Наставник для особенных детей

Для чего нужна система тьюторства в наших школах

Тьютор – новая специализация в области инклюзивного образования, связанная с обучением детей с особенностями развития. Друг, помощник, добрая фея – те родители особых детей, которые уже сталкивались с этими специалистами, называют их по-разному. С английского слово tutor переводится как «наставник».

Для чего нужна система тьюторства в наших школах
Фото Дмитрия Куткина

В действительности это педагог, который сопровождает ребенка с особенностями развития (с синдромом Дауна, аутизмом) во время учебных занятий в школе или детском саду, анализирует его поведение, помогает справляться с заданиями, адекватно коммуницировать со сверстниками.

В России воспользоваться услугой тьюторов могут только семьи, у которых есть деньги на обучение в частной школе, где есть такой специалист, или которые имеют возможность нанять человека для сопровождения своего ребенка. В государственных образовательных учреждениях тьюторов пока очень мало: всего 150 на всю Челябинскую область. Часто бывает и так, что ставки выделяются, но потом распределяется между другими учителями.

До 2014 года в Челябинской области обучение по специализации «тьютор» велось в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Но потом это направление закрыли из-за того, что не могли набрать студентов на обучение, из-за невосстребованности профессии.

Однако по официальным данным, на домашнем обучении в Челябинской области, находится 2 671 ребенок. Тьюторы нужны, так как от них зависит, смогут ли эти дети – дети с нарушениями интеллекта – учиться в общеобразовательной школе, не испытывая дискомфорта и не вызывая негативной реакции со стороны окружающих. В России общество с трудом принимает эту назревшую необходимость.

О сути работы тьютора мы поговорили с педагогом-дефектологом челябинской областной общественной организации помощи детям «Открытое сердце», куратором проекта «Шаг вперед» Анной Сидельниковой. Недавно она прошла обучение на учителя ресурсного класса в Москве и теперь готова начать работу на площадке создаваемого в челябинской общеобразовательной школе №110 ресурсного класса и делиться опытом с коллегами.

 

Помочь включиться

– Когда вы впервые узнали о проектах организации «Открытое сердце» и возможности работать тьютором?

– Я окончила бакалавриат по специальности «Учитель-дефектолог» в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете. Как-то мы работали волонтерами на детском празднике для детей с особенностями развития. Тогда я увидела, что у этих детей очень большой потенциал, который скрыт. Классических методик недостаточно, чтобы развивать этих детей. Работая дефектологом, я познакомилась с другими методами, среди которых – игровая логопедия, прикладной анализ поведения, телесно ориентированная терапия. Они помогают особым детям развиваться, жить в обществе.

Когда я познакомилась с Елизаветой Эдуардовной Кирилловой (председателем челябинской областной общественной организации «Открытое сердце». – Прим. авт.) и узнала о том, что в Челябинске планируется открыть ресурсный класс, мне это показалось интересным. Всё это очень правильно. Детей не просто помещают в обычный класс, где они вынуждены сами как-то приспосабливаться, но к ним приставляют сопровождающего педагога – тьютора. Параллельно идет обучение родителей, школьных учителей. Это поможет детям включиться.

– Как отбирались волонтеры, которые в будущем будут обучаться на тьютора и работать в ресурсном классе?

– Елизавета Эдуардовна приходила к нам в педуниверситет, рассказывала о своих проектах, проводила обучающие семинары, посвященные работе тьютора. Затем проводился отбор самых успешных и заинтересованных студентов, которые готовы стать тьютором. После этого были встречи с родителями и детьми, во время которых мы познакомились, провели первые игровые занятия. Потому что теория – это, хорошо, но на практике приходится преодолевать многие барьеры, связанные с тем, как общаться с детьми, как заинтересовать их какой-либо игрой, как реагировать на то или иное поведение. После нескольких таких встреч мы приехали в лагерь. Это позволило снизить тревожность у детей, потому что рядом с ними были уже знакомые им люди, которым можно доверять.

 

Педагог, не няня

– Что делает тьютор?

– Детям с особенностями развития часто бывает сложно подойти к другому ребенку, незнакомому человеку и что-то у него попросить. Есть дети, которые, наоборот, легко идут на общение, но с трудом справляются с учебными занятиями. Есть дети, которые хорошо читают, считают, пишут, но им тяжело сидеть за одним столом с незнакомыми детьми. Они боятся, не знают, как себя вести. Тьютор нужен для того, чтобы подсказать ребенку, как действовать, вступать в коммуникацию. Конечная цель – достичь момента, когда особому ребенку уже не будет нужна помощь тьютора.

– Сколько на это может потребоваться времени? Когда становится понятно, что тьютор больше не нужен?

– Всё индивидуально. Кому-то больше, кому-то меньше. Бывает, что ребенок уже включился, обходится без тьютора, но вот у него начался переходный возраст, произошел гормональный всплеск, и ему уже опять необходима помощь для того, чтобы скорректировать поведение, научиться справляться с новыми ощущениями. Потом тьютор опять устраняется. Нормально, если у ребенка на протяжении обучения будут разные тьюторы. Это позволит ему привыкнуть к помощи разных людей, а не одного человека. Тогда, даже когда не будет тьютора, ребенок сам сможет подойти к любому взрослому или сверстнику и попросить о помощи.

– Как организовано ваше рабочее время? Вы каждый день находитесь с ребенком?

– Здесь тоже всё индивидуально. Кто-то из детей ходит, например, в садик или школу, кто-то находится на домашнем обучении. Тютор может как проводить индивидуальные занятия с ребенком, так и сопровождать его в школе. Часто тьюторов путают с нянями. Но это в большей степени педагог. У каждого – свое индивидуальное расписание. Кто-то работает полдня, кто-то целый день, кто-то меняется – полдня один тьютор, полдня другой.

Если рассматривать, например, ресурсный класс, то там полдня, пока ребенок находится в школе, его сопровождает тьютор. Когда смена заканчивается, ребенка забирают родители и дальше уже сами ведут его на другие занятия или домой.

– Кто оплачивает работу тьютора – родители, школа? Или все это на волонтерских началах?

– В большинстве случаев все начинается как волонтерство, или за счет средств семьи, потому что, к сожалению, не все госструктуры имеют возможность включить тьютора в штат. А чтобы доказать обществу, что эта профессия необходима, нужно сначала показать, как это работает.

 

Принести пользу людям

– В Челябинске есть образовательные организации, в которых можно работать тьютором?

– Устраиваются чаще в семьи. Например, родители отводят ребенка в общеобразовательное учреждение, в государственное или частное. Там им говорят, что примут их, только если будет тьютор. Тогда они начинают искать такого специалиста. К сожалению, не все семьи могут финансово себе позволить оплачивать работу тьютора. Зачастую, денег, которые выплачиваются по инвалидности ребенка, с трудом хватает на лечение, не то что на содержание личного педагога. Но все постепенно ведется к тому, чтобы включить тьютора как штатного работника в госучреждения и снять с родителей обязанность платить за его работу.

– Какие методики вы используете для работы с особыми детьми? Достаточно ли только методик?

– Мы применяем прикладной анализ поведения, обучаем детей, которые не могут объясняться ни словами, ни жестами, альтернативным системам коммуникации. Из наиболее популярных и часто используемых – карточкиРЕСS. Они помогают ребенку показать то, о чем он не может сказать. Но, конечно, не менее важен личный настрой. Наша работа построена на позитивном подкреплении малейших успехов детей. Все, что тьютору нравится в поведении ребенка, нужно поощрять, говорить, что это здорово, эмоционально преувеличивать одобрительные реакции. А чтобы похвалить ребенка так, чтобы он это почувствовал, нужно самому искренне радоваться за него.

– Почему вы решили стать тьютором? И вообще – почему решили преподавать?

– До поступления в вуз меня интересовали многие профессии, но я видела, что в тех сферах много людей, которые прекрасно справляются со своей работой. А вот о профессии дефектолог мало кто слышал. И мне показалось, что в этом направлении я смогу больше пользы принести людям. В этой сфере не каждый сможет работать. Но, если у тебя есть желание, умение учиться и навыки для того, чтобы помочь другим людям, нужно идти и не останавливаться.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру