Застава прадедушки была одной из первых приняла вражеский удар на себя. В течение 22 июня 1941 года более половины служащих части погибли. Не хватало оружия, боеприпасов, но оставшиеся в живых бойцы продолжали сражаться. С наступлением ночи, получив приказ, солдаты начали отступать. Во время отступления пограничники попали в плен. Когда их разместили на ночлег, в разрушенной школе, прадедушка, воспользовавшись моментом с небольшой группой солдат совершил побег. Целый месяц ночами, группа пробиралась к своим. Затем начались боевые будни. Весной 1943 года, выполняя задание по взятию «языка», отряд прадеда подорвался на минном поле. Иван Иванович серьезно повредил обе ноги. На одной оторвало два пальца. Целый год после этого он лежал в госпитале, после чего его комиссовали. Прадедушка вернулся домой в деревню Комиссаровка Пономаревского района Оренбургской области.
На первом отделении колхоза «Нива» не хватало мужских, крепких рук. Моя прабабушка Мария Ивановна, в девичестве Маркова, закончив курсы трактористов , вместе со своей сестрой Прасковьей Ивановной работала на тракторе. Сказать, что было тяжело – не сказать ничего. Работа для фронта, для победы была естественна и воспринималась как сама собой разумеющаяся. Когда не велись полевые работы, прабабушка, как и все женщины деревни, шила кисеты, вязала носки и варежки для тех, кто сражался на линии фронта. Было голодно, холодно, постоянно хотелось спать и есть, но каждый думал прежде всего о том, что там, на фронте, еще труднее.
Прабабушкина сестра Прасковья Ивановна – баба Паша, как звали её все родные, стала крестной мамой моего дедушки. К сожалению, 14 января 2015 года в возрасте 99 лет она умерла. Я так и не успела её увидеть. Именно из её рассказов моя мама узнала многое из той, трудной полосы жизни страны. Однажды баба Паша с бабушкой Маришей пахали. Баба Паша была прицепщиком, она регулировала глубину пахоты. Зацепившись рукой за механизм, она поранилась. Обработать рану было нечем, до ближайшего медпункта очень далеко, да и план нужно было выполнить во что бы то ни стало. Замазав рану землей(!) и замотав тряпкой, сестры продолжили работу. Что удивительно, рана на руке зажила, без каких-либо последствий. Еще один случай. Как-то после уборки урожая нужно было увезти подводы с зерном на элеватор. Станция Абдулино, находилась за много километров от Комиссаровки. Лошадей не хватало, поэтому запрягли быков, и нагруженные телеги, в сопровождении прабабушки, которую назначили старшей, и еще нескольких человек, в основном это были дети, самому младшему из которых было всего 10 лет, отправились в путь. Не только людям было тяжело, животные тоже были обессилены. Несколько дней добирались до элеватора, постоянно шел дождь, на дорогах - распутица. На обратном пути один бык пал. Телегу зацепили к другому животному, но он не смог тащить сразу две подводы, того и гляди потеряли бы еще одного быка, тогда в телегу впряглись люди и таким образом добрались обратно.
А в Пермской области жили прабабушка Васса Максимовна и прадедушка Спиридон Кириллович – родители бабушки. Они работали на сборе живицы (смолистой жидкости на разрезе хвойных деревьев, применявшейся для изготовления скипидара), заготавливали лес, садили саженцы на вырубленных участках. По состоянию здоровья Спиридона Кирилловича на фронт не взяли, зрение подвело, он 1905 года рождения, и к началу войны имел опыт организаторской работы, знал бухгалтерское дело. Его знания пригодились Родине в тылу , он работал не только лесорубом, но и учетчиком, бухгалтером.
Зимой, когда сбора живицы не было, делали бочки под живицу, плели лапти. Сами они тоже в лаптях ходили, летом в сухую погоду в лесу в них ходить хорошо. Васса Максимовна рассказывала, что сбором живицы занимались женщины. Прабабушка ходила с ведрами и сливала из воронок живицу. Из ведер сливала в деревянные бочки, которые стояли на делянке. Заполненные бочки приемщик закрывал пробками серой. На работу выходил рано утром по холодку, часа в 4-5, так как в жару живица течет хуже, желобки засоряются, их надо прочистить, да и комаров утром меньше. В этих лесах водилось много зверей: медведи, волки, лисы, зайцы . Грибы и ягоды росли рядом с деревней. Малину, смородину, чернику, бруснику и клюкву собирали, сушили. Все это отправлялось на фронт.... К соседству медведей люди привыкли, просто старались не попадаться на глаза, когда слышали хруст валежника…Однажды рано утром прабабушка столкнулась с волком. Он внимательно смотрел на нее, в руках у нее ничего не было, что могло бы отпугнуть животное. Волк прошел метрах в семидесяти. Даже через много лет прабабушка хорошо помнила глаза волка.
Ни прабабушки, ни прадедушки никогда не жаловались на трудности. Мой прадед Иван Иванович и многие другие участники военных действий, почти не говорили о военных буднях, я выяснила нужную информацию, задавая вопросы не только своему дедушке, но и его друзьям и знакомым, то есть детям тех, кто принимал непосредственное участие в боях. Не хотели рассказывать настоящие герои о своих подвигах, не потому, что не любили хвалиться, а потому, что это было действительно страшно. Сквозное ранение обрабатывали в неприспособленных условиях, без необходимых лекарств, проводили ампутации, спасали жизни. Также нелегко было и в тылу.
С радостью и много говорили не о том, как было трудно, а о том, как было весело, с каким удовольствием пели песни, работали от зари до зари, во имя победы. И это не было пустым ничего не значащим словом. Люди жили с надеждой на светлое будущее, с верой в то, что следующие поколения будут жить в мире. Я горжусь своими родственниками, благодаря и их усилиям наша страна одержала победу.
Автор: Ольга Стовбун, 3 класс, МКОУ Октябрьская начальная общеобразовательная школа
Руководитель: учитель начальных классов МКОУ Октябрьская начальная общеобразовательная школа Ирина Алексеевна Брейнерт