«Победу труженики тыла ковали праведным трудом…»

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Великая Отечественная война стала страшным испытанием силы духа, мужества, ответственности за судьбу своей семьи и своей страны не только для взрослого населения, но и для детей. Мужчины сражались на фронте, а в тылу их ждали матери, жены, дети. Чтобы обеспечить фронт всем необходимым, рядом со взрослыми вставали к станкам на заводах и за плуг в колхозах и совхозах подростки и дети. 

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы
Неволина Валентина Васильевна

Моей бабушке, Валентине Васильевне Неволиной, было десять лет, когда началась война. Семья состояла, помимо родителей, из пятерых детей и бабушки. Она была старшей, младшему братику шел только второй годик. Жили они в Южно-Степном совхозе Карталинского района Челябинской области, на пятом отделении.

Бабушка рассказывала, что их отца, моего прадеда, в первый же набор вызвали в военкомат: «Помню, был жаркий день. Бабушка (мать отца) усадила нас всех на полянке вокруг себя и все плакала и причитала, что мы останемся сиротами. Но, к нежданной радости всех, отец приехал обратно и сказал, что его оставили до следующего призыва, так как было много добровольцев. Еще трижды наша семья переживала подобное потрясение. Но в конце концов отца оставили в совхозе под бронью, поскольку он был механизатором широкого профиля».

На пятом отделении семья бабушки жила до зимы, а затем прадеда перевели на первое отделение, где находилась машино-тракторная мастерская. Здесь он и должен был провести всю зиму, ремонтируя сельхозтехнику. Вскоре прадеду выделили квартиру, и семья переехала к нему. «Видимо, во время переезда наш младший братик Витя простудился и заболел. Я не помню, как долго ему пришлось мучаться, но когда он умер, всех нас охватил страшный ужас: в этой первой смерти близкого нам человека повинна была война!» - вспоминает бабушка, и слезы блестят в ее глазах.

Меня поразил рассказ бабушки о том, как они учились во время войны.

Зима была холодная, помещение отапливалось плохо. На уроках зачастую сидели в верхней одежде. Даже в таком положении они старались хоть как-то поднять настроение себе и своим родителям. Сочиняли сатирические частушки про Гитлера и про фашистов, а потом выступали с ними на маленьких праздниках.

За зимою, как водится, наступила весна. А с нею и окончание учебного года. Каникулы летом 1942 года, впрочем как и во все последующие военные годы, составили десять дней. С 20 мая до начала июня только и было относительно беззаботное время.

С июня же всех детей старше десяти лет посылали на полевые работы - прополку овощей и хлебов, полив. Никаких специальных приспособлений не было, все работы производились вручную, без рукавиц. Да о каких рукавицах могла идти речь, если все лето дети ходили босиком, так как не было обуви. «В колючем осоте нас иногда и видно-то не было, а мы его вырывали с корнем, чтобы больше не рос и не мешал культурным растениям. Бывало, так ноги наколешь за день, что они до следующего утра горят, и руки изрежешь об осоку, но терпишь - понимаешь, что от твоего труда зависит приближение дня Победы. Каждому ребенку отводился свой участок работы. Сделаешь норму – свободен! Можно и на речку сбегать, и в лес заглянуть - если повезет, то отыщешь горсточку сладкой земляники! Так проходило лето», - рассказывает мне бабушка.

Осенью начиналась уборка урожая. Дети опять были востребованы. Работали на току. Ток – это место, расчищенное от травы, утрамбованное и частично закрытое. Сюда свозили обмолоченное зерно для досушивания и провеивания. Конечно, надо было его перелопачивать. Вот этим дети и занимались. Также в их обязанности входил и сбор колосков, которые остались на поле после уборки хлеба комбайнами. С улыбкой бабушка вспоминает: «Но больше всего любили мы, когда нас посылали на уборку гороха. Вот где было раздолье! Мы могли досыта наесться, ведь жили-то впроголодь. Даже в совхозе хлеб выдавали по норме. В магазин за ним мы ходили втроем или даже все четверо, чтобы кто-то не съел потихоньку довесок, если такой будет».

Конечно, у каждой семьи в деревне были свой огород, где выращивали овощи, и кое-какая живность. Но семьи-то были зачастую большие, и того, что производилось в домашнем хозяйстве, едва хватало, чтобы не протянуть ноги. Да к тому же на каждый двор было наложено обязательство: за год сдать в совхоз 400 литров молока или 9 килограммов топленого масла, а также определенное количество мяса. Эти продукты шли на фронт. Тогда все жили под девизом: «Все для фронта, все для Победы!». Мама моей бабушки предпочитала сдавать в совхоз масло. Так хоть сыворотка оставалась в доме. На ней она варила детям кашу-затируху. Мяса они вообще не видели. Бабушка помнит, что постоянно хотелось есть. Летом и осенью помогал справиться с голодом подножный корм (разнообразная трава, корни растений, камыш – все шло в пищу), а вот зимой приходилось очень тяжело. Голодали не только дети и взрослые, голодали и животные. Не хватало заготовленных за лето кормов - скотина дохла. Трупы животных свозили на скотомогильники, и там ими лакомились волки: «Как много было волков во время войны! В поисках пищи они приходили в деревню, иногда заглядывали прямо в дома. Очень страшное было время!»

Бабушка рассказала, как они, дети, помогали вести домашнее хозяйство, пока взрослые были заняты на совхозной работе: поливали огород, пропалывали посадки, заготавливали топливо на зиму. Последнее требовало немало усилий. Еще зимой навоз от коровы собирали в кучу, летом его раскладывали большим кругом. Если навоза было мало, то привозили от совхозных коровников. Затем эту массу поливали водой и водили по кругу либо лошадь, либо быка, чтобы всё как следует перемешалось. После этого специальные станки на один или два кирпичика ставили на доску, накладывали внутрь навозную массу, утаптывали ногами, а потом несли на поляну и выкладывали в ряд. Детям давали маленькие станочки или какие-то старые миски. Несколько дней таким образом трудились они на заготовке кизяка. Потом он сушился под солнцем. Не раз навозные кирпичики нужно было перевернуть, чтобы они хорошо просохли. После этого их составляли попарно сначала домиком, затем пирамидкой - опять же для хорошего продувания и просушки. Карталинский район – это юг Челябинской области, и лето там почти всегда было теплое, жаркое. Заготовка кизяка поэтому шла успешно. На зиму заготовленное топливо стаскивали под крышу и плотно укладывали. Кизяк зимой был настоящим спасением от холода, так как дрова были на вес золота: совхоз находился в лесостепной полосе. Даже спичек не было, огонь высекали из кремния или разжигали пламя от оставленных на ночь в русской печи углей.

Как бы много ни было работы в совхозе и дома, родители помнили, что детям нужно осенью идти в школу. А к ней необходимо подготовиться заранее - приобрести до 1 октября учебники. Поскольку в школе ими не обеспечивали, каждый как мог, так и покупал их. В основном приобретали на рынке в городе Карталы. О тетрадях речи вообще никто не вел. Писали на старых книгах, у кого они были, или на газетах. Чернила делали из сажи или из свеклы. Свекольные чернила быстро прокисали, тянулись, и невозможно было писать. «Больше всего любили мы в школе писать и решать на грифельных досках. Напишешь на ней упражнение, учительница проверит, сотрешь и новое упражнение или пример решаешь», - улыбнулась бабушка. Так шли месяцы, четверть за четвертью, год за годом.

Шел 1944 год. В пятый класс бабушка пошла в школу, которая находилась в соседней деревне, Елизавете Польке. Пока было тепло и сухо, в школу ходили пешком. С наступлением холодов родители устраивали детей на квартиры к знакомым или родственникам, кто как мог. Всю неделю они жили в Е. Польке, занимались в школе, а на выходной тянуло домой. Бабушка вспоминает, как однажды в дороге она с подружкой чуть не замерзла: «Была метель, снег глубокий, устали идти. Подружка и предложила немного передохнуть. Свернули мы в сторону от дороги, сели в сугроб, хорошо так стало. Я почувствовала, что меня куда-то уносит. Повернулась к подружке, а она уже спит. Кое-как ее разбудила, и мы пошли дальше. Дорогу всю замело, насилу отыскали дом. После этого случая председатель совхоза стал за нами лошадь присылать».

Моя бабушка хорошо помнит день окончания войны: «Пришла учительница на урок и сказала, чтобы все вышли во двор школы. На школьном дворе директор, Иван Яковлевич Зыков, объявил, что наконец-то закончилась война. Нас всех отпустили домой. До дому все пять километров мы бежали, чтобы сообщить эту радостную весть».

Но с окончанием войны проблем и забот не убавилось. Надо было много работать, чтобы поправить упавшее хозяйство, благоустроить жизнь.

Поразительно, но люди, прошедшие испытания и голодом, и холодом, и страхом, как будто закалились, стали необыкновенно выносливыми. Общий трудовой стаж моей бабушки составляет более пятидесяти лет! За свой труд она была не раз отмечена наградами. Я люблю и уважаю свою бабушку, горжусь, что моя семья причастна к Великой Победе!

 

 

Автор: София Бурая, ученица 5 «А» класса, МАОУ СОШ № 35, г. Златоуст.

Руководитель: Оксана Анатольевна Бурая (мама). 

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру