«Дорогое удовольствие». Власти Челябинска не планируют покупать электробус

Что не так с китайской чудо-машиной

На прошлой неделе глава города Евгений Тефтелев сделал заявление по поводу электробуса китайской компании Yutong Hongkong International Limited, протестированного накануне.

Что не так с китайской чудо-машиной

- Точную оценку предстоит дать специалистам. Но уже сейчас понятно, что есть необходимость электрозаправки на такие автобусы, - сказал глава города на аппаратном совещании. - На сегодняшний день электробус – хоть и экологичное, но очень дорогое удовольствие. Более приемлемый вариант пока всё-таки трамвай и троллейбус.

Это дало повод московскому политику Максиму Кацу написать ироничный твит: «Сначала в Челябинске ликвидировали два из трех троллейбусных депо. А потом оказалось, что электробус плох». Максим Кац – основатель НКО «Городские проекты» и дипломированный урбанист. В своем живом журнале он много и подробно пишет про электробусы: «У электробуса нет никаких плюсов. Ими в продвинутых городах пытаются заменять дизельные автобусы, чтобы не получать нежелательные вредные выбросы на улицах и шум. Иных причин для их ввода нет, они дороже и сложнее в эксплуатации, чем троллейбус. Так зачем же менять одно на другое с огромными затратами? Некоторые приводят как аргумент привязку к проводам. Но современный троллейбус может до 50% маршрута ехать на автономном ходу, легко объезжает любые аварии и пробки, опускает и поднимает штанги нажатием кнопки из кабины».

- Электробус – красивая сказка, чтобы обмануть доверчивых горожан, - рассказал Максим Кац корреспонденту «МК». – Как правило, эту сказку начинают рассказывать в то время, когда хотят по-тихому ликвидировать троллейбусы. Практики успешного применения электробуса нигде в России нет. Да и в Европе он непопулярен. Общемировой тренд – трамваи и троллейбусы. В Китае электробус используется лишь в тех городах, где нет троллейбусной сети. В Пекине, к примеру, она есть, и там нет электробуса. В Москве электробус последние несколько лет используется для пиара. Протестируют, сфотографируют – и тишина.

* * *

А как в Челябинске обстоят дела с трамваями и троллейбусами? Они встают из-за перепробега. Последние закупки трамваев были: 1999, 2000 годы – по одной штуке; два вагона в 2001 году, пять в 2004 и один в 2014. Немного лучше дела обстояли с закупками троллейбусов: 10 машин в 2006 году, 46 в 2007-м, 8 в 2008-м. В 2014 году на двух старых машинах поменяли кузова. Действительно, как пишет Кац, два троллейбусных депо из трех были ликвидированы: одно (в Ленинском районе) – в октябре 2011 года, другое, на Артиллерийской, в августе 2012-го. Сейчас на ходу около 160-ти трамваев и троллейбусов. Их количество могло бы быть и больше, если бы не нехватка водителей.

- Как только водителям удается получить права категории D, они уходят в автобусные парки или на маршрутки, - делится своими наблюдениями Евгений Талыпов, общественник, администратор сообщества Вконтакте «Подслушано Челябинский транспорт». – Там сразу зарплата 30 тысяч. А чтобы заработать такую сумму водителю трамвая или троллейбуса, нужно иметь высокий класс и брать работу в праздники и выходные.

Два месяца назад в должность директора «ЧелябГЭТа» вступил экс-депутат городской думы Александр Павлюченко. Должность расстрельная: у ООО свыше ста миллионов долгов, с которыми сейчас разбираются суды. Но Александр Николаевич не унывает, более того, вводит много новшеств. Например, двойная трамвайная остановка: два трамвая теперь могут одновременно высаживать и принимать пассажиров, не дожидаясь своей очереди. Эта мера позволила уменьшить заторы на перекрестке Ленина и Цвиллинга. И еще одна инициатива Павлюченко в отношении остановок: троллейбус теперь будет останавливаться за автобусами, а не впереди них, как раньше. Это повысит его мобильность.

Еще одна идея – беспроводной троллейбус.

- На остановочных комплексах можно установить специальные приборы, с которыми состыковывается троллейбус, и идет зарядка, — рассказывает Александр Павлюченко. — Это как беспроводные зарядки для телефонов. Чтобы реализовать это новшество, мы можем обойтись и без покупки подвижного состава.

Звучит заманчиво, но есть опасения как бы южнокорейская системы зарядки Online Electric Vehicle или женевская TOSA не оказались таким же дорогим удовольствием, как и электробус.

Справка «МК»

Почему электробус не подходит для Челябинска?

- Батареи весят до 700 килограммов, занимают много места, к тому же текущие технологии не позволяют электробусу ездить целый день и выходит, что он полдня стоит на подзарядке.

- Для зарядки электробуса нужно построить дорогостоящую инфраструктуру либо на остановках, либо в парках. Зачем нам это, когда у нас уже есть дорогостоящая инфраструктура подзарядки от проводов?

- Электробус плохо работает в холодном климате. В мире нет примеров серийного производства электробусов, способных работать при -20 C и ниже.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру