Как вовремя заметить у ребенка проблемы с речью и решить их

Логопед ответил на вопросы, волнующие родителей

Многие родители рано или поздно начинают задумываться над качеством речи их ребенка. Все ли звуки он выговаривает, правильно ли строит предложения, как выражает свои мысли, выразительно ли рассказывает стихи? Особо остро эта проблема начинает волновать родителей перед поступлением ребенка в первый класс.

Логопед ответил на вопросы, волнующие родителей
Фото Дмитрия Куткина

Вовремя заметить

- Мой сын к 7 годам не мог выговорить звук [р], - рассказывает челябинка Надежда. - Ну, вот не получалось у него никак. К логопеду не обращались, занимались самостоятельно. А потом родственница посоветовала упражнение с использованием пустышки. Всего два дня понадобилось, чтобы наш [р] стал таким, каким нужно. Ребенок почувствовал положение языка. Все оказалось так просто! Спустя несколько лет такая же проблема появилась у дочери. Но тут пустышка нам не помогла и пришлось обращаться к специалисту.

До сих пор существует мнение, что показать ребенка логопеду нужно к пяти годам. Однако к этому возрасту речь дошкольника уже во многом сформирована. И если родители видят, что у сына или дочки есть нарушения речи, точно не стоит тянуть до школы.

- Я понимала, что говорит моя шестилетняя дочь, - говорит Лилия. - И вопрос, насколько «правильно» она это делает особо меня не волновал. Но на одном из утренников, когда дети рассказывали стихи и пели песни, разница в их произношении была настолько велика, что мне пришлось задуматься. В то время как некоторые четко и выразительно произносили слова, другие на их фоне говорили, как «малыши». И моя дочь была среди них. Пришлось срочно заниматься этим вопросом.

Наталья, наоборот, увлеклась качеством речи трехлетнего сына настолько, что перечитала массу литературы на эту тему, пересмотрела много роликов в интернете.

- Не знаю, что на меня нашло, но мне постоянно казалось, будто сыну давно пора говорить четко. Особенно угнетали форумы, где мамочки делились успехами своих детей, которые чуть ли не с полутора лет четко рассказывают стихи, пересказывают сказки, поют песни. Я постоянно произносила сыну скороговорки, чтобы он повторял за мной, учила с ним стихи. Мне казалось, что прогресс виден, но потом ребенок будто «устал» и начал говорить хуже, - поделилась Наталья.

Так в каком возрасте нужно показать ребенка логопеду в целях профилактики речевых нарушений? С таким вопросом корреспондент «МК-Урал» обратилась к логопеду Ларисе Счастливой.

- Дети развиваются по-разному, кому-то это удается быстрее, кому-то медленнее. Если к 2,5 годам ребенок не говорит, либо пользуется только несколькими словами, а тем более, если не понимает речь, которая к нему обращена, не реагирует на нее, то важно выяснить, есть ли у ребенка задержка речевого развития и не пора ли обратиться к логопеду, - сказала Лариса.

Однако, по мнению специалиста, консультация логопеда может понадобиться гораздо раньше. Например, в следующих случаях:

  • малыш не лепечет в 6-7 месяцев;
  • не пытается произносить слова в 1 год;
  • не говорит словами и фразами в 2 года.

В отношении детей постарше, мамам и папам стоит обратить внимание не следующие моменты, когда их ребенок:

  • в 3 года не говорит или говорит на понятном только ему языке;
  • в 4-5 лет ему сложно строить фразы, ему трудно или он вовсе не может пересказать небольшую сказку;
  • в 6 лет неправильно произносит звуки, не может дать ответ на вопрос;
  • в этом же возрасте не способен запомнить и пересказать рассказ, стихотворение;
  • в 6 лет говорит с запинками, переставляет и пропускает слоги.

- Мы показали внука логопеду где-то в 4,5 года, - делится опытом Валентина. - Ребенок не произносил правильно много звуков. Знаете, как это бывает? Бабушки начинают «бить тревогу», а родители, наоборот, думают, что все в порядке и с возрастом нарушения пройдут сами собой. В итоге, когда я настояла, и мы с невесткой пришли к специалисту, нас спросили, где мы были все это время? Обратись мы к специалисту раньше, часть проблем можно было скорректировать вовремя или не иметь их вовсе.

- Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям необходимо внимательно следить за речью своего ребенка. Можно провести сравнение с речью его сверстников. В случае, если родители заметили какие-то отклонения, нужно как можно скорее обратиться за помощью к логопеду. Есть проблемы, которые заметны не сразу, а время, чтобы скорректировать их можно упустить, - сказала логопед Лариса.

Успеть до школы

А что делать в том случае, если ребенок уже в этом сентябре идет в первый класс, но у него есть нарушения речи? Есть ли шансы решить эти проблемы к школе. Этот вопрос интересует родителей будущих первоклашек.

- Каждый случай индивидуален. Если у ребенка нет нарушений интеллекта, физиологических изменений артикуляционного аппарата, каких-либо нарушений слуха и зрения, то можно провести коррекцию. Здесь необходимы помощь логопеда, и, конечно, стремление родителей, ребенка. В любом случае улучшить его речь можно. Нужно только слушать специалиста и регулярно заниматься с ребенком, а не пускать все на самотек. Если необходима помощь дополнительных специалистов, например, невролога, то стоит обратиться и к ним, - говорит логопед Лариса.

Мама семилетней Вики прислушалась к советам специалистов и решила не упускать время.

- У нас проблемы были с несколькими звуками. В 4 года мы начали ходить к логопеду, поставили часть звуков, но потом бросили. И так дотянули до 7 лет. В этом году дочь идет в первый класс. Звуки [р] и [л] дочь не выговаривала. Нашли специалиста и занимаемся уже второй месяц. Результат налицо! Теперь [л] у нас отличная, а [р] закрепляем. Хочется, чтобы к первому классу речь ребенка была более четкой и чистой, - рассказала Елена.

- К школе у ребенка уже должны быть сформированы все звуки речи. Он не путает их между собой во время разговора. Если есть проблемы, лучше показать будущего первоклассника специалисту заранее. Он поможет устранить дефекты звукопроизношения, - рекомендует логопед.

Специалист предложила несколько упражнений. Их родители могут делать вместе с детьми дома, на прогулке, по пути в детский сад или в магазин:

  • взрослый произносит ряд слов и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит нужный звук, например [р];
  • ребенку нужно назвать предметы, которые его окружают и начинаются на заданный звук;
  • взрослый предлагает досказать слог, чтобы получилось слово. Например: со-ба-(ка);
  • ребенку нужно придумать предложение с любым словом, где оно будет первым.

Например, «смешной». Смешной кот, смешной щенок, смешной человек и др.

Мелкая моторика

О необходимости развития мелкой моторики знает практически каждая мама. Занятия стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук очень важно и для полноценного овладения ребенком навыками письма.

Полезно проводить с детьми «Пальчиковые игры». Например, игра«Апельсин». Начиная с мизинца, нужно загибать попеременно все пальцы:

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для кота,

Это долька для ежа,

Это долька для улитки,

Это долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Пользу ребенку принесут штриховка, раскрашивание изображений и рисование. Важно собирать мелкий конструктор, мозаику. Предложите ребенку сделать аппликацию из бумаги, также можно использовать природный материал. Выполняйте подобные занятий регулярно, чтобы ребенок совершенствовал свои навыки. Еще полезно вырезать из бумаги геометрические фигуры или фигурки животных, лепить из пластилина и глины.

- Путь ребенок учится самостоятельно завязывать шнурки, застегивать мелкие детали одежды. Полезно для развития мелкой моторики выкладывание различных фигур из спичек, крупы, бисера. На улице можно выполнять это задание, используя листики, веточки или камешки, - делится рекомендациями Лариса.

Также полезно вышивание. Оно хорошо способствует развитию мелкой моторики.

- Так что упражнения для развития речи доступны, чтобы выполнять их, не нужны какие-то особые условия. Работа над развитием речи занимает много времени, необходима систематическая кропотливая работа. Но затраченные усилия обязательно принесут успех, - уверена Лариса.

Специалист отметила, что часть проблем детей, которые могут возникнуть в первом классе, можно решить до поступления в школу. И главное здесь общение родителей с детьми и помощь логопеда.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру