В пандемию Челябинская область избежала серьезного падения экспорта

Поставки южноуральских товаров в другие страны упали всего на 3%

Южный Урал активно сотрудничает с рынками Азии. Этому способствует географическое расположение региона. Челябинская область несколько лет экспортирует продукцию именно на Восток. Об этом во время «Большой редакции», организованной медиахолдингом «Гранада Пресс», рассказал заместитель губернатора региона Егор Ковальчук.

Поставки южноуральских товаров в другие страны упали всего на 3%
Фото Вячеслава Шишкоедова

Экспорт в пандемию

Челябинской области удалось сохранить экспорт от падения в условиях пандемии. Несмотря на то, что 2020 год выдался сложным, регион справился с этими трудностями достойно. Это гораздо лучше, чем ожидали эксперты.

- Мы помним все ограничительные и запретительные меры, те дополнительные препятствия для распространения вируса, которые устанавливали правительства разных стран, в том числе и Российской Федерации. И честно говоря, мы ожидали, что последствия будут гораздо тяжелее. При этом уровень экспорта 2020 года незначительно отличается от уровня 2019 года, - отметил Егор Ковальчук.

По прогнозам специалистов, падение экспорта могло достичь 25%. Однако на Южном Урале оно составило всего 3%. И это в том время, когда в Уральском федеральном округе экспорт снизился на 28%, в России почти на 21 %.  Так что регион отработал лучше среднего по округу и по стране. Это стало возможным благодаря определенной структуре экспорта Челябинской области. 

– Часть отраслей, которые ранее эффективно не выступали как экспортные, в этом году из-за изменения структуры спроса стали своего рода локомотивами, дали возможность не так глубоко просесть по показателям экспорта. В структуре нашего экспорта основную долю занимает металлургическое производство, обрабатывающее производство, машиностроение, - сказал Егор Ковальчук.

Фото Олега Каргаполова

Заместитель губернатора отметил, что южноуральские предприятия в сложных условиях пандемии смогли быстро освоить новые направления работы. 

- Надо отдать должное профессионализму коллег. Они достаточно быстро переориентировались, наладили новые логистические цепочки, нашли новых потребителей. Отчасти, кстати, снижение экспорта связано еще и с тем, что часть металлургов переориентировалась на внутренний спрос. Может мы и потеряли во внешнеторговой статистике, но при этом выпуск этой продукции продолжался и был реализован на внутреннем рынке, поскольку он был чуть менее подвержен непредсказуемым колебаниям. Наилучшие результаты в этом направлении нам дала цветная металлургия (медь и цинк, изделия из них), руды, шлаки. Очень серьезный прирост дали продукты переработки овощей и фруктов нашего сельского хозяйства, жиры и масла животного и растительного происхождения, - сообщил Егор Ковальчук.

По сравнению с 2019 годом показали рост и продукты неорганической химии, древесина. Хотя эти сферы традиционно были не самыми сильными,  они помогли стабилизировать ситуацию в прошлом году.

– Самое положительное в этой истории, что эти производства будут сохранять свои позиции и в 2021 году. То есть, выйдя на определенный уровень, на новые рынки, они там закрепились, и я уверен, сделают свой серьезный вклад в результаты текущего года, – сказал вице-губернатор.

Отметим, что общий объем экспорта южноуральских предприятий в 2020 году составил 4,2 миллиарда долларов.

Перспективный партнер - Китай

Традиционные партнеры региона - Казахстан и Китай. Кроме того, продукция Южного Урала экспортируется в Иран, Кувейт, Египет, Вьетнам, Туркмению и другие страны.

- Оборот с Китаем может и должен быть выше. Но нужно понимать, что выход на китайские рынки очень сложный. Особенно в тех сферах, где традиционно сильна Челябинская область. Здесь нужно понимать, что идет межстрановая конкуренция. И выход на рынок Китая с машиностроением или металлургической продукцией по абсолютно очевидным причинам не будет поддерживаться Китаем. Это надо понимать. Они сами в этом сильны и это то, что они развивают сейчас, - рассказал Егор Ковальчук.

А вот рынок продуктов питания практически бездонный. И как раз в этой сфере у Челябинской области есть серьезный потенциал для роста. Это подтверждает, например, торговля на электронных площадках. Сегодня экспорт - это очень выгодно, отметил Егор Ковальчук.

Фото Вячеслава Шишкоедова

Китай отличается специфическими кулинарными традициями. То, что в Челябинской области идет в утиль, там является востребованным продуктом. К примеру, куриные лапки для жителей Поднебесной являются деликатесом. Там их называют «ножками Феникса». Куриные лапки китайцы и варят, и жарят, и тушат, и маринуют. 

- История с куриными лапками давняя. Их уже раскупили на несколько лет вперед. Рынок действительно очень специфический, именно поэтому требуется определенная адаптация продукта. Это фасовка, упаковка, подача продукта, вплоть до того, что размеры порции могут иметь значение, - рассказал Егор Ковальчук.

Адаптация продукта под местные рынки является одной из мер поддержки экспортеров. Этим занимаются правительственные структуры, которые работают на федеральном и региональном уровнях - Российский экспортный центр и Центр поддержки экспорта Челябинской области. Кстати, что касается экспорта на европейские рынки, то там действуют ограничения.

– На территории нашего региона мы производим немало высокотехнологичной дорогостоящей продукции. Это приборы учета, датчики с относительно небольшими затратами. Но европейцы закрывают свой рынок для такой продукции, - отметил Егор Ковальчук.

Поэтому Челябинской области выгодно сотрудничать с рынками Азии.

Конкурс для экспортеров

Кстати, на Южном Урале определят лучших экспортеров 2020 года. В регионе впервые стартовал конкурс «Экспортер года Челябинской области» для крупных предприятий. Таким образом подведут итоги их работы в сфере экспорта в прошлом году. Ранее конкурс был объявлен для  представителей малого и среднего бизнеса Южного Урала. Для них он проходит в четвертый раз.

Победителей среди крупных промышленных предприятий определят в нескольких номинациях:

  • Экспортер года в сфере промышленности;
  • Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса;
  • Экспортер года в сфере услуг;
  • Экспортер года в сфере высоких технологий;
  • Новая география;
  • Прорыв года.

Отметим, что региональный конкурс предшествует окружному и всероссийскому проектам «Экспортер года» и проводится в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Заявки на участие принимаются до 1 апреля 2021 года, сообщили в Минэкономразвития Челябинской области.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру