В феврале Законодательное собрание области должно рассмотреть поправки в региональный закон об образовании, а по сути решить, будут ли девятиклассники сдавать дополнительные экзамены помимо математики и русского по выбору школы. И с большой долей вероятности они появятся. Поскольку и министерство образования, и школы уже призывают к ним готовиться, не дожидаясь решения депутатов. Причем готовиться именно в этом учебном году, когда на все про все остается всего-то три месяца.
Тут, наверное, многие скажут, что, мол, если ребенок все годы хорошо учился, то сдать ему экзамен не составит большого труда. А вот и не соглашусь. Потому что чем больше вникаю в требования ОГЭ (основного государственного экзамена), по-старому ГИА (государственной итоговой аттестации. Ну любят у нас названия менять, не меняя при этом сути), тем больше понимаю всю сложность стоящей перед нами задачи. Ситуация мне напомнила ту, что до введения Единого госэкзамена складывалась при поступлении в вузы. Хочешь успешной сдачи — обзаводись репетиторами. Хорошо если с учителем повезло и он, невзирая на ограниченность часов, может и знания дать, и подготовить класс к экзамену, что вообще-то не одно и то же. Не повезло — помоги себе, в смысле своему чаду, сам. Система репетиторства просто сместилась на несколько лет раньше — от абитуриентов к школьникам даже не старшего, а уже и среднего звена. И получили мы, выходит, опять некий разрыв между реальной подготовкой и требованиями.
Но, как говорится, натаскать на экзамен — это тоже не великая проблема, больше печалит многих родителей уровень базовых знаний их школьников, который, ну как бы помягче сказать... нестабильный какой-то. Поэтому и приходится родителям брать все в свои руки.
Мы в девятом классе, помню, писали изложение и годовую по математике. Ответственность и волнение были, но готовились сами, родители в это дело мало вникали. Никто не вызывал их на «инструктаж» по поводу предстоящих экзаменов, не пугал обнаружением у детей телефонов или шпаргалок. Да и нас на входе не обыскивали металлоискателями и не следили за нами посредством видеокамер. А главное — знания наши все-таки позволяли сдавать экзамены успешно, а потом учиться в институтах.
Дополнительные экзамены — ну что тут такого, скажете? Да ничего! Еще один штрих к системе образования, которую реформами мотает из стороны в сторону. То шестидневки, то пятидневки, то два экзамена, то четыре... Дети перегружены. Родители устали от новостей «образовательного фронта». А знания добываются с трудом и рублем.