. Больше я комментировать эту ситуацию не хочу, поскольку в концовке сезона мы действительно были семьей, той самой победной стаей. Такое бывает, в семьях иногда случаются ссоры.

- В третьей игре, когда у Дмитрия Рытенко была критическая ситуация с фолами, выход Пахнюка напрашивался. Во второй встрече в аналогичной ситуации с нашими большими Кирилл Епанов, тоже появлявшийся на площадке довольно редко, вышел, отработал в защите, после чего команда сделала решающий рывок. Этим он заслужил большее игровое время в заключительном матче с «Союзом».

Конечно, по горячим следам анализ провели, мы это обсуждали, и вопрос по поводу Пахнюка и Епанова напрашивался, но сказать я хочу вот что. За результат в конечном счете отвечают главный тренер и его помощник. Сейчас мы понимаем, что, может быть, решение не выпускать стало ошибочным, но если бы все произошло ровно наоборот, то вопроса и не возникло бы. Или же по какой-то причине Пахнюк вышел и не попал бы в игру, то опять были бы вопросы к тренерам. Да, где-то я соглашусь с вами, где-то буду защищать главного тренера, но далеко не каждый эксперт или болельщик знает ситуацию изнутри. Порой только кажется, что тот или иной игрок может выйти, а на самом деле в какой-то момент он получил небольшое повреждение или произошло что-то еще.

- Что случилось с Ростиславом Черкашиным? Еще недавно он считался одним из самых талантливых баскетболистов страны в своем возрасте.

Он им и остается. У Ростислава были травмированы колени еще с того времени, когда он играл в Москве. Потом он вроде бы их залечил, начал тренироваться у нас, провел сборы, предсезонные турниры, но, видимо, из-за чрезмерной нагрузки травма снова проявилась. Оказалось, что у него в колене крошился хрящ. В итоге мы приняли решение дать ему спокойно лечиться. Понятно, что сезон пошел насмарку, но с такой травмой не было никакого смысла его дергать. Мы не расторгали с ним контракт, он в команде, но в настоящий момент лечится.

 

- Почему по ходу сезона было принято решение расстаться с Максимом Кожариным?

Он просто, что называется, не попал в состав. У него тоже были проблемы с коленом, ему восстанавливали крестообразную связку. Изначально были сомнения, что он сможет после такой серьезной операции восстановиться, однако ему удалось это сделать, причем он даже наколенник снял. Но его стиль игры абсолютно не вписался в нашу командную игру. Максим – по большому счету, стритболист. Он своего рода джокер, который может в нужный момент войти в игру со скамейки и нестандартными действиями приносить команде немалую пользу. Все вроде бы хорошо, но при наличии в ротации шестерых игроков на позиции второго-третьего номера держать парня, не юниора уже, смысла нет. Поэтому мы с ним переговорили и нормально, без скандалов и обид расстались. Сейчас он играет и радуется жизни и баскетболу в Уфе, в дружественной нам студенческой лиге. К сожалению, я не слежу за статистикой, поскольку дел, сами понимаете, тут хватает, но я уверен, что у него там все хорошо.

 

- Меня как копейчанина волнует ситуация с Андреем Пономарем – главной, в общем-то, надеждой копейского баскетбола, и без того на таланты небогатого. Он будет в команде?

Конечно, он тренируется, и мы постоянно делегировали его на Уральскую лигу, где он получает игровую практику. Тут проблема такая. Андрей учится в институте, и он для себя до сих пор еще не решил, будет ли он играть в баскетбол профессионально или же сосредоточится на учебе. При этом он понимает, что пока не проходит в состав, но были моменты, когда я с ним ругался из-за того, что за день-два до игры он по каким-то своим причинам не приходит на тренировку. А по ходу сезона была ситуация, когда один из наших больших получил травму. Казалось, вот он – твой шанс, но, к сожалению, он им не воспользовался. Вот это странное для меня, непрофессиональное моментами отношение пока присутствует.

 

Максим Перцев. Фото пресс-службы БК "Динамо"

- Вообще кого из ребят вы могли бы выделить по ходу сезона – в игровом, человеческом плане?

- Это сложный вопрос. Как можно выделять кого-то по итогам сезона, который не оправдал надежд? Да не буду я никого выделять. Повторюсь, были игры, когда те люди, на которых мы рассчитывали, которые несли основную нагрузку, доказывали, что мы не ошиблись, выбрав их. Но были в то же время и провальные игры, когда уже закрадывались насчет них сомнения. Моментами Дедовец здорово выглядел, моментами Рытенко, Малышев, Баранов. Осокин первую часть чемпионата провел на феноменальном уровне для первого номера – был самым результативным в команде, бросал практически без промаха и давал прессинг по всей площадке. Потом случилось радостное для него событие, которое повлекло за собой провал на его позиции. Родилась дочка, но возникли какие-то сложности, связанные с ее здоровьем. Они не то чтобы серьезные, однако из-за них Леша порой не спал ночами, что сказалось на игровом и тренировочном процессах. Это можно проследить по ухудшившейся личной статистике и даже внешне. Он как будто сам не свой, это не тот Осокин, что рвал и метал в первой половине сезона. Лично мне понятно, почему с ним такое происходит, но в плей-офф мы на него серьезно рассчитывали. Так же Малышев. В первой части чемпионата он чуть ли не в каждой игре делал дабл-дабл, а потом что-то расстроилось. И так любого можно взять. Тот же Пахнюк полсезона показывал уверенный баскетбол, а перемены в его игре начали происходить еще до той самой конфликтной ситуации. Но опять же, надо учесть, что соперники серьезно нас разбирают, изучают, как, собственно, и мы их. А при наших нескромных заявлениях о Суперлиге с самого начала сезона мы вообще были как красная тряпка для быка.

Вообще мне тренеры еще во время карьеры игрока говорили, что не требуется решения сверхзадач по набиранию 25-30 очков. Ты вот выйди и на протяжении всех игр регулярного чемпионата сделай по 15 очков в среднем, и вот это будет показатель. А когда там 2, тут 30, потом, скажем, вообще ноль очков, а в следующей игре 20 или даже 30 с лишним – это, конечно, не есть хорошо.

 

- В концовке третьей встречи с «Союзом» мне бросилось в глаза, что Малышев и Стас Зинченко почему-то не решались обыгрывать один в один, хотя их «опекуны» были в одном фоле от удаления с площадки. С чем это связано?

- Волновались абсолютно точно все. Пожалуй, исключением стали только две игры с воронежской «Согдианой-СКИФ» в первом раунде плей-офф, когда мы обыграли их довольно уверенно и дома, и в гостях. А вот уже матчи с «Тамбовом» показали, что мы оказались психологически не готовы. На выезде после домашней победы на старте серии просто катастрофа была. Там вообще ничего не залетало, даже в проходах порой мяч буквально выскакивал в последний момент из кольца.

 

- Судя по рассказам очевидцев, в обеих встречах полуфинала в Тамбове что-то невероятное с командой происходило. Многие сошлись во мнении, что проиграли сами себе.

Ну не хотелось бы сейчас переходить на высказывания относительно сопутствующих факторов, но в Тамбове первую игру мы действительно сами себе проиграли, а вторая складывалась таким образом, что нам просто с самого начала обозначили, кто играет дома, а кто в гостях. В какой-то момент я демонстративно начал ходить с телефоном и говорить, мол, ребята, тут же все снимают, я сейчас позвоню, и с рук это никому не сойдет. Несколько все изменилось, но когда тебе дали по шапке с самого начала, играть очень тяжело. Но наши парни не сдались, попытались воспрянуть духом, в какой-то момент даже почти догнали, однако было видно, что и былой воли нет, и той физики, что была в регулярке, ребята не бежали совсем. Мы неплохо защищались, но никак не могли попасть. Когда есть силы защищаться и бежать в атаку – это одно, а когда сил хватает только отработать в защите – это другое.

- Что вам сказал Алексей Саврасенко (чемпион Европы, многократный чемпион России в составе ЦСКА, посетивший Челябинск для вручения бронзовых наград Высшей лиги – прим. ред.) по поводу уровня «Динамо», организации в целом?

- Ему очень понравилось. Во второй игре он пытался предупредить наших парней, что игра длится 40 минут и что их уверенность в победе основана только на самой уверенности. Как раз в игре был такой момент в последней четверти, когда очень легко позволили соперникам себя догнать и в итоге потратили в концовке много сил и нервов. А от атмосферы и организации Саврасенко в полном восторге. Пожалуй, что-то подобное даже в Суперлиге можно перечислить по пальцам. Вот он видел, что отлично болеют в Самаре, где целых три клуба, в Перми, где культура «боления» заложена еще со времен генерального менеджера Сергея Кущенко и побед «Урал-Грейта» в чемпионате России, в Казани, Краснодаре. У тех же московских команд порой сидят по 15 человек в зале, а из них десять родственников. Он не ожидал, что и сами игры окажутся такими напряженными, ведь в Суперлиге и Единой Лиге ВТБ баскетбол несколько академичный, у нас же он в какой-то степени бесшабашный.

 

- А какие вообще ориентиры брались за основу при восстановлении клуба?

- Мы отталкивались от пиар-хитростей из различных источников. Что-то взяли у ЦСКА, что-то у краснодарского «Локомотива-Кубань» - например, мы взяли за основу их вебсайт при преобразовании нашего сайта. Мы считаем, что у них самый лучший сайт среди всех баскетбольных клубов страны. Вообще, наш контент-менеджер Коля Постников – большой профессионал, поработавший в АСБ (Ассоциации студенческого баскетбола – прим. ред.), а там уровень пиара, каких-то неожиданных ходов, связанных с раскруткой, наверное, выше даже чем в Единой Лиге ВТБ. Мы хорошо используем интернет-ресурсы и соцсети – думаю, разгоревшийся интерес к баскетболу в Челябинске об этом говорит сам за себя.


 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру