«Родители почувствовали на себе сложность обучения детей»: последствия дистанционного образования в самоизоляции

Каким выйдет образование Южного Урала из пандемической встряски

Уже больше месяца южноуральцы живут в режиме самоизоляции. И нужно отметить, что этот режим не только не дает более стремительно распространяться вирусу среди людей, но и проверяет многие наши сферы на прочность. В числе тех, столкнулся с испытаниями — система образования. 

Каким выйдет образование Южного Урала из пандемической встряски
Фото Дмитрий Куткин

Какие плюсы и минусы вскрыл режим самоизоляции в системе образования Челябинской области в нашем разговоре с профессором Галиной Казаковой, доктором культурологии, экспертом Высшей школы экономики. 

И это XXI век 

— Галина Михайловна, как бы вы сформулировали личные ощущения от того, что происходит в системе образования региона в последнее время? 

— Фраза «Мир вошел в перезагрузку. Он выйдет из него другим», мне кажется, сейчас пророчески отражает и наше будущее и мои личные ощущения. 

— Перезагрузка необходима того, когда вскрываются слабости системы. Вы их заметили? 

— Несмотря на установки федеральных ведомств еще со времен А. Фурсенко о развитии дистанционного образования, как выяснилось, система осталась на нулевой отметке, вопреки отчетностям некоторых чиновников. И не только в Челябинской области.  Признание о «вопиющей не готовности» системы школьного образования к дистанту (напомню, речь идет о 21 веке, веке «новой индустриальной революции») вырвалось и из уст нынешнего министра просвещения Сергея Кравцова. 

Меньше всего мне хотелось бы упрекать в этом рядовых учителей. Они-то как раз и показывают сейчас образцы гражданского долга и профессиональной ответственности. Бессилие и вопиющую некомпетентность отражают советы управленцев, например,  некоторые из них в Челябинской области советуют родителям обучать детей  «интеллектуальной игре» — картам, петь и танцевать, когда речь идет об организации образования в карантин.  

Кому уходить на покой

— Любая встряска заставляет просыпаться. В чем разбудил систему образования режим самоизоляции? 

— Есть, конечно, плюсы. Во-первых, дистанционке – быть. Драйверами тут выступят вузы, которые вначале перезагрузят систему высшей школы, а затем «спустят» свои наработки в основное звено. 

Во-вторых, нас ждет (и будет необходима) волна кадровой перезагрузки системы: приверженцы старых времен и косных идей должны уйти на покой (хотя здесь дело не столько в возрасте, сколько в «дряхлости» мышления), а вот передовым новаторам и подлинным специалистам нужно прийти в систему или занять передовые позиции.

В-третьих, выработанный образовательный алгоритм будет универсален и применим для всех «пауз» в обучении: морозы, карантины, стихийные бедствия, что только улучшит образовательный процесс, сделает его действительно непрерывным и устойчивым.

В-четвертых, контент занятий (уроков, семинаров, конференций и т.д.), после появления в Сети, ярко обозначит конкурентноспособность и профессиональную квалификацию педагогов, что неминуемо скажется на качестве образовательных услуг, очевидному и учащимся, и, важно, их родителям.

Профессор Галина Казакова. Фото Олега Каргаполова "Вечерний Челябинск"
 

Эффект мультипликатора

— Вам не кажется, что родители оказались в нынешней ситуации наиболее пострадавшей стороной?  

В какой-то степени это так. Родители, в длительной самоизоляции почувствовав на себе сложность обучения собственных детей, надеюсь, станут бОльшими союзниками системы. В свою очередь, системе образования нужно понимать ресурсность этого союза единомышленников, что может значительно улучшить отношение к образованию, переведет его с периферийных позиций в действительно центровые, как основного условия экономического и технологического прорыва. 

Кстати есть влияние нынешней ситуации не только на родителей, но и на других взрослых. Увеличившаяся безработица и пенсионная реформа, я уверена, возродят значимость непрерывного образования или образования для взрослых. Сейчас вроде оно есть в качестве системы ДПО вузов – дополнительного профессионального образования, но на самом деле его почти нет: его доля на общем рынке не более 20%, его осуществляют скорее корпоративные, коммерческие или частно-индивидуальные структуры. Между тем это не просто миллиардный рынок доходов посредством образовательных услуг, в котором мы, увы, отстаем в три раза от западных стран, но и часть гражданских свобод населения, дающих право быть независимым от работодателей и важная основа для долгосрочного развития регионального рынка труда. Образование может и обязано обеспечить эффект мультипликатора для адресных интересов экономики Челябинской области. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру