Мои герои

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Мы не привыкли видеть героя в стареньком улыбчивом дедушке, правда? По телевизору нам показывают других героев - молодых сильных, которые ничего не боятся, и победы им даются легко и непринуждённо. А если задуматься, именно эти, теперь уже дедушки настоящие герои, которым было порой очень страшно, и победы давались им ох как нелегко, но они отстояли нашу Родину, нашу свободу, наше право на жизнь!

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

По именам я знаю лишь трёх своих прапрадедов и четырех прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне (остальные ковали Победу в тылу). О них, к огромному сожалению, я могу рассказать совсем немного.

Знаю, что у одной из прапрапрабабушкек было десять сыновей, восемь из которых погибли на войне. Прапрадеды Бирюков Сергей и Чёлышев Павел погибли где-то на фронте – могилы неизвестны.

Прапрадед Гуцалюк Иван Алексеевич был партизаном, погиб от смертельного ранения.

Двоюродные прадеды Павел Сергеевич и Алексей Сергеевич Бирюковы погибли: один под Ленинградом, другой под Берлином.

Прадед Мустафин Шагидулла Валлиулович с войны вернулся, но, к сожалению, не дождался моего рождения. О нём я знаю только то, что воевал он на протяжении 7 лет(!), начиная с Финской войны и заканчивая войной с Японией. Имеет множество наград. Но его ни разу, ни под каким предлогом не удалось уговорить рассказать о войне. Все что он говорил: «Ничего там интересного нет...», и у него наворачивались слёзы. Родные щадили его и не задавали вопросов. Да, и уехал жить он, после того как вырастил семерых(!) детей, в башкирскую деревню. С детьми и внуками виделся редко…

С прадедом Василием Ивановичем Гуцалюком хоть и немного, но мы успели пообщаться.

Так же, как и деда Шагидулла, деда Вася не любил вспоминать о войне, и никогда о ней не рассказывал ни детям, ни внукам, ни тем более правнукам. Так же, когда его просили, отмахивался: «Чего о ней говорить», грустнел. Он любил говорить о жизни, вечером прошедшего дня замечал: «Хороший сегодня был день» - и охватывала радость, что ты был частью этого дня. Ещё говорил, что всё проходит, не нужно расстраиваться ни по какому поводу, нужно жить, хорошо делать дело, за которое берёшься, и просто радоваться жизни, каждому её дню. Хотя может он всего этого и не говорил словами, а говорил это своим примером.

Вообще, насколько помню, деда Вася был не слишком разговорчив, но от него всегда исходила такая любовь, теплота и радость от каждого мгновения жизни, что с ним было приятно просто помолчать, просто находиться рядом. Не помню, чтобы деда сердился, ругался с кем-нибудь, повышал голос. Его любили все, все кто его знал…

Всё, что я знаю о военных годах своего прадеда, мне рассказала бабушка, дочь Василия Ивановича, Татьяна Васильевна, которая потихоньку расспрашивала своего отца о войне, по крупицам собирала хоть какую-то информацию.

Великая Отечественная застала Василия Ивановича семнадцатилетним юношей в селе Западынцы Красиловского района - это западная Украина, одна из первых узнавшая ужасы фашизма. Недалеко от села был аэродром, называли его Западынка. С первых дней войны он стал фронтовым. Его постоянно бомбили. Он всё время горел. А так как аэродром считался объектом стратегического значения, то и селу от фашистов «досталось»: дома жгли, людей убивали, молодёжь забирали на каторжные работы в Германию.

Вот и Василия вместе с другими молодыми мужчинами и девушками захватили в плен и отправили на поезде в Германию. Вагоны были без окон. Нескольким пленным удалось подломить пол в вагоне, и прямо на ходу(!) сбежать. Среди них был и мой прадед с другом.

Долго они скитались по лесам в поисках партизан. Найдя их, участвовали в диверсионных действиях против фашистов. Поначалу никакого оружия не было, партизаны изготавливали самодельные взрывчатые «коктейли». Подрывали поезда, захватывали оружие. Когда партизаны стали слишком досаждать фашистам, те заминировали поле на подходе к железной дороге, и во время очередной вылазки несколько партизан подорвались на минах. Прадед был ранен осколком в ногу, упал в воронку, и его засыпало землёй. «Так и остался лежать там, если бы не спас друг - вручную откопал», - вспоминал со слезами на глазах деда Вася. После этого подрыва деда говорил, что очень долго заикался.

Как и когда Василий Иванович попал в действующую армию, не знаю. Знаю только, что сначала взяли его на кухню – не хотели рисковать жизнью деревенского заикающегося раненого парнишки.

Но Василий хотел гнать фашистов с наших земель, хотел быть полезным в бою. Сначала он выучился водить машину, как он говорил, «шоферил», потом научился стрелять из зенитных установок.

В рядах действующей армии деда Вася дошёл до Дрездена, вёл бои в этом городе. Затем их отделение отправили в Брест, откуда они сопровождали эшелоны военнопленных вплоть до Магнитогорска, где мой прадед и остался жить.

Василий Иванович награждён орденом Отечественной войны за проявленную в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, медалью Георгия Жукова, которой награждаются военнослужащие, партизаны, участники подполья за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боевых действиях с немецко-фашистскими захватчиками.

В Магнитогорске деда Вася работал водителем грузовой машины на стройках. За многолетний труд ему присвоены звания ветерана Труда и ветерана Магнитостроя.

Очень жаль, что о своих прадедах я могу рассказать так немного. Они оберегали своих близких от страшных воспоминаний о войне. Не хотели, чтобы мы даже по рассказам знали, что это такое. Они не могли предположить, что нам когда-нибудь понадобятся эти знания, понадобятся для того, чтобы не допустить новой войны.

Наверное, если бы люди знали, пусть хоть и из рассказов, как это страшно, ни один бы не захотел, чтобы этот ужас повторился.

Однажды, когда наша страна была в упадке, молодой человек пьющий на улице пиво, обратился к старенькому ветерану: «Ну, и ради чего вы воевали? Пенсия нищенская, страна в разрухе…» Деда Вася ответил: «Ради того, сынок, чтобы ты сейчас пиво попивал, а не на фашистов горбатился» … «Прости, отец, - услышал дед в ответ. – Спасибо, тебе».

Вы, конечно, обратили внимание, что среди моих прадедов есть и русские, и башкир, и украинец. То есть у нас многонациональная семья, думаю, как и у многих в нашей стране. Такие семьи олицетворяют собой близкие, дружеские, можно сказать, семейные узы народов, входивших когда-то в Советский Союз и все вместе победивших фашизм. И как мы не допускаем ссор в своей семье, мы не должны допустить, чтобы наши братские народы ссорили.

Сейчас наша семья очень переживает за народ Украины. Мы не должны допустить разлада между нашими народами, для этого нужно гнать в шею тех, кто нас ссорит, не впускать их в свои дома, умы и души… ради памяти тех, кто за нас воевал, отдал свои жизни и ради нашего будущего…

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру