Борис Дубровский: «Мы устойчивы, но это не повод останавливаться в развитии»

Губернатор Челябинской области ответил на вопросы журналистов

31 октября губернатор Челябинской области Борис Дубровский провел пресс-конференцию по итогам работы за четыре года. Общение с представителями средств массовой информации состоялось на Челябинском трубопрокатном заводе в цехе Высота 239. В мероприятии приняли участие около 100 представителей федеральных, окружных, региональных и муниципальных СМИ. Ниже мы приводим наиболее значимые, с точки зрения редакции, вопросы и ответы на них.

Губернатор Челябинской области ответил на вопросы журналистов

- Как вы оцениваете показатели Челябинской области. Нам удалось избавиться от коммерческих кредитов. Какие основные направления Вы видите для перераспределения бюджетных средств?

- Денег никогда не бывает много. Мы понимаем, что мы находимся в устойчивом финансовом положении. Но те задачи, которые стоят по подготовке к саммитам ШОС и БРИКС, по развитию Челябинской области, требуют гораздо бОльших ресурсов. Мы встраиваемся во все программы стратегического Указа Президента РФ № 204. Там предусмотрено софинансирование. Мы понимаем, что наполняемость бюджета позволяет нам во всех программах участвовать. Мы будем получать федеральную поддержку и реализовывать те задачи, которые ставит перед нами Президент РФ. Для этого нужны финансовые ресурсы. Они у нас есть. Хорошо, что нам удалось избавиться от коммерческих кредитов. Если вспомнить, то в 2014 году обслуживание коммерческих кредитов обходилось казне в 1,8 миллиарда рублей. Я всегда боюсь такие вещи говорить, но все же скажу честно. У нас есть деньги на остатках, мы теперь зарабатываем на депозитах. Все эти ресурсы направим на развитие области. Это то, что касается «бюджета развития». Что касается реализации социальных программ, то бюджет области был и остается социальным. Все социальные расходы предусмотрены с ростом выше инфляционного. Мы устойчивы, но это не повод останавливаться в развитии и считать, что мы всего достигли. Я думаю, мы закончим год с поступлениями в 200 миллиардов рублей в бюджет. Есть регионы, у которых бюджетная обеспеченность выше. Для меня лично и для моей команды – это мотивация.

- Пик мусорного кризиса пройден. Но нам анонсировали в январе 2019 года рост тарифов на вывоз ТБО. Насколько вырастет тариф? Будут ли льготы для малообеспеченных слоев населения? Какой вывод Вы сделали после  так называемого  мусорного коллапса в Челябинске?

- По-человечески скажу: я, к сожалению, разочаровался в человеческих качествах, потому мы рассчитали все выпадающие доходы организаций по вывозу ТБО и их компенсировали. Я считал, что работа будет продолжена, потому что они уважают тех людей, услуги которым они весь этот период оказывали. К сожалению, это не так. Это единственный вывод, который я могу донести до вас. Мы закрыли свалку и начали вывозить мусор на полигон, который имеет все разрешительные документы. Нам необходимо такие полигоны развивать, чтобы иметь перспективы на многие десятилетия организовывать эту работу, поступательно двигаясь к раздельному сбору мусора. Мы точно должны извлекать все вторсырьё. Что касается тарифа. У нас есть один тариф, который принят сейчас в магнитогорском кластере. Он составляет порядка 77 рублей на человека. Заявка на тариф для Челябинска подготовлена, но пока тариф не утвержден. Вся страна должна перейти на новую систему обращения с ТБО с 1 января 2019 года. У нас таких кластеров 5, один из них Челябинский, для которого ведется расчет тарифа. Думаю, что тариф будет близок к магнитогорскому. Что касается поддержки населения: когда мы увидим тарифы, будет применена существующая практика. Это будет коммунальная услуга, которая будет в установленном порядке компенсироваться населению.

- В 2014 году Вам удалось не допустить уничтожение курорта Кисегач. Тогда Вы не дали застроить его многоэтажными домами и поручили его развивать с учетом уникальности территории и интересов бизнеса. Но на сегодняшний день идет деградация курортной зоны, потому что есть большие проблемы с очистными сооружениями и с коммунальной инфраструктурой. И еще один вопрос –  как исполнено Ваше поручение по снижению воздействия сточных вод Карабаша на Аргазинское водохранилище?

- Что касается снижения влияния отвалов Карабаша на питьевой водоем Челябинска, Аргазинское водохранилище, в текущем моменте ничего лучше не стало, но в 2020 году точно станет, потому что принято решение – река Сак-Элга будет двигаться по иному руслу. Уже построен обводной канал, который отсечет поступление стоков в Аргази. В 2019 году закончим работу. Это региональная история, там только областные деньги в объеме 200 миллионов рублей.

Увы, по курорту Кисегач такой динамики нет. Постоянно мы находимся в диалоге: или развивать проект частных очистных сооружений, или передать на обслуживание муниципальной организации. Мы затянули эту работу. Это нам обойдется в миллиард рублей, чтобы решить вопрос качественно. Рассматривается вариант государственно-частного партнерства. У нас есть план развития, который предусматривает всю возможную нагрузку на курортную зону. Мы должны возродить это уникальное природное место. Итоги мы сможем увидеть в проектах 2019 года.

- Кто подрядчик реконструкции аэродрома и сколько денег будет вложено?

- Есть два объекта: аэропорт и аэродром. Аэропорт уже строится, а аэродром – это федеральное имущество, на него выделяются федеральные деньги. Если не ошибаюсь, то около 5 млрд рублей на все развитие аэродрома. Подрядчик выбран. Его название ничего Вам не скажет, он специализируется на этих работах по всей стране, он выбран в качестве единственного поставщика решением Президента РФ, потому что другого способа, в связи с ограниченными сроками, у нас нет. Он сейчас разворачивает свой городок на территории строительства, перевозит технику, заключает контракты на поставку сырья. А аэропорт строится частным инвестором. Там тоже 3 с лишним млрд рублей – это компания «Новапорт». Будет терминал внутренних воздушных линий, будет три телетрапа. Один из них сдвоенный, который дает возможность вставать четырем самолетам. Эта работа сейчас делается. А напротив сейчас зеленое поле, там и будет аэродромный комплекс, на котором надо разместить 30 самолетов, из них 20 широкофюзеляжных. Сейчас наш аэродром этого сделать не может. Вот эта задача будет решаться.

Мы получи статус третьей категории ИКАО – это слепая посадка, такая система сейчас есть только в «Пулково» и в «Шереметьево». «Кольцово» такой системы не имеет, то есть это, в принципе, автопилот посадки. Для нас важно. Я часто летаю. Раза четыре землю видел из иллюминатора, когда до нее оставалось 100 метров. Искусство летчика здесь ключевое значение имеет. Эта система позволяет минимизировать риски и в плохие погодные условия принимать борт в автопилоте. Третья категория ИКАО – это серьезное решение, дорогое, но мы его получаем.

- Миасс – город с богатыми футбольными традициями, благодаря вашей поддержке эти традиции продолжают развиваться. Но есть определенная проблема. Автозавод «Урал» всегда поддерживал наш футбольный клуб «Торпедо». Сейчас ситуация изменилась Руководство завода готово поддерживать футбольный клуб, но решение за управляющей компанией «Группа ГАЗ».

- Вы сейчас вопрос задали, я буду этим заниматься. Даже знаю когда. Мы договорились с руководством «Группы ГАЗ» в Ташкенте, когда они тоже выставлялись на форуме межрегионального сотрудничества. Мы начали обсуждать вопросы взаимодействия. Я предложил им встретиться в Миассе, на предприятии, которое входит в группу. Сейчас определяем формат встречи. Я сейчас вам могу пообещать, что этот вопрос мы им зададим. Но, тем не менее, сейчас надо заниматься не только тем, что сосредоточиться на спонсорстве Группы «ГАЗ». Нужно смотреть на собственные возможности. В Миассе достаточно много успешных предприятий. Предлагаю Вам через газету сосредоточиться, раз Вы так любите футбол, на этом. Я надеюсь, что все-таки футбольный стадион не будет пустовать. Вы очень красиво сказали, что трибуны всегда полные. К сожалению, когда я был у вас последний раз, я этого не увидел. Хочется, чтобы все наши инвестиции в эти объекты работали. Чтобы не только трибуны были полными, но и поле. Это все должно работать круглогодично и на постоянной основе. Миасс действительно спортивный город. Надеюсь, что у него есть текущая логика развития. Мы ее видим через то, что получим статус ТОСЭР. Если у нас это получится сделать, мы получим мощный рывок. Это будет наш 5-ый ТОСЭР в области и, наверно, самый перспективный, потому что именно в этой территории он может появиться не потому, что там сложности есть или это закрытая территория, которая имеет особенности. А это территория, которая имеет потенциал, и ТОСЭР позволит ему максимально раскрыться, быстро, понятно. Мы сейчас над этим работаем. Заявка рассматривается. Очень хочется верить, что нас поддержат.

- Вы говорили о том, что семьи, в которых в юбилейный год появятся дети, получат дополнительную поддержку. Уже известно, что это будет?

- Мы взяли практику подарков новорожденным. Мы эти деньги закладываем в бюджет. Либо это будет денежная поддержка, либо будем новорожденным делать подарки. Конечно, мы реально должны поддержать такие семьи хотя бы потому, что сейчас демографический спад в стране. Каждый ребенок для нас был и будет ценным, особенно сейчас. Это делается не для получения внешнего результата, а чтобы сказать спасибо семьям, где есть дети, просто хотим это сделать явно, все вместе. Это решение стоит денег, а деньги мы получаем потому, что все вместе работаем. Эти 200 миллиардов рублей, о которых мы сейчас говорим, – это то, что мы получаем в виде налогов. Это мы все вместе говорим спасибо за то, что вы верите в нашу область. Мне эта инициатива очень понравилась. 

- 2 года назад был упрощен порядок по изъятию залежных земель. Аграриям выделили субсидии, в этом году их увеличили втрое. Но основной фронт работ в муниципалитетах, местные власти должны изымать эти паи. А там работа буксует. Есть ли у области какие-нибудь рычаги воздействия, стимулы, меры, чтобы активизировать эту работу? Важный ли это процесс для нашего региона?

- Бесспорно, важный вопрос. Если я не ошибаюсь, у нас 2,5 миллиона гектаров пахотных земель может быть, а сейчас вовлечено около 2 миллиона. Полмиллиона  гектаров земель, часть из которых уже, наверно, достаточно сложно вовлечь в оборот, есть. Но, тем не менее, у нас все еще есть возможность экстенсивным образом развиваться. Просто вовлекать в хозяйственный оборот земли. Этот процесс для нас реально важный. Ваш вопрос заставляет меня задуматься. Я посмотрю цифры. Сегодня мы встречаемся с нашими сельхозпроизводителями и зададим им вопрос, что надо сделать еще для того, чтобы мы более интенсивно этим вопросом занимались. То есть тут, на мой взгляд, две истории: и кнут, и пряник. Во-первых, надо изымать, заставлять обрабатывать эту землю, во-вторых, надо давать дотации на компенсацию затрат, которые возникают в период, когда эта земля входит в хозяйственный оборот. Эти затраты мы  компенсируем. Может, имеет смысл увеличить эти ресурсы. Но опять же мы сталкиваемся со следующими моментами: в любом случае у нас ограниченное количество этих ресурсов и приоритеты расставляют специалисты, эксперты, которые этими ресурсами располагают.

На поддержку сельского хозяйства мы ежегодно направляем четыре миллиарда рублей: два из федерального бюджета, два из регионального. Те программы, которые работают, в них есть и то, о чем вы сказали. Коллеги считают, что важнее поддержать техническое перевооружение, применение удобрений. Мы обязательно рассмотрим этот вопрос, примем какие-то решения, будем ли сохранять на этом уровне поддержку или будем ее увеличивать, если есть такая необходимость. Поставим для руководителей муниципалитетов этот вопрос и проанализируем, как они этим занимаются, у кого есть успешные практики, у кого нет, почему они успешные и т.д. Мы вместе с вами сформировали задачу. Сначала проведем аналитику, а потом будем принимать решения, что нам с этими выводами делать.  Но, повторюсь, для нас важно вовлекать в хозяйственный оборот залежные земли. Они у нас есть и это наше преимущество. Мы постоянно о нем говорим, когда общаемся с нашими зарубежными коллегами. Приходите к нам, у нас есть земли, мы готовы оказать вам поддержку.

- Может ли Челябинская область претендовать на звание региона, который кардинально решает проблему долгостроев. С одной стороны, есть «Академ Риверсайд», «Речелстрой», которые могут гарантировать заселение дольщикам. Но есть вместе с тем «Яркая жизнь», «Бриз» – менее крупные, но не менее проблемные компании. Каковы перспективы завершения этой многострадальной эпопеи?

- У нас достаточно много проблемных строек. Там, где была возможность закрыть кассовый разрыв, достроить объекты и остаться хотя бы «по нулям», сейчас все эти проекты реализуются. Для тех строек, где такой возможности нет, мы будем выделять земли, чтобы компенсировать затраты новым застройщикам, которые возьмут на себя обязательства перед дольщиками. Мы сформировали законодательную базу для этого. И будем шаг за шагом все вопросы решать. Это будет нам стоить денег в очередной раз. Надеюсь, что все люди, которые эти пирамиды выстраивали, получат по заслугам не в этой, так в следующей жизни, а мы – достроим.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру