Водитель «Дороги жизни»

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Есть на земле особенная ценность,

что в сердце сохраняем мы –

высокой памяти нетленность

и долг перед героями войны. 

Эти строки как нельзя лучше подходят к теме моего сочинения о герое Великой Отечественной войны, моём прадеде Орлове Николае Спиридоновиче, которому в 1941 году исполнилось 30 лет. Он был мобилизован уже в начале июля из деревни Барашовки БАССР в войска сначала Северного фронта, затем в конце августа - Ленинградского фронта. Имея специальность водителя, мой дед был направлен в бронеавтомобильный батальон 8 армии, задачей которого было обеспечение всем необходимым бойцов этого воинского формирования.

Мой прадед

К осени 1941 года Ленинград оказался в блокаде. Встала необходимость эвакуации. Но значительная часть населения просто не успела этого сделать, город продолжал работать на победу. Защитники Ленинграда должны были обеспечить людей продовольствием, что было крайне трудно под непрекращающимися обстрелами. Тогда по замерзшему Ладожскому озеру была проложена дорога, которую сами ленинградцы назвали «дорогой жизни». 22 ноября 1941 г. по льду Ладожского озера в осажденный Ленинград отправились первые машины, одной из которых управлял мой прадед! Он ездил на знаменитой полуторке ГАЗ-АА. Из Красногвардейского укрепрайона на суше по Рябовскому шоссе на Ржевку ехали машины, доставлявшие продовольствие жителям блокадного города, а оттуда вывозили ослабевших людей, большей частью детей и женщин с грудными детьми. В первую блокадную зиму автомобильная дорога работала 152 дня. За это время по ней было завезено в Ленинград более 367 тысяч тонн различных грузов, в том числе 270 860 тонн продовольствия. По дороге эвакуировано 514 тысяч жителей города и 35 тысяч раненых и больных воинов. Эта дорога всё время обстреливалась, порой лёд не выдерживал, на глазах прадедушки не раз машины уходили под воду. Перед каждым таким рейсом водители прощались друг с другом, но никто и никогда не отказался от опасного пути. Редко потом прадед будет рассказывать об этом, не желая, наверное, тревожить себя воспоминаниями о погибших товарищах, об увиденном в Ленинграде.

Орлов Н.С.
Орлов Николай Спиридонович

Но мой прадед выжил и дошёл до Берлина, вытирая кулаком скупые слёзы, встречал победу. Был участником парада на Красной площади. Есть в этой Великой Победе и маленькая толика неимоверного мужества и моего прадеда, о чём я всегда буду помнить, надеюсь, что и мои дети и внуки никогда об этом не забудут.

Вернувшись в 1945 году на родину в село Ново-Белокатай БАССР, Николай Спиридонович вновь взялся за баранку, отработав ещё 19 лет водителем. В 1964 году в дороге у него случился сердечный приступ. Так дорога до последнего мгновения жизни была рядом.

В 1975 году мою прабабушку пригласили на открытие мемориала защитникам Ленинграда, с ней поехал и мой тогда ещё маленький папа. Больше всего его потрясла не церемония открытия, а слова блокадницы нашей прабабушке, что мой прадед её семью буквально спас, подобрав умирающую девочку на улице. Тогда он отвез малышку домой и отдал свой солдатский паек ее семье, проживающей на улице Воронежской. Может женщина спутала моего прадеда с кем-то ещё. Это не так важно - важно понимание того, что делали такие водители, как мой прадед, для этого города и его жителей. Эти слёзы благодарности всегда будут в памяти моего отца и моей, потому что они - признание труда и мужества моего предка.

На машине прадед

Каждый год 9 мая моя семья едет в село Ново-Белокатай на могилу прадедушки, чтобы поблагодарить его за победу и почтить его светлую память. Каждый живущий сегодня просто обязан помнить о том беспримерном подвиге, что совершили наши предки для нас, иначе нет нам прощения! Гордиться своими предками – это наш долг, помнить о них – наша святая обязанность. 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру