Из всего экипажа выжил только мой прадед

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Я родилась в счастливое время, когда о войне только слушают рассказы. Но, даже из рассказов, воспоминаний становится понятно, что война – это всегда трагедия, разрушения, слезы. Она уносит жизни миллионов людей, разрушает семьи, оставляет детей сиротами.

Я никогда не видела своего прадеда, его не стало за несколько лет до моего рождения. О нём я знаю из рассказов своего деда по маминой линии. Участие в данном проекте, помогло мне узнать о том, как в годы Великой Отечественной войны воевал мой прадед.

Я заканчиваю 5 класс и с нетерпением жду летних каникул. В далеком 1941 году в мае, мой прадед Анатолий Андреевич Осетров, закончил 8 класс школы и через год ушел добровольцем на фронт. Ему тогда исполнилось 20 лет.

Из Магнитогорска прадеда с другими новобранцами отправили в Челябинск для дальнейшего распределения по военным частям фронта. Так как прадед имел 8 классов образования (что ценилось в то время) и справку добровольца, по распоряжению командования он был направлен обучаться в Свердловское военно-пехотное училище на артиллериста самоходных установок.

Обучение шло 8 месяцев. Условия в училище были жесткие, как на фронте. Прадед часто цитировал фразу своего командира, капитана Зверева, который любил повторять: «Советский солдат во время войны отдыхать и болеть не может, время не то».

Анатолий Андреевич Осетров попал во второй выпуск училища, который отправили на фронт в марте 1943 года на Украину. Заранее были сформированы боевые экипажи, получены машины, которые переправили в эшелонах на фронт по железной дороге. Молодые парни, бывалые армейцы – все ехали на фронт, волнение перемешивалось со страхом, чувство патриотизма с огромным напряжением. Капитан учил «Врага не жалеть, за вами Родина!».

Экипаж СУ-85 (самоходная установка), на которой воевал прадед, состояла из четырех человек. Водитель Воробьев был самым опытным из экипажа. Он участвовал ещё в Советско-Финской войне, в Великой Отечественной войне стал воевать с 1941 года, пять раз горел в танке, в 1942 году попал в госпиталь с ранениями. После лечения в 1943 году вернулся домой, а семья погибла, никого не осталось в живых (мать, жена и ребенок были сожжены немцами). Воробьев принял решение уйти на фронт добровольцем. Смерти он не боялся, часто повторял, что терять ему нечего, «проклятая война забрала все».

Самым взрослым в экипаже был заряжающий, его звали по отчеству Михалыч, имени толком не знали. Был очень добросердечным, знал много интересных историй, любил поговорить про жизнь. Стрелок – мой прадед, Анатолий Андреевич Осетров, самый молодой из всех. Командир машины Иван Стрельцов – самый рассудительный, прошел много боев, воевал с конца 1941-го.

Жили дружно, не просто как друзья и соотечественники, а как боевая семья, поддерживали друг друга, оберегали в бою, делились всем, что имели.

Солдатам выдавали пищевые пайки: консервы, хлеб, 100 грамм водки, прадед говорил, чтобы смелее шли в бой (фронтовые 100-150 гр. перед боем). Солдатам выдавали курить махорку, а офицерам - папиросы «Беломор канал». Эти папиросы прадед курил потом всю жизнь.

Чтобы враг не обнаружил танки, советские солдаты их тщательно маскировали. Члены боевого экипажа выкапывали окоп один метр глубиной, в который и загоняли машину, сверху накрывали большими ветками. После боев машина остывала, ствол пушки танка чистили, машину заправляли соляркой, все механизмы наводки смазывали специальной смазкой, в которую добавляли гусиный жир, не замерзавший на морозе.

Бывали такие бои, что врага расстреливали по корректировке из специальных расположений (тот же бой, но стрельба по противнику идет издалека). Так сберегали боевые единицы (людей и технику). Но место расположения корректировки все же периодически нужно было менять, если враг определял её местоположения, то высылалась авиация, для бомбежки с неба. Каждый день на фронте был как последний, невольно вспоминаются слова из песни: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь»…

Шли дни пребывания прадеда на фронте, они складывались в недели, превращались в месяцы.

В 1943 году, утром 17 ноября, танковый полк прадеда был включен в контрнаступление советских войск и участвовал в боях за украинский город Коростень. Началась артиллерийская подготовка к сражению. Первыми открыли огонь гвардейские минометы, затем ударили артиллерийские орудия. Огнем и дымом были объяты вражеские позиции.

Прадед вспоминал, что стрельба была такая, что раскалывалось небо, голову хотелось «поглубже» спрятать в плечи. Пошли в атаку танки. Воодушевленные пехотинцы ринулись вперед к городским рубежам, но вражеские танки, которые враг замаскировал в копнах сена, не давали пехоте подняться. Решено было бить напрямую по копнам, удалось подбить четыре вражеских танка. Бой был жарким. Прадед, на танке миновав окраины города, оказался на одной из улиц Коростени. Навстречу лоб в лоб выехал немецкий тигр. Экипаж тигра отреагировал на встречу быстрее: опустил пушку для выстрела, прадед скомандовал «Заряжай!», заряжающий почему-то замешкался… «Бронебойный в ствол, бронебойный в ствол»… вспышка…слова «бронебойный в ствол эхом отозвались где-то далеко в голове». Потом ничего не помнит. Очнулся, толком не понял, что произошло, в голове гул, в глазах все плывет. Прадед осмотрелся, насколько это было возможно: снаряд вражеского танка пробил лобовую броню машины, солярка потекла из боковых баков и загорелась, так как танк был раскален, в кабине было задымлено, трудно было дышать, свет проникал через пробитую броню кабины и открытый люк, в отверстии которого замелькали сапоги командира экипажа. Движение командира привело в чувства.

Водитель Воробьев погиб сразу, снарядом ранило в голову, рикошетом снаряд перебил пополам заряжающего, командиру удалось выскочить из танка, за ним решил следовать и прадед, т.к. в машине находиться было опасно.

Выкинув из люка правую руку, он ухватился за леера танка, левой рукой оперся на рычаг спуска, произошел выстрел… Значит перед смертью заряжающий все же успел толкнуть снаряд в пушку машины, промелькнуло в возвращавшемся сознании, танк врага был подбит, погибшие были отомщены. В этот момент внутри кабины произошел взрыв, и прадеда выбросило из танка, он пролетел около 10-12 метров и упал в лужу, удар был смягчен одеждой. Так как был ноябрь, на нем была надета фуфайка, а поверх шинель. При взрыве в танке пострадала левая рука, грязь из лужи попала в рану, позже инфекция спровоцирует гангрену.

Командир машины Стрельцов бежал впереди, дед сзади, вместе завернули в полуразрушенный дворик, где стояли другие солдаты. Завидев прадеда, они стали громко кричать и махать руками, частичная контузия, не давала возможности разобрать слова. Оказалось, что горела спина, толстый слой одежды спас от тяжелых ожогов. Другие солдаты помогли затушить пламя.

На мимо проходившую советскую танкетку посадили раненных солдат (прадеда и командира), чтобы доставить их в медицинский пункт на окраине города. Танкетка выехала на центральную улицу города, на встречу в ряд двигались четыре вражеских танка. Водитель резко свернул машину в проулок, а раненные солдаты упали на дорогу. За спиной раздались взрывы, осколки попали в спину, командира и прадеда ранило, несмотря на это они вскочили и побежали. Завернули во двор разрушенного дома, окна которого зияли темнотой, так как стекла были выбиты. Во дворе дымилась подбитая вражеская военная машина. Командир нырнул под машину, дед прижался к разрушенной стене, тут же откуда-то с чердака раздалась автоматная очередь, она пробила стену вдоль (если бы дали очередь поперек стены, прадеда бы убило), прадед упал лицом вниз. Кровь от ран хлынула горлом, в сознании помутнело, казалось, что тело стало серым шариком, который все туже сжимался и летел, но не вниз, а вверх. Позвал командир, громко по имени, требовательно, приказал не умирать, его слова вернули к жизни. Командир бросил в разбитое окно, откуда стрелял автоматчик, гранату, произошел взрыв, а потом тишина. В секунды вскочили, выбежали на улицу, бежали, бежали, поворачивали, снова бежали, раны давали о себе знать, теряя силы, сознание оба добрались до окраин города, завидели наших, упали без сил, там санитарки дотащили до медицинской машины. Потом провал в темноту.

Очнулся в госпитале, первое, что прадед увидел – это звезды на темном небе. Позже оказалось, госпиталь недавно бомбили вражеские самолеты, крыши не было. На глазах навернулись слезы, в голове, по всему телу стучало сердце, а вместе с ним мысль: «Живой».

Раненного прадеда переправили в госпиталь в Киеве. Там обработали раны на спине, левую руку пришлось ампутировать, началась гангрена.

Из военных сводок узнал, что 17 ноября 1943 года во время большого наступления Красной Армии, Коростень был освобождён. Позже врач сообщил, что командир машины Иван Стрельцов погиб, осколки в спину задели позвоночник и оказались смертельными.

В 1944 году Анатолий Андреевич Осетров был демобилизован по инвалидности, вернулся в Магнитогорск, ему было 22 года, пережил гибель однополчан, из экипажа машины остался в живых только он один.

Мама, рассказывала, что на праздник 9 Мая каждый год, после праздничного парада, они собирались у бабушки с дедушкой всей дружной семьей за большим столом. Было угощенье, военные песни, воспоминания. Её дед (мой прадед) рассказывал о Великой Отечественной войне всегда с болью, никогда не смотрел фильмы о войне, слишком многое было пережито, слишком тяжелы были потери. Он неохотно фотографировался с орденами и медалями. Очень гордился орденом Красной звезды, имел Орден Отечественной войны I степени, медали.

Прадед прожил 76 лет (1922-1998), вся семья гордится им, он защищал Родину. Благодаря ему и другим советским солдатам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны, мы можем жить сегодня под чистым свободным небом России.

В наши дни ветеранов Великой Отечественной войны осталось в живых очень мало. Наша задача – сохранить память об этом значимом событии, о боях, поражениях, победах для того, чтобы помнить, гордиться и самое главное – не повторять ошибок прошлого.

Ордена и медали Осетрова Анатолия Андреевича.

Ордена:

К сожалению, не сохранился документ, подтверждающий наличие ордена Красной звезды у Осетрова Анатолия Андреевича, но сам орден хранится.

Юбилейные Медали:

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру