Курс цифровой экономии

06.06.2019 в 07:47, просмотров: 1249

Глобальный тренд, охвативший сферу грузоперевозок, — переход на цифровые операции. Транспортные компании используют новые технологии, чтобы экономить и получать услуги по принципу «одного окна».

Курс цифровой экономии

Сегодня цифровизация трансформирует логистику, меняя форматы поставок, каналы и подходы к управлению. С изменениями в экономике перевозчикам необходимы решения для оптимизации расходов и повышения эффективности бизнеса. Транспортная отрасль страны находится в достаточно напряженной фазе. «За последние полтора года ужесточилась налоговая система, вырос НДС, обеспечена полнота выплат за движение по федеральным дорогам. Результатом стала низкая доходность эксплуатации транспортных средств в отрасли», — говорит учредитель транспортно-экспедиторской компании Dentro Игорь Илькаев.

Выгодный «Курс»

В целях оптимизации расходов в Dentro сфокусировались на технологиях, позволяющих уменьшить затраты. По статистике — наибольшие расходы приходятся именно на топливо, их доля составляет 30–40% от оборота. Функция поиска АЗС с наименьшей стоимостью топлива носит статичный характер: компания фиксирует список, передает водителю и контролирует заправку по списку. Изменения списка занимают много времени, а вручную выбирать для заправок самые выгодные по стоимости АЗС для компании с парком почти в 1000 машин и до 10 тыс. рейсов в месяц по всей стране невозможно. Эту задачу помог решить цифровой сервис, который транспортной компании предложил поставщик топлива — «Газпром нефть». Процесс выбора АЗС стал динамичным: с помощью нового сервиса «Курс» можно составить оптимальный план заправок по пути следования — система выбирает самые выгодные предложения, обозначая на карте станции сети «Газпромнефть» и партнерские АЗС.

Dentro первой среди клиентов компании протестировала этот сервис. В течение одного месяца два автомобиля компании-перевозчика заправлялись на рекомендованных сервисом «Курс» АЗС, а два других пользовались привычными маршрутами и заправками. Каждым автомобилем было пройдено по 15 тыс. км. Как выяснилось по итогам месяца, средняя цена покупки топлива на подобранных «умным» сервисом АЗС была ниже на 50 коп. за литр.

Пилотное внедрение позволило Dentro получить экономию 1,1%. Для крупных перевозчиков с автопарком в несколько сотен машин сокращение затрат может достигать десятков миллионов рублей в год. «Это существенный экономический эффект, — говорит Игорь Илькаев. — Никаких дополнительных издержек для интеграции сервиса «Курс» с нашей стороны не потребовалось — ни дополнительных сотрудников, ни какой-либо новой нагрузки на ИТ-инфраструктуру. По итогам этого тестирования планируется вынести сервис «Курс» в полном формате на весь транспортный парк». Учредитель Dentro уверен, что этот процесс займет меньше трех месяцев.

По оценке представителей компании «Газпром нефть», экономия на топливе за счет использования сервиса «Курс» может доходить до 2%. «Мы ожидаем, что 10% наших корпоративных клиентов, подключившихся к сервису, смогут уменьшить свои расходы на заправках уже в третьем квартале этого года», — говорит Дмитрий Гузеев, генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративные продажи». Клиенты компании — игроки как с большим автопарком, так и с несколькими автомобилями. Последние составляют существенную часть транспортного рынка, который в России чрезвычайно фрагментирован: 85% компаний используют в работе менее десяти грузовиков. «На российском рынке коммерческих перевозок преобладают малые предприятия. Даже имея один автомобиль, бизнесмен ощутит выгоду от использования «Курса» — по нашим подсчетам, экономический эффект составит порядка 30 тыс. руб. в год», — добавил Дмитрий Гузеев.

Платформенный подход

Решение-оптимизатор «Курс» разработано компанией «Газпром нефть» в рамках стратегии создания цифровой платформы для коммерческого транспорта.

«Платформенный» подход — глобальный тренд на пути повышения цифровизации предприятий и обеспечения их эффективности. «Газпром нефть» внедряет новые сервисы и цифровые решения, и, собрав эти продукты воедино, компании удалось сделать транспортному рынку качественно новое предложение — платформу «ОПТИ 24». С ее помощью более 40 тыс. клиентов компании помимо нефтепродуктов получают разные сервисы и услуги по принципу «единого окна»: контроль транспортных расходов организации, управление настройками карт, построение маршрутов, формирование отчетов, электронный документооборот и удобные способы внесения средств на счет. У клиентов есть возможность отказаться от бумажных документов — теперь их заменяют электронные формы.

«Более 98% наших корпоративных клиентов активно пользуются нашими ИТ-платформами для управления бизнесом», — говорит генеральный директор компании «Газпромнефть-Корпоративные продажи».

 


Платформа «ОПТИ 24» включает в себя сервисную карту для получения топлива и услуг, онлайн-систему управления бизнесом, цифровые продукты, а также специализированные АЗС для грузового транспорта.

Разработка цифровых продуктов ведется с учетом отраслевого и мирового опыта. Компания «Газпром нефть» анализировала и сегментировала потребности клиентов, а agile («гибкие методологии») подход к разработке программного обеспечения позволил быстрее разрабатывать и выпускать на рынок продукты и услуги.


 

Функциональная «цифра»

С самого начала топливная карта подразумевала удобство и контроль над расходами на нефтепродукты, упрощала ведение бухгалтерского учета как в крупных компаниях, так и у перевозчиков с небольшим автопарком.

Теперь привычная топливная карта «Газпром нефти» становится сервисной и обеспечивает более широкий набор услуг для управления автопарком. С ее помощью можно получать любые товары на АЗС (бензин, реагент AdBlue, чашку кофе — все что угодно), услуги шиномонтажа, мойки и замены моторного масла на станциях техобслуживания. Карту принимают на 2600 АЗС в России и СНГ, а также на 350 станциях мойки, шиномонтажных мастерских и СТО.

Новые функции регулярно появляются и в личном кабинете. По электронной почте клиентам приходят уведомления о состоянии баланса, чтобы избежать приостановки обслуживания из-за отсутствия средств по договору. Пополнить счет теперь можно с помощью обычной банковской карты. По оценкам специалистов «Газпром нефти», корпоративные пользователи уже совершают таких платежей на сумму более 1 млн руб. в день. Разработан функционал пополнения расчетной записи госсистемы «Платон», а также проверки штрафов.

К личному кабинету сервиса «ОПТИ 24» привязано мобильное приложение: это значит, что в реальном времени возможно контролировать и управлять бизнес-процессами из любой точки планеты 24 часа в сутки. За год активная аудитория мобильного приложения на iOS и на Android составила более трети всей клиентской базы компании «Газпромнефть-Корпоративные продажи».

«Газпромнефть-Корпоративные продажи» — одна из немногих компаний-поставщиков топлива, которая предоставляет столь широкий портфель цифровых услуг для перевозчиков. Ведется непрерывная работа над созданием цифровых сервисов, доступных на платформе «ОПТИ 24». До конца года она пополнится новыми услугами, в первую очередь — решениями для оплаты дорожной инфраструктуры.

«Из поставщика топлива компания превратилась в цифрового партнера для бизнеса. Клиентам необходим не столько удобный сервис для приобретения нефтепродуктов, сколько инструмент для повышения эффективности работы предприятия, — говорит Дмитрий Гузеев. — Мы предлагаем бизнесу передовые цифровые решения, создаем омнисегментные продукты, которые подойдут как компаниям с большим автопарком, так и фирмам с несколькими автомобилями».