Фрезеровщик в Челябинске зарабатывает 93 тысячи рублей – кому работодатели готовы платить больше?

Начальник Главного управления по труду и занятости региона Владислав Смирнов – о выгодных работах, последствиях продления пенсионного возраста и «бесплатных космонавтах»

Какие профессии востребованы на рынке труда Южного Урала? Кто больше всего пострадает от продления пенсионного возраста? Правда ли, что челябинцы уезжают в другие города из-за плохой экологии? На эти и другие животрепещущие вопросы на встрече с редакторами ведущих челябинских СМИ в медиахолдинге «Гранада Пресс» ответил начальник Главного управления по труду и занятости Челябинской области Владислав Смирнов.  Предлагаем вам наиболее интересные фрагменты беседы.  

Начальник Главного управления по труду и занятости региона Владислав Смирнов – о выгодных работах, последствиях продления пенсионного возраста и «бесплатных космонавтах»
Кадр из фильма "Влюблён по собственному желанию"

- Есть ли перспективы создания на Южном Урале создания новых рабочих мест? Часто ли обращаются ли к вам работодатели, которые хотят открыть новые предприятия?  

- Перспективы есть. Ежегодно в области генерация рабочих мест составляет порядка 13-14 тысяч. К нам руководители предприятий практически не обращаются. На памяти, пожалуй, лишь недавний случай, когда за год на нас вышли представители агрокомплекса, которые сообщили, что им к осени 2018 года в связи с открытием предприятия потребуется 800 человек. Мы начали проводить анкетирование, был создан приличный банк потенциальных работников.  Вот пример удачного сотрудничества, когда предприятие заранее заботиться о кадрах. А не говорит, что им завтра срочно нужны «бесплатные космонавты». 

 

Фото Олега Каргаполова

- Многие южноуральцы недовольны низкими зарплатами…

- Я считаю, что это в первую очередь проблема работодателя.  Ему надо так просчитать свой бизнес, чтобы он мог платить достойную зарплату и не прогореть. А эти деньги сначала надо заработать. По большому счету, сколько стоит тот или иной специалист – решает рынок.  

- Какие профессии больше всего востребованы на Южном Урале, а какие – нет?

- Если взять вакансии за июнь, то среди рабочих профессий, к примеру, требуются жиловщики мяса и субпродуктов, распиловщики камня, укладчики хлебобулочных изделий и так далее. За этот достаточно тяжелый труд работодатель обещает всего до 14-17 тысяч рублей. Такой тренд сформировался еще в 2013 году. Это, конечно, странно, но положение с зарплатами подобных рабочих профессий не меняется. Хотя не все так однозначно. Токарю-расточнику обещают зарплату до 40 тысяч, дорожному рабочему – до  60 тысяч, высококвалифицированному монтажнику – до 80 тысяч и даже выше, фрезеровщику – до 93 тысяч. Среди лидеров по вакансиям – врачи, требуются медсестры.  Сложнее всего найти работу бухгалтерам и экономистам по причине их избытка на рынке труда. Но это опять же вопрос квалификации. Я уверен, что толковый бухгалтер с опытом работы не затеряется на рынке.  

- Какую профессию вы бы посоветовали выбрать тем молодым людям, которые еще не определились с выбором?

- Любую. Главное, чтобы было призвание. И желание постоянно учиться, расти в профессии. Лучше быть хорошим овощеводом, чем невостребованным юристом. Или взять артиста, музыканта. Вроде бы «нестабильные» профессии. Но есть очень талантливые и востребованные артисты. Ведь у нас как нередко бывает: человек сначала закончил вуз, а потом начинает «пробовать».  За это время его сверстник в Америке или Англии успевает сколотить состояние. А наш с высшим образованием продолжает пребывать в бедности. 

- Кто виноват?

- Отчасти «виноваты» вузы, которые штампуют специалистов без оглядки на потребности реального рынка. Но у них такой бизнес. Еще проблема в том, что отсутствует нормальная система профориентации, которая существовала при советской власти. Тогда предприятия и организации жестко конкурировали за будущих специалистов, начиная со школы. Я считаю, что ее надо возрождать.  

- Насколько в регионе распространена практика дискриминации по возрасту? Южноуральцы старше 45 лет жалуются, что им трудно устроиться на работу. Дескать, работодатель предпочитает молодых, пусть даже неопытных, чтобы им меньше платить…

- Такую дискриминацию сложно вычислить. Грамотный работодатель никогда не станет отказывать вам в работе по причине возраста. Это запрещено законом. Если работодатель не хочет принимать вас на работу, он попытается найти другие причины – недостаток квалификации, опыта и т.п. Если же кто-то в объявлении прямо напишет, что не принимают работников старше 45 лет, то это нарушение, с этим надо разбираться.  Вообще-то, опираться только на молодых сотрудников опасно для работодателя. Молодежь у нас «веселая». Если ей что-то не нравится, она быстро уходит. Сколько было случаев, когда на предприятии избавились от возрастных работников, а молодежь вдруг встала и дружно ушла. И тут начинается кадровая свистопляска.  В идеале коллектив должен быть сбалансированным, состоять как их из опытных работников, так и  молодых.   

- В последнее время много говорят о том, что специалисты из Челябинска якобы уезжают в другие города из-за плохой экологии. Вы можете как-то подтвердить или опровергнуть эти слухи?

- В детстве я жил в Ленинском районе Челябинска. Тогда заводов было больше и все они работали. И с экологией было уж точно не лучше, чем сейчас. Другое дело, что мы сейчас по-другому, более требовательно к этому относимся. Думаю, что в миграции ключевую роль играет все-таки не экология, а экономка. Кто-то из челябинцев уезжает, к примеру, в Москву, где больше зарплаты, потенциально больше возможностей для реализации. Но так было всегда. Но ведь и в Челябинск люди едут.  Из того же Кургана, из Казахстана.  Их привлекает Челябинск прежде всего тем, что здесь сравнительно недорогое жилье, есть работа.      

- Такие показатели, как уровень безработицы, занятость – это своеобразные индикаторы состояния экономики. Можно ли говорить о том, что кризис 2014 года пройден и ситуация на рынке труда улучшается? 

- Уровень безработицы на Южном Урале составляет 1,12% - это очень неплохой показатель. В этом году прибавилось шесть тысяч вакансий – и это тоже позитивный сигнал. Значит, на рынке труда есть потребность в кадрах. Стабилизация наметилась еще в 2017 году.  Сейчас все эти тенденции продолжаются. К примеру, тревожный сигнал был четыре года назад, когда в службу занятости стали обращаться даже работники торговли, что стало следствием сокращения покупательной способности. Сейчас они адаптировались к изменениям. И ситуация с занятостью в этой сфере вернулась к уровню 2013 года.  

- Как выглядит Южный Урал в плане безработицы в сравнении с соседними регионами?

- У нас выше показатель на 0,1% по сравнению со Свердловской областью, но это не страшно. У курганцев он составляет немного больше – 1,2-1,3%.  Конечно, все познается сравнении. В Москве, например, он уровень безработицы  0,4%. Но там другой уровень концентрации предприятий, финансовых ресурсов.  

- Готовит ли Министерство труда какие-то законодательные меры по защите граждан в связи с предстоящим увеличением пенсионного возраста?

- Глава Минтруда Максим Топилин обещал, что такие меры будут разработаны. Надеюсь, скоро мы узнаем, что там будет. Вообще, конечно, вопрос продления пенсионного возраста несет серьезные последствия. Многим гражданам придется пересматривать заново свои планы на жизнь.  

- Вы прогнозируете увеличение обращения людей предпенсионного возраста в службы занятости? 

- Сейчас я бы воздержался от прогнозов. Могу сказать, что сегодня доля обращений в нашу службу занятости граждан предпенсионного возраста составляет порядка 5-8%. Для сравнения – чаще всего к нам приходят люди в возрастной категории от 18 до 29 лет  - их от 21 до 25%.  Они и дают основной привес безработицы.  Что будет дальше? Кто окажется в более сложном положении – люди старше 40-50 лет или молодежь? Это вопросы для исследований наших ученых, академиков. Пока я такой аналитики не видел.  

Александр Скрипов.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру