Песня вселяла надежду на Победу

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой,

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят.

Этот взгляд - словно высший суд

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя

Ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть.

Е.Агранович

Работа в рамках проекта "МК-Урал" к 70-летию Победы

9 Мая - особенный день! Радостно светит яркое весеннее солнышко, высится безоблачное синее небо над головой. Воздух, кажется, наполнен чистотой, светом, молодостью, свежестью. Как приятно вдыхать этот пьянящий аромат весны. Легкий ветерок чуть колышет листочки деревьев. Звонко щебечут птицы. Вся природа торжествует и ликует вместе с нами.

Утром 9 Мая мы, нарядные, с улыбками на лицах, приходим к памятникам и обелискам, чтобы поклониться нашим славным солдатам, воинам-освободителям земли нашей, сказать им спасибо, вспомнить их имена, а ныне живущим отдать дань уважения. В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла бы стороной эта страшная война. Участником тех великих сражений был мой прадед - Иван Иванович Филатов.

Моего прадедушку я не видела, он умер в 1986 году, но в нашей семье бережно хранятся его фотографии и воспоминания.

Иван Иванович Филатов родился в 1908 году в Ивановской области, в Глуховском районе, в селе Новые Зыкрисны. Сейчас, к сожалению, этого села даже не существует на карте.

Родители его были дворовыми людьми господ Мироновых. Отец, Иван Иванович, крепкий и ладный юноша, работал конюхом, плотником, столяром, был на все руки мастер. Мама, Ольга Ефимовна, красивая и статная девушка, служила экономкой у барыни. Получив вольную и небольшую сумму денег в благодарность за честную службу, семья Филатовых переехала в Ульяновскую область, в небольшой городок Инза. Там построили большой дом, растили троих детей. Жили не богато, но и не бедно, так как работать любили и умели.

Мой прадедушка был четвертым ребенком в семье и единственным мальчиком (старший братик умер во младенчестве). Он рос озорным, смышленым, шустрым парнишкой. С малых лет тянулся к музыке. Однажды он утащил из дому полкаравая хлеба (а это были голодные времена) и на перроне вокзала сменял его у проезжающих на мандолину. Семья на весь день осталась без хлеба. Мандолину приходилось прятать на чердаке и играть украдкой. Так самоучкой он овладел этим инструментом, потом играл и на гармошке, и на баяне. Так прошло детство.

Окончив семь классов школы на бараках в железнодорожном пристанционном поселке, прадедушка отучился в ремесленном училище (ФЗУ) и пошел работать. Рабочая биография его очень интересна: он работал и мастером-преподавателем, и директором по производству в училище, и рабочим на лесозаводе, и руководителем артели, и, вступив в члены ВКП(б), инструктором в райкоме.

Женился в 1929 году на Прасковье Ильиничне Ворониной, сыграв в столовой древзавода большую комсомольскую свадьбу. Молодая семья сначала обосновалась в пригороде Инзы – деревне Коржевке, потом жили в Горьком, позже переехали в Инзу.

Уже с этих лет прадедушка был военнообязанным, его служба в рядах Красной армии проходила поэтапно: с 1929 по 1930, с 1932 по 1935, с 1939 по 1941 и с 1941 по 1946 гг.

В 1939 году И.И.Филатов попал в Военную школу летчиков в город Энгельс Саратовской области, но вскоре после окончания школы его комиссовали из летного состава по состоянию здоровья. С этого года очень кратковременными были его встречи с женой и детьми.

Началась война. На второй день войны прадедушка был призван Инзенским РВК. Провожали всей семьей: его мама, жена Пана, дочки Галя, Надя, сын Гена. Долго шли через весь город к вокзалу, прощались, плакали. Поезд, состоявший и вагонов-теплушек, уже тронулся, а взрослые никак не могли отцепить детские ручонки от отцовой гимнастерки.

27 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление «Об отборе коммунистов для усиления партийно-политического влияния в полках». Согласно этому постановлению, обкомы партии обязаны были отобрать и послать в действующую армию в качестве политбойцов более 18 тысяч коммунистов и лучших комсомольцев. Через три дня Политбюро обязало обкомы 26 областей отобрать в трехдневный срок еще 23 тысячи коммунистов и комсомольцев и передать их в распоряжение Наркомата обороны. За первые шесть месяцев войны в действующую армию было направлено 100 тысяч политбойцов. Основная их задача состояла в «мобилизации личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков».

Всю войну мой прадедушка прошел политработником, капитаном. Воевал на Калининском фронте.

Он был агитатором 69-го стрелкового полка 97-й Витебской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии 39-й Армии, командовал которой генерал-лейтенант Н.Э. Берзарин.

Кровавыми вехами отмечен его боевой путь.

1941 год - участие в Московской стратегической наступательной операции, в августе – ранение в ногу, госпиталь.

Зимой - весной 1942 года участвовал в освобождении значительной части Калининской (ныне Тверской) области, а летом того же года - в ликвидации плацдарма противника на берегу Волги в районе Ржева.

1943 год - Курская дуга, взятие города Болхова.

«Этот город на Орловщине, - вспоминал прадедушка, - был превращен фашистами в сильно укрепленный район, так как являлся ключом к Орлу. На окраину Болхова войска вышли 22 июля и в течение пяти дней очищали город от противника. Уличные бои шли особенно кровопролитные. Освобождая улицу за улицей, дом за домом, многие солдаты и офицеры в этих боях пали смертью храбрых. Почти весь политаппарат батальонов выбыл из строя: погибли замполит 1-го батальона капитан Кузнецов и парторг старший лейтенант Титов. Во второй день боев были ранены комполка подполковник А.И. Булыгин и его адъютант Насонов».

В том же году - Смоленская стратегическая наступательная операция. За участие в этих боях капитан И.И. Филатов награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Вот как в наградных листах описываются его подвиги:

В 1943 году полк, в котором служил прадедушка, освобождал город Духовщину и десятки сел и деревень Смоленщины. 21 сентября шел ожесточенный бой за небольшую укрепленную немцами высоту у деревни Солошино (недалеко от села Сыр-Липки тогда Касплянского района Смоленской области). В этот день он стал свидетелем бессмертного подвига. Вот как он и его боевые товарищи описывают происходящее в письме арзамасцам-землякам: «Дорогие товарищи! Сообщаем вам о героическом подвиге вашего земляка Куликова Алексея Александровича. Куликов повторил подвиг Александра Матросова. Безымянная высота. На ней полукругом раскинулась деревня Солошино. Здесь укрепились немцы, выставили пулеметы, получив приказ держаться до последней возможности. Этим же утром к деревне подошли передовые отряды нашей пехоты, где и воевал Алеша. Бой, начавшийся с огневой дуэли, перерос в крупное сражение. Группа красноармейцев во главе с ефрейтором Куликовым двинулась вперед, залегла в траве. Проходу не давал пулемет противника. Он заливался непрерывно, не подпуская к высоте. Продвижение затормозилось. Это видел и чувствовал Куликов А. Нетерпение овладело им, и он решился на отважное дело. В момент, когда пулемет затих, Алексей подал команду: «За Родину! Вперед!» – и бросился к высоте. Вновь резанула пулеметная очередь. Алеша пригнулся и пошел на пулемет. Он не добежал до него несколько шагов и упал на траву, обливаясь кровью. Затем, собрав силы, он подполз ближе, поднялся, штыком заколол пулеметчика, а сам всем своим телом навалился на пулемет. На мгновение поле боя затихло, словно оно было потрясено подвигом этого мужественного человека. Потом от леса ударила наша артиллерия. Вся пехота, как один, бросилась вперед, смяла цепи врагов, овладела высотой и деревней…»

На том месте, где произошла схватка, возвышается холмик с надписью: «Здесь покоится Русский богатырь, крестьянин с. Выездного Арзамасского района Горьковской области, ефрейтор Алексей Александрович Куликов.

Своим героическим поступком, своей кровью и сердцем он спас роту, проложил ей дорогу вперед! Вечная память герою, павшему за Родину. Киселев А. Д. – начальник штаба. Капитаны: Филатов И.И., Хлебников Д.Я., Косолапов К.С.». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий, за проявленное при этом мужество и героизм, ефрейтору Алексею Александровичу Куликову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В нашей семье хранится фотография, на которой прадедушка участвует в открытии памятника герою А.А.Куликову в Арзамасе, а Дмитрий Яковлевич Хлебников, командир по политчасти, написал об этом книгу воспоминаний.

О Духовщинско-Демидовской наступательной операции писали:

«Тогда войска Калининского фронта под командованием генерала армии А.И. Еременко вклинились в оборону противника на 6 - 7 км, но развить успеха не смогли: противник имел здесь хорошо оборудованную многополосную оборону, преодоление которой осложнялось лесисто-болотистым характером местности. 7 сентября с разрешения Ставки ВГК наступательные действия фронта были прекращены. По замыслу советского командования фронт должен был нанести удар левым крылом в направлении Духовщины, затем, после разгрома вражеской группировки, во взаимодействии с правофланговыми армиями Западного фронта, развить наступление на Рудню, Витебск. В течение четырех дневных боев оборона противника была прорвана на всю глубину. Так успешно завершилась Смоленская операция», - за этими скупыми официальными строчками донесений тысячи отданных жизней, боль, страх и одновременно гордость, радость за наши успехи.

С 7 октября 1943 г. - Белоруссия.

Прадедушка вспоминал: «В течение восьми месяцев шли бои с противником в районе города Витебска. Но сначала, преодолев ожесточенное сопротивление немцев, взяли город Лиозно. Противник на Витебщине, особенно между Витебском и Оршей, имел множество оборонительных рубежей. Преодоление их в сочетании с водными преградами и обилием болот требовало немалых усилий и многих человеческих жизней. За восемь месяцев наши войска совсем незначительно продвинулись вперед». Вот тут-то и помогало прадеду умение играть на гармони. Песня помогала, поддерживала, вселяла надежду на Победу.

В середине января 1944-го 97-я стрелковая дивизия овладела железнодорожной станцией Кринки, после чего заняла длительную оборону. Опять потянулись тревожные дни бездействия, а прадедушке приходилось различными методами поддерживать боевой дух солдат. Помогали беседы, рассказы о подвигах, чтение боевых листков, газет, сообщение вестей с фронта, написание писем домой и, конечно же, личный пример оптимизма. Только 23 июня началось общее наступление войск 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов. Витебская группировка противника была окружена, а затем и ликвидирована. Войска вышли к реке Березине и форсировали ее.

В боях за освобождение Витебщины 97-й стрелковой дивизии присвоили наименование «Витебская» и наградили ее орденом Красного Знамени.

В июле 1944 года войска 1-го Прибалтийского фронта (20 октября 1943 года на основании приказа Ставки ВГК от 16 октября 1943 года Калининский фронт был переименован в 1-й Прибалтийский) сражаются с фашистами уже на территории Литвы.

В течение недели освободили столицу — город Вильнюс. Ожесточенные огневые схватки длились сутками. Трудные уличные бои, старые крепости, колючая проволока, минные поля, доты и дзоты. Вражеская оборона была взломана при помощи артиллерийско-минометного огня, многих немецких солдат и офицеров взяли в плен. В освобожденном Вильнюсе 69-й полк в течение 15 дней нес гарнизонную службу, получал пополнение, готовясь к последующим боям. Вот об этих событиях прадедушка рассказывал всегда неохотно: там русских солдат не любили. Не раз судьба испытывала его на прочность: несколько раз был ранен, контужен, но выжил, чтобы рассказать всё, что видел и пережил.

Вскоре в срочном порядке полк из Вильнюса был переброшен под город Каунас и продолжил преследование противника, наступая на север.

Далее осенью и зимой 1944 - 1945 гг. - бои в Прибалтике и Восточной Пруссии. Враг прилагал отчаянные усилия, чтобы сдержать дальнейшее продвижение войск фронта, которое грозило тяжелыми последствиями. В сражение были брошены не только все резервы, «но и многочисленные саперные, строительные части и различные сводные отряды». 15 сентября 1944 года генерал-полковник Шернер, оценивая положение в Прибалтике как очень серьезное, докладывал начальнику Генерального штаба сухопутных сил Германии: «Группа армий «Север» вчера вступила в решающее оборонительное сражение, которое вынуждает меня сделать определенные выводы… На ряде участков противник значительно вклинился в расположение наших войск (особенно у Бауски), что таит в себе опасность прорыва на Ригу. Я больше не могу говорить об организованной обороне или сплошной линии фронта… Я настоятельно прошу высшее командование сегодня отдать приказ о проведении операции «Астер» (операция по отходу войск группы армий «Север» в Восточную Пруссию). Я прошу Вас, сделайте это срочно!.. Сейчас настала последняя возможность уйти. Кроме того, если русские выступят еще у Тарту, то мы можем оказаться отрезанными». Враг отступил.

В начале февраля 1945 г. - освобождение Кёнигсберга (Калининграда) и других городов… Так, в Прибалтике Иван Иванович Филатов встретил Победу, в сентябре 1945 года на 10 дней пришел домой на побывку, а до демобилизации было еще далеко.

При легкодоступных в местах недавних боев запасах оружия, лесистые болотистые местности с редкими уединенными хуторами на границах Эстонии, Литвы, Латвии и Белоруссии стали питательной почвой для многочисленных вооруженных формирований. В их составе были и бывшие эсесовцы, и зажиточные крестьяне, пострадавшие от коллективизации, и даже представители интеллигенции, посчитавшие приход Красной армии оккупацией. Они сотрудничали с оккупационными властями, охраняли многочисленные концлагеря на территории республик и за их пределами, участвовали в карательных операциях против населения, воевали против советских войск на фронте, убивали советских работников, милиционеров и мирных граждан. Так для прадедушки продолжилась война в Эстонии (город Тарту) с бандитизмом. Война после Победы. Война без правил.

Только в июне 1946 года в день рождения своей последней дочки Тамары, моей бабушки, он вернулся с войны навсегда, израненный, поседевший, но живой. Обнимая своих родных, прадедушка прослезился, увидев свою гармошку, бережно накрытую кружевной салфеткой, которую не продали, не выменяли на продукты, а сохранили как память об отце и муже.

 

Я дома, я вернулся, я - живой,

Я в дверь вхожу, как на голову снег.

А видят: у калитки чуть живой

Седой полузнакомый человек.

 

Самыми правдивыми свидетелями всего боевого пути солдата являются награды, передаваемые из поколения в поколение, как дань уважения и памяти. Бабушка рассказывала, что у них в комоде хранился полотняный мешочек с осколками, извлеченными из тела прадеда, некоторые так и остались в ноге до конца жизни, причиняя резкую боль при ходьбе. Рядом с мешочком – медали, а дальше – стопка военных газет и фотографии однополчан, с передовой, фронтовые письма. Эти маленькие крупицы - свидетели того ежедневного подвига, который совершал каждый защитник нашей Родины, называя его своей работой.

Всё дальше уходит в историю Великая Отечественная война. О ней много рассказано, и поколение, к которому принадлежу я, знает о войне уже не со слов участников и очевидцев, а по рассказам их детей, фильмам, книгам. Но все-таки знать о ней надо! Ради них! Ради нас! Ради жизни на земле!

 

Я должен всё переупрямить,

Всё вспомнить, бывшее окрест.

Тот, кто зачеркивает память,

На будущее ставит крест.

 

А.Абрамов

 

 

Автор: Полина Аганина, ученица 7 «В» класса МКОУ «Уйская средняя общеобразовательная школа имени Александра Ивановича Тихонова», Уйский р-н, с. Уйское.

Сюжет:

70 лет Победы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру