Нам известно, что он участвовал в прорыве блокады Ленинграда.
Непосредственный прорыв блокады начался в 9 часов 30 минут 12 января 1943 года артиллерийской, а в полосе Волховского фронта и авиационной подготовкой. В 11 часов 45 минут, когда огонь артиллерии Ленинградского фронта достиг наивысшего напряжения, на лед Невы спустились штурмовые группы и группы разграждения и стремительно бросились к противоположному берегу. В 11 часов 50 минут после последнего залпа гвардейских минометов на лед вышли стрелковые цепи дивизий первого эшелона. Под прикрытием огня орудий прямой наводки и ударов самолетов 13-й воздушной армии они шли через Неву. Штурмовые группы и группы разграждения стремительным броском за 4 минуты преодолели открытое ледяное пространство Невы и с помощью металлических «кошек», багров, лестниц и веревок поднялись на ледяной скат противоположного берега и ворвались в траншеи врага. Завязался ожесточенный рукопашный бой. Главные силы 136-й стрелковой дивизии шли на штурм под звуки «Интернационала», исполнявшегося духовым оркестром. Наступательный порыв был так велик, что даже раненные бойцы не покидали боевых порядков и продолжали идти вперед. Командир 268-й стрелковой дивизии (тогда полковник, впоследствии генерал армии) С. Н. Щеглов писал об этом так: «...падали убитые, а раненые, те, кто не мог стоять на ногах, ползком, напрягая последние силы, старались помочь товарищам. Казалось, вся боль Ленинграда, вся его ненависть к врагу клокочет в сердцах этих героев и нет такой силы, которая могла бы их остановить».
С утра 13 января наступление продолжилось. Особенно успешно в этот день действовали части 136-й стрелковой дивизии при поддержке танков 61-й отдельной танковой бригады. Остальные соединения обоих фронтов значительных успехов не имели, а 268-я стрелковая дивизия под воздействием контратакующих пехоты и танков противника вынуждена была даже отойти.
В упорных боях 14 января, введя в сражение дополнительные силы, ударные группировки фронтов медленно продвигались навстречу друг другу.
В этих боях за Ленинград мой прадедушка старший сержант Коновалов Захар Леонтьевич погиб 13.01.1943 года. Место захоронения не установлено. Мой папа вел переписку с поисковыми отрядами, чтобы установить место гибели прадеда. Вот что ему написали.
"Здравствуйте Александр!
По нашим данным речь идет видимо о нашей 268 СД 947 СП. С 22.1 по 24.4.43 г. в полосе берега р.Нева работал уборочный (похоронный) батальон 67-й армии, который похоронил более 16 тыс.трупов (подавляющая часть имен неизвестна). Часть трупов ушла под лед и на льдинах в Финский залив и на дно Невы. Если говорить о могилах, где были похоронены как неопознанные из состава 947 СП, то это несколько могил из 22.
Другой мой прадедушка, Солдатенков Дмитрий Петрович, 1910 года рождения, Саткинский р-н, д. Ваняшкино., призвался на фронт в 1943 году златоустовским ГВК Челябинской области. Был дважды ранен. Умер от ран 10.03.1945. Похоронен в Латвийской ССР (ныне Латвия), Тукумский р-н, х. Залуми.
Наша семья нашла место захоронения прадедушки.
Вот старая мраморная плита на месте захоронения в хуторе Залуми.
Когда сделали новый памятник, в написание фамилии Солдатенков вкрались ошибки, вместо буквы Д. в имени написали А.
Такова судьба моих прадедушек. Остались лежать в местах боя солдаты, не вернувшиеся с войны. Вечная им слава! Вы навечно в нашей памяти и в наших сердцах!
Автор: Оля Солдатенкова, 9 "Б" класс МАОУ "СОШ №8" г. Златоуста
Руководитель: учитель МАОУ "СОШ №8" г. Златоуста Татьяна Николаевна Акулинкина