Гостевые маршруты в Челябинске очистят от киосков

В погоне за красивым архитектурным обликом под раздачу могут попасть и точки продажи газет

Одним из главных событий прошедшей недели стало решение администрации города о демонтаже торговых киосков, которые находятся на гостевых маршрутах Челябинска. Хорошо это или плохо? «МК-Урал» попытался найти ответ на этот вопрос.

В погоне за красивым архитектурным обликом под раздачу могут попасть и точки продажи газет

Челябинск готовится к целому ряду грандиозных событий. Среди них Саммит стран ШОС и БРИКС, российско-китайский деловой форум и, наконец, ближайшее событие – российско-казахстанский форум, почетными гостями которого станут президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и президент России Владимир Путин.

Прелести подготовки челябинцы уже ощутили на своей шкуре: из-за ремонта трамвайных путей центр города встал в пробках. А тут новая напасть: в прошлую среду начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев заявил о том, что к Новому году киоски исчезнут с гостевых маршрутов Челябинска. «Гостевыми» признаны 27 улиц практически во всех районах города. Почти весь проспект Ленина, улицы Кирова, Красная, Энгельса, Воровского, Труда, Свободы, Цвиллинга, Тимирязева, Российская, Братьев Кашириных, Каслинская, Бажова, Чичерина, Салавата Юлаева, Гагарина, Комарова, Героев Танкограда, Первой Пятилетки и ряд других.

Важно понимать, что именно на этих магистральных и самых многолюдных участках сконцентрированы разного рода торговые объекты. Ларьки с овощами и фруктами (последние для удобства выставлены в ящиках прямо на улицу), рыбой, пресловутой шаурмой и прочим фаст-фудом, спортлото выстроились в ряд прямо на остановках. Всех их планируется заменить на ТОКи – торгово-остановочные комплексы, выполненные в едином стиле. Под раздачу попадут и киоски, торгующие прессой, в первую очередь «Роспечать» и «Вечерний Челябинск».

Можно ли ставить знак равенства между периодикой и овощами? Как ни странно, можно. Это делает, например, УФАС. Вот такое письмо мы на днях от них получили: «Челябинское УФАС России относительно обращения Администрации города Челябинска о разъяснении соответствия действующему законодательству возможных преимуществ при проведении конкурсных процедур для ОАО "Роспечать" сообщает следующее. … каких-либо преимуществ земельным законодательством в описываемом случае, независимо от вида деятельности, не предусмотрено». То есть закон равняет и рыбу, и птицу, и овощи, и газеты под одну гребенку. Не все с этим согласны, например, глава Челябинска Евгений Тефтелев.

– Мы будем принимать решения по каждому киоску отдельно, - прокомментировал он ситуацию. - Те киоски, что торгуют овощами, фруктами, ширпотребом, - будут однозначно демонтированы. Те точки «Роспечати», где продаются газеты, журналы, книги, мы будем стараться сохранить. По таким объектам мы готовы к компромиссам.

Компромисс, в данном случае означает перенос.

- В случае если киоск находится на гостевом маршруте, он будет просто перенесен на другое место, - резюмировал Евгений Тефтелев.

По мнению гендиректора региональной «Роспечати» Константина Федоринина, решение проблемы киосков можно было бы найти не с помощью договоров аренды земли (это повлечет за собой массу бумажной волокиты), а с помощью договоров на размещение объектов, не предусматривающих сдачу земли в аренду.

- Проблема наведения порядка с киосками в Челябинске назрела давно, - признает Федоринин. – Многие из них стоят незаконно – с ними и нужно бороться. А мы сейчас пытаемся из купели вместе с водой выплеснуть и ребенка.

К Федоринину у городских властей были вопросы: почему не все киоски сети торгуют прессой. Оказывается, таких всего восемь из 117, попадающих под угрозу. Все восемь теперь займутся профильной деятельностью.

Координатор ассоциации киоскеров Ирина Плещева считает, что сохранять нужно все киоски, независимо от их профиля, если они приносят доход в городской бюджет.

- Сейчас существующие в городе киоски можно поделить на три категории, - комментирует Ирина Александровна. – Первая категория – в большинстве своем выходцы из Средней Азии, не имеющие никаких документов, не дающие ничего городской казне (таких половина). Их торговые точки нужно убирать, причем отовсюду, а не только с гостевых маршрутов. Вторая категория: индивидуальные предприниматели, не имеющие договора аренды земли. Они пополняют городскую казну на сто тысяч в год. Их нужно не убирать, а заключать с ними договоры аренды, и тогда они будут пополнять казну на 150 тысяч рублей в год. Третья категория – индивидуальные предприниматели, имеющие договор аренды земли, и платящие все налоги. С ними ничего делать не нужно. Эти люди сами себе создали рабочие места, ничего не берут у государства, да еще и платят налоги. А мы сейчас режем курицу, которая несет золотые яйца.

Сейчас, по прогнозам Плещеевой, всех демонтируют «в одну кучу» - и незаконных, и «полузаконных». Что произойдет? Город потеряет деньги, по самым скромным подсчетам – 150 миллионов рублей в год.

На прошлой неделе успели ликвидировать шесть киосков. И это, как заверяет начальник управления по торговле и услугам администрации Челябинска Сергей Березуев, только начало.

- Были небольшие проблемы с техникой, но мы усилим работу и вернемся в график.

И тут, буквально накануне сдачи номера в печать, выяснилось, что и сам монтаж незаконных киосков … незаконен. Им занимается МБУ «Служба демонтажа и землеустройства». Челябинское УФАС обвинило комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Челябинска в том, что тот дал муниципальное задание на демонтаж киосков без проведения аукциона.

«Рынок по разборке, перемещению и хранению нестационарных торговых объектов является конкурентным, и, соответственно, иные хозяйствующие субъекты могли также предложить свои услуги в рамках торгов», - сетует УФАС.

Депутат городской думы Александр Галкин рассказал корреспонденту «МК», что аукцион не был проведен специально, во избежание появления на торгах «липовых» конкурентов, цель которых – максимально оттянуть момент демонтажа.

- Я был в рейде, - рассказывает Галкин, - и могу сказать, что пока демонтировали только те киоски, которые вообще не приносят денег в городскую казну.

Вместо снесенных объектов на гостевых маршрутах города появятся ТОКи – торгово-остановочные комплексы, выполненные в едином стиле. Кто будет владельцем ТОКов, пока неясно. Наш собеседник предполагает, что сам муниципалитет. Очевидно одно: право разместиться в ТОКах можно будет получить только на основании аукционов, и распространителям печатных изданий их выиграть будет весьма проблематично.

Комментарий эксперта:

Сергей Филичкин, директор газеты «Вечерний Челябинск»:

Очень не хочется, чтобы в жертву архитектурной красивости приносили киоски, которые торгуют прессой и книгами. Мы часто слышим, что государство всячески заботится об издателях, но на деле можем получить обратное.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру