Челябинское метро: достроить нельзя заморозить

Глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев намерен привлечь инвесторов для завершения самого масштабного долгостроя Южного Урала — челябинского метрополитена. Такие заявления на ровном месте не делаются. Значит, к объекту возник интерес. Причем не сиюминутный, а с дальней перспективой. Ведь всем очевидно, что окупаться метро будет не одно десятилетие, а по мнению скептиков — не окупится вообще. Многообещающий посыл о поиске инвестора вновь вернул в сферу общественного обсуждения вопрос: а нужно ли Челябинску метро и какой ценой?

Челябинское метро: достроить нельзя заморозить

Метро для челябинцев без преувеличения притча во языцех, повод для острот. Все потому, что по замыслам проектировщиков ездить на нем мы должны уже лет пятнадцать. А тут лет пятнадцать как минимум нам его еще ждать придется. Первая претензия к метро — неопределенные, все время сдвигающиеся сроки, что напрямую связано со второй проблемой — финансированием. Точную сумму для завершения первой пусковой очереди сегодня, наверное, никто не назовет. Приблизительно речь идет о нескольких десятках миллиардов рублей (в 2008 году называлась сумма 40 млрд, в 2012-м — 36 млрд). То есть для того, чтобы получить метро в обозримом будущем, хотя бы лет через десять, финансирование объекта должно составлять не менее 4 — 5 млрд рублей в год. Ясно, что области стройку века не потянуть, а Федерация помогать не намерена. Последний раз более-менее приличную сумму — 2 млрд рублей — челябинская подземка получила в 2011 году. Тогда на объект зашел новый подрядчик — московская компания «Ингеоком». Казалось, дело с мертвой точки сдвинулось. Но с окончанием строительства станции «Комсомольская площадь», части перегонного тоннеля и вестибюля станции «Торговый центр» закончились и федеральные деньги. А недостроенный объект продолжает высасывать из бюджета области колоссальные средства — около 500 миллионов рублей в год. Именно столько уходит на поддержку туннелей и станций в рабочем состоянии. «Заморозить нельзя достраивать» — запятую тут можно поставить где угодно. Любое решение требует огромных денег. В общем, черная дыра, в которой растворяются деньги налогоплательщиков.

Третья проблема заключается в том, что пока метро строилось, его проект уже не единожды устарел. Он создавался в 1970-е годы, когда в полную мощь работал ЧТЗ, а потому и актуальна была первая пусковая очередь метрополитена, связывающая предприятие (станция «Тракторозаводская») с проспектом Победы. Сейчас пассажиропоток на этом направлении — смешная цифра. Сколько же должна стоить поездка в метро, чтобы окупить его работу? И кто за такие деньги будет пользоваться метрополитеном? Очевидно, что нужно соединять Северо-Запад и Металлургический район с центром, тянуть новые линии. Но как будет развиваться сеть дальше, зависит только от финансов.

А может, ну его? Живем же без метро. Некоторые говорят: «Засыпать его, и дело с концом». Ну да, зароем его и прослывем, как бы это помягче сказать, неумными людьми, в прямом смысле закопавшими миллиарды. Да и что это по большому счету решит? Может, проблему общественного транспорта в Челябинске? Да тут вообще работы непочатый край. Особенно если принять во внимание громадье планов по созданию челябинской агломерации и некоторые амбиции по поводу того, чтобы оставаться в числе самых развитых городов страны. А альтернатива метро в виде скоростного трамвая пока такая же призрачная, как и метрополитен. При всех минусах челябинской подземной стройки я сторонник метро. Проект остановлен на такой точке, когда, отступая, потеряешь, пожалуй, больше, нежели двигаясь вперед. Ну, не в метре мы от метро, но и не с нуля стартуем.

Конечно, возникает вопрос: а кто инвестор? Допускаю, что это может быть одна из крупных компаний, специализирующихся на метростроении и заинтересованных в расширении своей деятельности. По большому счету мне все равно, кто подхватит стройку века. Лишь бы она уже была завершена.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 25 февраля 2015

Заголовок в газете: Не в метре от метро

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру