У войны чужое лицо.
От нее веет холодом, местью.
На уме у нее лишь одно -
Злоба, ненависть, алчность и смерти.
Войну можно сравнить с незаживающей раной. Ее эхо по сей день отдается в сердцах людей.
Дедушкин папа, а мой прадедушка Виктор Павлович Важенин - участник Великой Отечественной войны. Почти три года, как его нет с нами, но то, что он рассказывал, я помню. В нашей семье хранится папка с фотографиями и письмами дедушкиных однополчан, карта боевого пути 245-й стрелковой Режицко-Валгинской Краснознаменной дивизии, ответы на запросы из архивов Министерства обороны СССР. В школьном музее сохранились его воспоминания о войне, написанные собственноручно. С помощью дедушки и бабушки мне удалось многое узнать из фронтовой биографии семьи Важениных.
Думаю, если бы дедушка знал, что мы бережно храним память о нем, то был бы этому рад.
В августе 1941 года ушел на фронт отец моего прадедушки Павел Андреевич Важенин. На войну его и односельчан забрали прямо с поля, когда они убирали урожай. До сих пор это поле у нас в селе называют «солдатским». А 23 ноября 1943 года, окончив семилетнюю школу, едва достигнув семнадцати лет, и его сын Виктор был призван защищать Родину. В учебной части он получил специальность радиотелеграфиста и был отправлен на фронт.
Воевал в составе 245-й Режицко-Валгинской Краснознаменной стрелково-пехотной дивизии в 934-м артполку. Дивизия прошла от Москвы до Праги, участвовала в освобождении городов Люблин, Краков, Катовице, Нэйсе, Дрезден.
Из воспоминаний В.П. Важенина: «Борясь с немецкими захватчиками, мы, молодые солдаты, верили нашим командирам, генералам… Сражались храбро, мужественно, геройски. Мы всегда ощущали помощь и поддержку всего советского народа, что вселяло в нас силу и уверенность». Дедушка рассказывал, что умел играть на гармошке и баяне. Как только между боями было затишье, его просили что-нибудь сыграть. Дома у него тоже осталась гармонь. Ее дедушкина мама, Мария Михайловна, выменяла за два мешка ржи, полученных на трудодни, еще до войны. На ней он играл вечерами после работы для молодежи. Во время войны эту гармонь Мария Михайловна вновь обменяла на муку, так как нужно было кормить детей.
Из письма матери узнали о гибели отца. Только в 1965 году пионеры-следопыты разыскали жену Павла Андреевича и сообщили, что он похоронен на военном кладбище в Архангельске.
На фронте Виктор Павлович встретился со своим школьным учителем Алексеем Васильевичем Мезенцевым, это было 15 декабря 1944 года. Алексей Васильевич, к большому сожалению, погиб при форсировании реки Одер 9 марта 1945 года, похоронен у села Гиссендорф. После войны дедушка встречался с его семьей, дочерьми Зоей и Лидией.
Победа! Но служить пришлось еще пять лет – требовала обстановка. Он вел переписку с однополчанами, пять раз ездил на встречу с друзьями в Москву. Вот выдержка из письма командира дивизиона И.А. Кулакова от 31 марта 1975 г: «С такими, как Вы, я готов на любые испытания и уверен, что не подведете. Ваша преданность, Ваша способность – залог всех побед. Только такие русские люди, как Вы, смогли вынести все испытания. Голод, холод Вас не сломили. Я горжусь, что воевал с Вами вместе, и буду помнить Вас до конца своей жизни». Все письма Виктор Павлович аккуратно подшивал. В письме прадедушке 27.11.1976 г. командир дивизиона Иван Александрович Кулаков написал свои стихи (см. ниже). Его однополчанин Киселев зарисовывает схему боя, пытаясь вместе с прадедушкой разобраться в каком-то непонятном для них до сих пор эпизоде сражения.
Первой медалью «За Отвагу» дедушку наградили за бесперебойное обеспечение связью дивизиона с командованием. В мае 1945 года ему вручили медаль «За победу над Германией». Шесть правительственных наград: боевых, юбилейных, трудовых – это его биография и преданность Родине.
Младший брат дедушки, Сергей Павлович Важенин, в 1985 году ездил на могилу отца в Архангельск. В прадедушкиных документах есть письмо пионеров из города Архангельска, в котором они рассказывают о том, как у надгробной плиты Важенина П.А., принимали трех октябрят в пионеры.
Когда мой прадедушка в 1943 г. ушел на фронт, его младшему брату Сергею было семь лет. Но даже в этом возрасте он вместе со взрослыми работал в поле: «Меня за ноги привязывали к сиденью косилки, чтобы я не свалился. Палкой очищал траву, забившую лезвие косы. Затем мы ходили по полю и собирали колоски. Часто оставался в ночное, так как давали кашу…» Сергей Павлович - достойный сын своего отца, уважаемый человек в нашем селе. За труд имеет много наград. Среди них два ордена Славы.
Недаром говорят «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют». На примере семьи Важениных это хорошо видно.
Я горжусь тобой, дедушка! Оказывается, это благодаря тебе после войны вы, однополчане, поддерживали друг с другом связь и встречались. Для меня не все пока понятно в его записях, но думаю, что со временем во всем разберусь. Хочу сказать тебе спасибо за то, что ты такой и простой, и героический. Для нашей семьи ты пример для подражания.
На сайте «Подвиг народа» я нашла имя своего прадедушки Виктора Павловича Важенина. Там отмечены и его боевые награды.
Моя прабабушка Пелагея Петровна Важенина всю войну трудилась в тылу. Ее старший брат - Алексей Петрович Печенкин, выпускник семилетней Каратабанской школы, - одним из первых ушел на фронт. За боевые заслуги награжден орденами и медалями. После войны он работал секретарем сельского совета, возглавлял Каратабанский совет ветеранов. Благодаря инициативе Алексея Петровича у обелиска в центре села дополнительно установили шесть стел с именами участников войны – каратабанцев.
Моя прабабушка Анна Ефимовна Пищулина родом из Белоруссии. Когда началась война, ей было девять лет. Она до мельчайших подробностей рассказывала мне, как они прятались в лесу от карателей: дома сжигали. Ее отец Ефим Лукьянович Науменко был в партизанском отряде, затем в действующей армии. После войны еще долго в отряде саперов разминировал берега реки Припять и окрестности, где проходил враг. Моя прабабушка Аня помогала своей маме Кристине Михайловне печь хлеб для партизан. Их домик стоял на горке близ леса, и было удобно переправлять хлеб партизанам. Во время бомбежки Кристина Михайловна была ранена. Очень трудными были и послевоенные годы: дома сожжены, сохранить домашний скот удалось мало кому. Чтобы ходить в школу, шили себе обувь и сумки из парашютов. Прадедушке Ивану, когда началась война, было 13 лет. Он работал в г. Троицке на станке, изготавливал детали. Рост у подростка небольшой, поэтому приходилось подставлять ящик, чтобы достать до станка. Когда бабушка Аня мне все это рассказывала, то плакала. Даже десятилетия не могут залечить душевные раны.
Нашему поколению внуков и правнуков, чьи деды и прадеды прошли суровые испытания, нужно помнить о своих родных, их героическом прошлом. Это необходимо, чтобы не порвать связь времен. От нас зависит, чтобы история Великой Отечественной войны не ушла навсегда.
Для нашей семьи самый главный праздник – 9 Мая. Собираются пятеро дедушкиных детей, семь внуков и две правнучки, семья младшего брата Сергея Павловича. Когда-то, взявшись с дедушкой за руки, мы возлагали цветы к обелиску «Воинам-односельчанам». По традиции наша семья приходит в День Победы на митинг. Минутой молчания чтим память обо всех тех, кто защищал Родину.
Глядя по телевизору на то, что сегодня происходит на Украине, еще больше понимаешь, что значит война. Как можно стрелять ни в чем не повинных людей? Бомбить школы и больницы? Неужели они не понимают, что за все нужно отвечать! Оправдания таким деяниям нет! Мы все должны противостоять фашизму!
21 век не для войн!
Стихи Ивана Александровича Кулакова
Ты помнишь то время,
Как вместе шагали?
Тяжелое бремя
У нас за плечами.
Идти было трудно,
Ведь ноша давила.
Но страшно обидно:
Смерть всех косила.
Но знали мы крепко:
Смертям всем назло
Держаться всем нужно
И нам повезло.
Мы рощи любили
Из белых берез,
Когда их губили -
Обидно до слез.
И эта любовь
Жить помогала!
Отдать даже жизнь,
Ничто не пугало.
Мы честно отдали
Родине все!
Себе только взяли
Нежность ее.