У фермера из Бредов урожай зерна вдвое выше, чем средний по региону

Растить хлеб стало для Дмитрия Горбунова делом жизни

Дмитрий Горбунов одним из первых в Брединском районе завершил жатву. Впрочем, никто не удивился. Как объяснил нам руководитель райсельхозуправления Олег Будяков, у него каждый год стабильно хорошие результаты и по срокам проведения жатвы, и по урожайности. В районе уже к этому привыкли и не представляют, что у Горбунова может что-то пойти не так. За 23 года руководства крестьянским хозяйством, наверное, он сам уже в это поверил.

Растить хлеб стало для Дмитрия Горбунова делом жизни

— Ничего подобного, — парирует с улыбкой Дмитрий. — Поверил бы, если б научился управлять погодой…

Погода в прошлые годы частенько показывала свои капризы, из-за чего фермер терял и в урожае, и в доходах. То непрерывные дожди, то засуха… А в это лето она сыграла на руку Дмитрию и в период созревания колоса, и во время уборки урожая. Горбунову оставалось самое важное — организовать работу подчиненных, что он блестяще и сделал. И уже 1 сентября рапортовал о завершении уборки, результаты которой на фоне показателей других хозяйств выглядят весьма привлекательно: урожайность твердых сортов пшеницы на отдельных полях составила 25 центнеров с гектара, мягких — 20. Для сравнения: по району средняя отдача с гектара еле дотягивает до 13 центнеров.

— Как же вы сумели добиться такого успеха? — прямо спрашиваем его. И получаем лаконичный ответ:

— Надо просто соблюдать все агротехнические требования обработки пашни, посева культур. И уметь чувствовать землю.

Вот так — ни больше ни меньше. А мы-то рассчитывали на то, что Дмитрий расскажет нам подробно о каких-то новейших технологиях выращивания зерна, которые он применяет в деле, или о новых чудодейственных семенах, обеспечивших отменную урожайность. Но нет: современные технологии, включая «нулевую», его особо не привлекли, чудодейственных семян еще никто не придумал. А вот чувствовать землю научиться можно. Как? Об этом он нам рассказал чуть позже.

И снится мне не рокот космодрома…

Вырос Дмитрий отнюдь не на покосе и о работе земледельца вовсе не мечтал.

— Как и все мальчишки, хотел стать космонавтом, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит он.

Но юношеская романтика с годами отошла на второй план, уступив место реалиям:

— Ну и куда мне можно было пойти после школы, живя в Бредах? Конечно, только в аграрный университет!

Отучившись на механика, вернулся в родные пенаты. К тому времени повсеместно зарождалось крестьянско-фермерское движение. Только в одном Брединском районе в те 90-е годы появилось более 300 фермерских хозяйств. Отец Дмитрия, Александр Георгиевич, предложил сыну тоже посвятить свою жизнь этому делу. Согласился, не особо рассчитывая на успех — все-таки конкуренция громадная. Но со временем понял, что поле для него все же ближе и роднее, чем космос…

Не все брединские фермеры «выжили». Из 300 хозяйств на сегодняшний день осталось около тридцати. Наверняка это самые удачливые?

— Я бы сказал, самые стойкие, — говорит Дмитрий. — Потому что если уж связал свою жизнь с землей, то будь готов работать до седьмого пота. И еще — забудь про отдых. Я, например, с тех пор как стал фермером, лет двадцать не знал, что значит пойти в отпуск: работа в поле занимала все время, причем и летом, и зимой. Подобную нагрузку выдержит не каждый. Вот и остались самые стойкие.

«Земное» чувство

Сегодня хозяйство Горбунова — это 4 тысячи гектаров пашни, 1 тысяча га сенокосных угодий, 8 тракторов, 4 комбайна. Из возделываемых культур — пшеница, ячмень, подсолнух.

Штат хозяйства составляет 19 человек. Это тот капитал, которым Дмитрий дорожит особо. Про каждого из своих работников он может рассказывать часами. Например, про механизатора Алексея Самсонова, водителя Виталия Чайкова, механика Николая Лукина и других. Буквально все в коллективе, по словам Дмитрия, настоящие селяне — ответственные в деле, трудолюбивые. Про таких говорят — мастера урожая. Взять того же Николая Лукина, который земледельческую науку осваивал с детства. Хоть и механик по образованию, а к полю душой прикипел. Чуть ли не каждый год вместе с Горбуновым осматривал каждый клочок земли, обсуждали, какой из них может родить хороший урожай, а какому отдохнуть требуется. В этом, наверное, и заключается чувство земли?

— Такому сразу не научиться — годы нужны, — признается Дмитрий. — А еще у человека должно быть главное — любовь к земле. Без этого никуда.

Сам Дмитрий на заре фермерской деятельности мог целыми днями пропадать в поле, свою пашню чуть ли не шагами мерил, чтобы узнать каждый пригорок и камушек на ней. Наблюдал за солнцем, прислушивался к погоде, к реакции заложенных семян и так далее. А со временем на интуитивном уровне стал ощущать, какое поле в это лето поскупится на отдачу, а какое отплатит чистым золотом зерна за неусыпный труд людей. Вот и получается, что жизненный и профессиональный опыт плюс чувство земли — это и есть собственная агротехнология Дмитрия Горбунова.

По стопам отцов

Земледелец повторяется в сыновьях. Жизнь и деда, и отца Дмитрия была связана с землей. А теперь и сын Александр, окончив аграрную академию в Челябинске, вернулся в Бреды помогать отцу. Сейчас вникает в специ­фику труда хлебороба, чтобы потом в будущем смог со знанием дела руководить хозяйством.

Помогает Дмитрию и супруга Ольга. Она бухгалтер, отвечает за финансовую часть. Можно сказать, что у Горбуновых сложилось крепкое семейное хозяйство. А трудовая династия, как известно, это гордость любого производства, любой отрасли.

По признанию Дмитрия, основу династии все-таки заложил его отец, Александр Георгиевич. Сегодня он в рамках хозяйства занимается производством подсолнечного масла из семян подсолнечника, выращиваемого на полях сына. В этом году с площади 250 гектаров планируется собрать не менее 350 тонн этой продукции. Такого объема хватило, чтобы получить более 100 — 120 тонн масла.

— Но нужно еще больше, — уверен Александр Георгиевич. И понятно почему: заказы на горбуновское масло поступают из разных городов — Челябинска, Магнитогорска, Новотроицка, башкирского Сибая и казахстанской Джетыгары. Повышенный спрос потребителей свидетельствует о двух главных факторах — о высоком качестве продукции и хорошо поставленном маркетинге, которым также занимается Александр Георгиевич. Но чтобы удовлетворить спрос, необходимо увеличить площадь подсолнечника.

— Раз так сложились обстоятельства, увеличим, — обещает отцу Дмитрий.

Панацея от проблем

Поселок Бреды небольшой, Горбуновых знает, можно сказать, каждый. Многие справедливо считают, что они своим упорным и безупречным трудом смогли нарастить производство. Но есть и такие, которые успехи крестьянского хозяйства списывают на случайное везение, которое длится почему-то уже многие годы.

Впрочем, так думают дилетанты. На самом деле в своей деятельности хозяйство также встречается с разными проблемами, отмечает Дмитрий Горбунов. В этом году, например, цены на зерно, установленные закупщиками-монополистами, вернулись к тем показателям, которые были восемь лет назад — 7 — 8 тысяч рублей за тонну. И ни копейки больше! Если учесть, что литр солярки в то время стоил 13 рублей, а сегодня все 30, можно легко предположить, в каком накладе остается хозяйство. Вот и получается, что урожай в этом году выдался богатым, но он, к сожалению, не обеспечил крестьянскому хозяйству Горбунова даже минимального выигрыша.

— Ни технику не обновить, ни зарплату людям повысить, — вздыхает Дмитрий.

Еще одна проблема — это социальный налог в 32 процента, который многие южноуральские фермеры считают чрезмерно завышенным. Такая платежная ставка не позволяет повысить доходы земледельцам. Из-за этого во многих хозяйствах случается текучка кадров.

— Из-за маленьких зарплат село покидают хорошие специалисты, — сетует Дмитрий. — Особенно молодежь в массовом порядке устремляется в города. Если вопрос с соцналогом не решить на уровне правительства страны, ситуация на селе, к сожалению, не изменится.

Возникшие в деле трудности иногда, по признанию Дмитрия, сбивают его с колеи. Но от моральной усталости у него есть проверенное средство — земля.

— Сяду на комбайн и весь день работаю в поле, — рассказывает он. — А после напряженного трудового дня чувствую себя просто отлично!

Перед тем как покинуть Бреды, не смогли не задать Дмитрию последний вопрос: не жалеет ли он о том, что не воплотил в реальность детскую мечту — стать космонавтом?

Он лишь улыбнулся в ответ:

— Нисколько. Я фермер, и этим все сказано!

Впрочем, можно с уверенностью сказать, что и у фермера, и у космонавта есть одно общее — это любовь к земле. И ее непреодолимое притяжение они постоянно чувствуют в своей жизни…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №39 от 21 сентября 2016

Заголовок в газете: Притяжение земли

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру