Сегодня на территории Катав-Ивановского района Челябинской области находится пять особо охраняемых природных территорий. И одна из них — Серпиевский комплексный биологический государственный заказник. «Его еще называют Серпиевский пещерный град, — говорит Зинаида Слепова, методист по музейно-образовательной деятельности Краеведческого музея Катав-Ивановского муниципального района. — В его состав входит более ста пещер самого разного размера. «Архитектором» этих пещер служит река Сим».
Наиболее известными из этих памятников природы являются пещеры Учительская, Соломенная, Эссюмская, Колокольная… Но, конечно, самой главной пещерой этого града является Игнатиевская пещера. «Впервые ее описал петербургский исследователь Петр Рычков еще в 1755 году, — рассказывает Зинаида Федоровна. — А в 1770 году, побывав в наших землях, ее описание сделал Петр Паллас». Пещера эта знаменита в первую очередь рисунками первобытных людей. К настоящему времени здесь их найдено уже несколько сотен.
То ли император, то ли каторжник
История русского названия пещеры происходит от имени старца Игнатия — отшельника, который жил в этом месте. Сохранились воспоминания одной из жительниц села Серпиевка. Она еще была маленькой девочкой, когда мама ей давала еду, и она носила ее этому старцу. Сама она с ним не общалась, а просто оставляла пищу и он ее забирал.
«Я видела, что он стоит, — вспоминала девочка. — Но, как только я подходила ближе, он тут же скрывался в пещере. Оставляла еду, а в следующий раз, когда приходила сюда, забирала пустые чашки». По ее рассказам, происходило это где-то все в начале XIX века.
О том, что это был за человек, существует много разных версий. Например, есть предположение, что этим старцем мог быть император России Александр I, который сменил славу мира на славу отшельника. Другая легенда гласит, что им мог быть брат императора Константин Павлович. Были разговоры и том, что в пещере скрывался беглый каторжник, которого местные жители просто приняли за человека глубоко верующего. Но на самом деле никаких доказательств ни одной из версий просто нет. Несмотря на это или точнее благодаря этому образ Игнатия прочно вошел не только в поверья местных жителей, но и прописался в литературе.
«Когда-то местный поэт Геннадий Дыдыкин написал поэму «Старец», — делится информаций Зинаида Слепова. — Она посвящена как раз Игнатию. Местные школьники это произведение изучают. Интересно, что Игнатиевская пещера одна из самых упоминаемых пещер в литературном мире. В книгах ей дано где-то 14 имен».
Во многом память о старце сохранена благодаря местным жителям из села Серпиевка. Что совсем неудивительно. Жители этого села с прежних времен сохраняют не только память о многих прошлых событиях и обычаи, но и даже свой особый говор. Когда-то их предки были перевезены сюда на Южный Урал из села Серпейск Калужской губернии.
«Говор у них очень узнаваемый, слышишь человека и сразу понимаешь — серпиевский, — говорит Зинаида Федоровна. — Этих людей даже по-особому называют здесь — ягуны».
Это следование традициям было заложено буквально с начала истории Серпиевки. Говорят, что местным юношам во времена крепостничества давали право ездить на историческую родину в Калужскую губернию, чтобы привозить оттуда себе невест. Они не женились на уральских девушках, поэтому сумели сохранить многое из прежней жизни. Это бережное отношение к прошлому, помогало и помогает сейчас сохранять память и об Игнатиевской пещере.
Откуда взялась Богоматерь?
Здешние легенды, судя по всему, подогревает известный образ Богаматери, который расположен в Дальнем зале Игнатиевской пещеры. «Да, там есть нерукотворная икона Божьей матери — сталактитовый натек, который действительно напоминает известный религиозный образ, — говорит Зинаида Слепова. — Кстати, примеры, когда геологические объекты наделяют не природными смыслами, встречаются и в других здешних пещерах. Так, например, когда заходишь в пещеру Белая царица, натыкаешься на сталактит, который похож на женщину в белом одеянии, будто на ее плечи накинута белая шаль. Люди даже вздрагивают, когда первый раз ее видят».
Ученые считают, что подобные моменты нередко заслоняют собой то, чем реально ценен тот или иной памятник.
«Примером этому может служить как раз Игнатиевская пещера, — комментирует кандидат исторический наук Гаяз Самигулов. — Для очень широкого круга людей основным привлекательным объектом в пещере являются вовсе не рисунки эпохи палеолита, а тот натек, который называют иконой Божьей матери. Естественно, что фольклор связал этот натек с именем старца Игнатия. Высказываются версии, что либо этот образ старец сам создал, либо он возник, как результат долгих молитв. Получается, что, имея изображения эпохи палеолита, уникальные в масштабах всей страны и даже мира, основным пунктом притяжения стал натек, образовавшийся естественным путем».
Возникает вопрос, а когда возник ажиотаж вокруг Игнатиевской богоматери, тянутся ли его корни еще в дореволюционные времена или же это продукт современной эпохи.
«Насколько я понимаю, это история из той волны интереса к пещере, когда уже в конце XX века началось возвращение имени старца Игнатия», — считает Гаяз Самигулов.
Вообще у легенды о старце есть несколько этапов, объясняет челябинский историк. Первый, когда в пещере действительно жил какой-то отшельник, которому местные жители носили пищу, периодически видели его. Потом после его смерти был этап сохранения памяти об Игнатии. Он был нелегким, так как мы знаем, что в советские годы шла достаточно суровая борьба с религией, с суевериями. Память о старце в этот период не ушла, но, скажем так, затаилась. А если живая традиция не развивается и не передается, она начинает обедняться. Остаются какие-то основные нити, а многое забывается. А потом в более близкую к нам эпоху случился эффект наложения старых преданий на новые.
«С одной стороны пещера стала сама по себе объектом посещения, — говорит Гаяз Самигулов. — Еще даже до выявления древних рисунков люди начали регулярно туда ходить — она большая, интересная, основной ее объем вполне могут пройти люди, которые спелеологами не являются. После выявления рисунков интерес к ней еще больше увеличился. А после перестройки снова поднимается тема старца Игнатия (что вполне заслуженно). Мы не можем сегодня сказать, когда люди в принципе обратили внимания на тот натек. Возможно, это было в 60-х годах прошлого века, возможно, в 80-х. С упоминаниями об Игнатиевской богоматери в дореволюционных работах и рассказах я, по крайней мере, не сталкивался».
По словам кандидата исторических наук, нужно понимать, что человек всегда пытается образно выстраивать свои представления. Делает он это не в силу злого умысла, а для появления логики в своих взглядах. «Поэтому совсем не удивлюсь, если кто-то сейчас расскажет, что об Игнатиевской Богоматери говорили издавна, знали о ней еще в далекие времена, — предупреждает ученый. — Но вопрос в том, что информации, которая бы подтверждала такие утверждения, на день сегодняшний нет, увы и ах. Если бы до революции знание об этом образе было, мне кажется, что пресса, которая в ту пору была неплохо развита, как минимум в плане дискуссии о святости образа эту историю озвучила».
Сами же легенды вокруг любого памятника подогревает не только молва среди местных жителей, но и водящие туристов экскурсоводы. Всегда есть два варианта, как рассказывать о том или ином памятнике. Первый — это когда повествование базируется только на том, что уже открыто и доказано исследователями. «Но такой подход зачастую не очень устраивает экскурсоводов, — говорит Гаяз Самигуллов. — Не устраивает, потому что настоящие ученые в своих выводах всегда достаточно осторожны, они никогда однозначно не будут заявлять, что, например, здесь происходили жертвоприношения, потому что для этого нет реальных оснований. А экскурсоводам нужна канва, нужны заманухи, крючки, которые цепляют людей, чтобы они слушали и втягивались в экскурсию и могли потом рассказать другим, как им было интересно. Поэтому рассказчики часто используют второй вариант, при котором существующее предположение, выдвинутую версию переводят в статус однозначно подтвержденного, случившегося в действительности. Поэтому можно столкнуться с существенной разницей, между тем, что вы прочитаете в специальной литературе, и тем, что вы услышите на экскурсии».
Напомним, что сейчас в Челябинской области при поддержке Президентского фонда культурных инициатив снимается документальный сериал, посвященный Игнатиевской пещере. Его выход запланирован уже в ноябре этого года.
Ранее, «МК-Челябинск» писал, что археолог из МГУ объяснил, почему челябинские пещеры исследуют медленно.