Детский омбудсмен Маргарита Павлова: «Введение в школах уроков медиабезопасности продиктовано самим временем»

Трагедия в Миассе, произошедшая 4 октября, никого не оставила равнодушным. Если подросток взялся за нож, чтобы расправиться со своими родителями, то это говорит об одном: с нашими детьми происходит что-то нехорошее.

 

Детский омбудсмен  Маргарита Павлова: «Введение в школах уроков медиабезопасности продиктовано самим временем»
фото: Наиль Фаттахов

Кстати, это не первый случай в регионе, когда из-за компьютерных игр случается беда. 14 августа этого года в квартире одного из домов Ленинского района Челябинска между 15-летними подростками вспыхнул конфликт: мальчишки поссорились из-за того, кто первый сядет за компьютер, чтобы поиграть в игры. Во время ссоры один из подростков ударил другого ногой по голове и нанес ему черепно-мозговую травму. Юношу доставили в больницу, где он через день скончался.
Причину метаморфозы в психике детей большинство экспертов видят в зависимости от Интернета и компьютерных игр. После миасского случая губернатор области Борис Дубровский поручил органам образования региона включить в школьную программу уроки безопасного поведения в современной информационной среде. Неужели назрела необходимость защищать детей от того, что мы доселе не без гордости называли нашим достижением, — компьютеров, Интернета, ТВ? С этим и другими вопросами мы обратились к уполномоченному по правам ребенка в Челябинской области Маргарите ПАВЛОВОЙ.
— На самом деле вопросами медиабезопасности детей мы стали заниматься еще в 2011 году по инициативе уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, — сказала нам Маргарита Николаевна. — Тогда уже было ясно, что дети нуждаются в защите от опасности, подстерегающей их в Интернете или телевизоре, которые имеются практически в каждом доме. Тогда мы обратились в ЧелГУ с тем, чтобы ученые вуза разработали программу уроков медиабезопасности, включающую в себя учебные фильмы, методику преподавания и методические материалы по предмету для учеников начальных, средних и старших классов, с учетом уровня каждой ступени развития. В мае 2012 года ЧелГУ представил нам результат своей работы, благодаря чему уже в июне того же года мы смогли провести первые уроки медиабезопасности в детских летних лагерях.
Следующим шагом стал закон, который лоббировал опять же уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка, — «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Он был принят парламентариями 1 сентября 2012 года.
Поручение губернатора Бориса Дубровского органам образования региона включить с ноября этого года в школьную программу ежемесячные уроки медиабезопасности — тоже свое­временное и правильное решение. Чем шире правовое поле защиты прав детей, тем эффективнее будет наша работа на нем. А значит, мы сможем реально помочь родителям в правильном воспитании детей в нынешних условиях, а также педагогам — определить скрытые угрозы, чтобы они, заметив в ребенке тревожные признаки, тут же могли забить в колокола. И конечно же, самим детям — чтобы они умели анализировать и распознавать недостоверную и опасную информационную продукцию.

фото: Михаил Ковалев

— Маргарита Николаевна, неужели этой опасной продукции стало так много?
— Дело в том, что психика ребенка — это чистый лист бумаги. Что отпечатается на нем, зависит от многих факторов. В том числе и от того, с чем он сталкивается в мире монитора и экрана. Могу привести пример с собственным ребенком. Он попросил меня показать любимый мультфильм моего детства «Ну, погоди!». После просмотра я заметила, как мой ребенок стал повторять действие одного из главных героев мультфильма — волка, имитируя курение. Было видно, что ему это нравится. Вот, казалось бы, старый добрый мультфильм, а одним негативным штрихом тоже способен научить плохому ребенка с неокрепшей психикой.
— Вернемся к миасской трагедии. Получается, подросток, напавший с ножом на родителей, стал жертвой виртуального мира?
— Ответ на этот вопрос могут дать только результаты экспертиз. Но из того, что рассказала психолог, участвовавшая во всех следственных экспериментах, можно сделать вывод, что мальчик утратил чувство реальности. Он и сам откровенно признался психологу, что все происходящее ­
вокруг он воспринимает как сон.
По словам одноклассников, мальчик не создавал впечатления агрессивного человека, которого надо бояться, — на вид был вполне общительным, добрым подростком. Однако все одноклассники отметили, что он был ярым игроманом, постоянно сидел за компьютерными играми, содержащими, кстати, жестокие кровавые сцены. «Вот у него и крышу сорвало», — так выразились одноклассники.
Стоит отметить, что подросток испытывал дефицит общения. У него не было близких друзей, и этот пробел он компенсировал компьютерными играми со всеми сопутствующими элементами: стрельбой, взрывами, кровью и т. д. По всей видимости, эмоционально он стал себя ощущать там, внутри игр, теряя при этом чувство реальности.
— Но ведь все мы в детстве тоже играли в «вой­нушки», однако с головой не уходили в игру…
— Я думаю, не совсем правильное сравнение. В тех играх мы вместо оружия использовали обычные палки, а крови не было вообще. Поэтому и глубина эмоциональных переживаний была минимальной. Чего не скажешь о компьютерных «вой­нах», которые изначально настраивают подростка на агрессию и вызывают у него мощные негативные эмоции.
— Мальчик в настоящее время находится под стражей, доступ к компьютерным играм у него закрыт. Осознает ли он сейчас то, что совершил?
— Как прогнозируют психологи, через несколько дней он окажется в таком состоянии, когда возможен даже суицидальный настрой. Сотрудникам правоохранительных органов нужно внимательнее следить за ним, чтобы не допустить еще одной трагедии. Тем более от мальчика сейчас отвернулись все родные — и сестра, и отец.
Вообще, если у ребенка есть какие-то психологические отклонения, значит, родители упустили что-то в его воспитании. Скорее всего, был внутрисемейный конфликт, в отношениях с родителями было напряжение, а компьютер послужил катализатором трагедии.
Этот ужасный случай еще раз говорит о том, что уроки медиабезопасности очень нужны. И не только детям, но и педагогам, родителям. Как важно не проморгать, не пропустить мимо внимания психологический надлом подростка. Если он избегает улиц, это еще не значит, что в психологическом плане у него все хорошо, что он находится в безопасности. В виртуальном мире у него может оказаться гораздо больше врагов, и это должны уяснить для себя и родители, и педагоги.
В прошлом году в Челябинской области было зафиксировано 50 преступлений, связанных с распространением детской порнографии, шантажом и вымогательством через Интернет, возбуждено 20 уголовных дел в связи с противоправными действиями в отношении ребенка в сети Интернет. Каждому третьему челябинскому подростку злоумышленники через соцсети назначали встречу, и каждый седьмой принял это предложение.
Самая опасная сеть — это «ВКонтакте», которая среди молодежи очень популярна. Этим и пользуются различные извращенцы. Не так давно мужчина каким-то образом упросил школьницу выслать ему интимные фотографии. Взамен он обещал обеспечить ее множеством «лайков». А когда в руках извращенца оказались ее откровенные фото, он стал школьнице выдвигать свои требования, шантажируя тем, что покажет ее фото родителям, учителям, одноклассникам. Когда злоумышленника задержали, выяснилось, что он через соцсеть переписывался еще с 30 подростками по всей стране.
Как видите, угрозы могут быть разными, дети становятся легкой добычей преступников извне. Поэтому сегодня, когда Интернет стал частью нашей жизни, важно, чтобы дети научились ориентироваться в информационной среде, могли распознавать негативную и вредную информацию, не попадать в ловушки злоумышленников, не стать жертвами компьютерных игр. И этому их должны обучить мы, взрослые, родители и педагоги, работая в тесном взаимодействии. Вот для этого и нужны уроки медиабезопасности. Введение их в школьную программу стало велением времени.
— Маргарита Николаевна, губернатор Борис Дубровский выдвинул вашу кандидатуру на пост уполномоченного по правам человека в Челябинской области. Как вы восприняли такое решение?
— Честно сказать, для меня это было неожиданно. Я воспринимаю это как огромный аванс доверия. Мою кандидатуру должны еще рассмотреть на заседании Законодательного собрания области, и если ее утвердят депутаты, то в двадцатых числах октября приступлю к новым обязанностям. Деятельность уполномоченного по правам человека включает в себя аспекты, касающиеся и защиты прав ребенка, много смежных моментов. Однако, несомненно, она намного шире, предусматривает большие нагрузки. А значит, требует высокой ответственности и полной самоотдачи.


КСТАТИ

 

Ученые: видеоигры плохо влияют на школьников

Западные ученые провели исследования на тему влияния видеоигр, а также препровождения в социальных сетях на успеваемость детей в школе. Наблюдения проводились за учащимися из Северной Ирландии. Оказалось, что около 70 процентов детей, которые увлекались видеоиграми, редко имели высокие показатели по школьным дисциплинам. Ученые утверждают, что игры негативно сказываются на интеллекте ребенка.
Ученые выяснили, что все виды компьютерных игр плохо воздействуют на процесс развития у ребенка логического мышления. Причем развивающие игры не являются в данном случае исключением.
Но все же самыми опасными для психического развития детей были признаны игры, в которых есть сцены жестокости, насилия. Специалисты утверждают, что такие игры могут уже с детства стимулировать у ребенка желание причинять страдания и боль окружающим, а также провоцировать развитие социофобии.
Что касается соцсетей, то их негативного влияния на успеваемость школьников обнаружено не было. Выяснилось, что дети, которые для выполнения домашнего задания используют дополнительные материалы из Интернета, на 30 процентов чаще могут получить высокие баллы на экзамене.

 

Люди гибнут за игру

  • Молодой житель Чебоксаров, проводивший по шесть часов в день за компьютерными играми, решил проверить, как выглядит смерть в реальности. Он убил 83-летнюю пенсионерку, которая в детстве была его няней. Молодой человек хладнокровно зарезал ее ножом.

 

  • В 2010 году в Туапсе 14-летний мальчик убил своего отца из-за того, что у него отобрали клавиатуру компьютера и он не мог продолжать играть в свою любимую игру «Готика». Подросток, буквально грезивший игрой, нанес спящему отцу шесть ударов кувалдой по голове, затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру. А после спокойно пошел играть в компьютер.

 

  • В Кемерове 14-летний фанат игры World of Warcraft получил четыре года колонии за то, что убил сестру, которая мешала ему в самый разгар виртуальной погони. Девятиклассник, после того как 20-летняя родственница села за его монитор, вышел за дверь дома, вернулся с кирпичом и ударил девушку по голове. От полученных травм сестра умерла на месте. Суд приговорил подростка к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в воспитательной колонии.
     

По материалам Интернета

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №42 от 14 октября 2015

Заголовок в газете: Где выход из Сети?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру