В этом году исполняется 70 лет со дня окончания самой кровавой войны в истории нашей страны. Сейчас много говорят об истории России, той эпохе, патриотизме, героическом прошлом нашего государства, об уважении к старшему поколению. Изучение истории своей семьи, своих корней очень важно для современного молодого человека. Ведь история каждой семьи является частью истории страны. Поэтому, интересуясь жизнью своих предков, живших в эпоху Великой Отечественной войны, мы становимся внутренне богаче, мудрее, это укрепляет наши души, помогает противостоять духовному тлену, нравственному распаду. Среди высших нравственных ценностей русского народа всегда было уважительное и бережное отношение к своей семье, к старшим. Поэтому я решила узнать, какой вклад внесли члены моей семьи в дело Победы в Великой Отечественной войне.
Мои родственники героически сражались на фронте и трудились в тылу во время Великой Отечественной войны. Я узнала об этом от своих прабабушки и прадедушки Ольги Аркадьевны и Алексея Дмитриевича Голубко.
Мой прапрадед Дмитрий Васильевич Голубко был 1904 года рождения. В 1939 году он принимал участие в войне с японцами на Халхинголе. Вернулся в поселок Кирса Верхнеуральского района Челябинской области в 1940 году, выращивал хлеб. С началом Великой Отечественной войны ему дали броню для того, чтобы он смог убрать урожай. Дмитрия Васильевича забрали на фронт осенью 1941 года. Воевал он под Ленинградом, осенью 1942 года был тяжело ранен: ему оторвало обе ноги. Санитары увезли его в госпиталь в город Кириши. Там от полученных ран он и скончался. Схоронили Дмитрия Васильевича в братской могиле в этом городе, а память увековечили на мемориальной доске. Дома остались жена и четверо детей, последний сын родился уже без отца – 20 января 1942 года. Но в нашей семье всегда будут помнить о нем - защитнике Отечества, погибшем на фронте в годы Великой Отечественной войны.
Другой мой прапрадед - Константин Ефремович Сарвенков, 1908 года рождения. Его призвали на фронт в 1941 году. Прошел всю войну, закончил служить в Польше. В годы войны был танкистом. Однажды танк был подбит, и моего прапрадеда вытащили из танка еле живого, самого спасли, а документы все сгорели. Его посчитали пропавшим без вести. Документы родственникам пришли в 1945 году. Но потом он нашелся и сообщил родным, что жив и здоров. В родной поселок Кирса Константин Ефремович вернулся в 1946 году и всю жизнь работал в совхозе кузнецом. Он мало рассказывал о том, что ему пришлось пережить в годы Великой Отечественной войны. Воспоминания были тяжелые.
Еще одна моя прабабушка - Клавдия Григорьевна Гордиевская - во время Великой Отечественной войны осталась с двумя детьми без жилья на съемной квартире. Было очень тяжело. Но она была сильная женщина, нужно было как-то выживать. Моя прапрабабушка отдала дойную корову и купила маленькую избушку. Конечно, дети остались без молока, но зато у семьи появилось свое жилье. Клавдия Григорьевна всю войну трудилась в селе. На плечи женщин, стариков и подростков легла тяжелейшая ноша по восстановлению сельского хозяйства. Все понимали, что это нужно для Победы в Великой Отечественной войне, поэтому никто не жаловался. На фронт забрали много лошадей, автомашин, и на селе все работы выполняли вручную: пахали землю, пропалывали, копали, сеяли. С ранней весны до поздней осени, от темна до темна, без выходных, без отпуска все трудились в поле. Многие выходили на работу полуголодные, потому что кушать было особо нечего. Но никто не роптал, так как понимали, что это нужно для фронтовиков, которым было еще сложнее. Моя прапрабабушка в годы Великой Отечественной войны трудилась дояркой. Утром, в обед и вечером вручную нужно было доить 20 коров. Кроме этого, за ними следить: накормить, почистить, помыть. А летом в обеденную дойку ходили к реке на стойло за два километра. А если в группе была корова после отела, то доярка несла в ведре молоко теленку. Летом в короткие перерывы между дойками женщины ремонтировали корпуса для животных, утепляли их на зиму, чтобы коровы не замерзли. Это говорит о том, что каждый день с утра до вечера Клавдия Григорьевна была на ногах, трудилась не покладая рук. Иногда женщин в ночь посылали веять зерно на ток. Это тоже был тяжелый ручной труд. Но сложнее всего женщинам и моей прапрабабушке было летом во время покоса. Мальчишки на лошадях подвозили копны к стогу, а женщины огромными деревянными вилами поднимали эти копны на стог, там принимали это сено и ровненько укладывали. После трудового дня в ночь Клавдия Григорьевна шла ручной косой косить сено для своей коровы. Значит, у моей прапрабабушки была возможность поработать на свою семью только ночью. Выходит, она отдыхала только несколько часов в сутки. Тяжело было Клавдии Григорьевне, когда зимой молотили хлеб в степи, далеко от дома. Самоходных комбайнов тогда не было. Все работы выполняли на тракторах женщины. Как только бедные женщины выдерживали этот адский труд?.. А кроме этого, по ночам вязали носки и варежки, отправляли их на фронт. Но моя прапрабабушка никогда не жаловалась на жизнь, на трудности, которые ей пришлось пережить в ту эпоху, на то, что осталась вдовой и одна вырастила детей.
Всем русским женщинам, трудившимся в тылу, когда воевали их мужья и отцы, приходилось несладко, но никто из них не жаловался. Наоборот, эти трудности закалили их характер, воспитали в том, военном поколении огромное желание жить и никогда не пасовать ни перед какими трудностями. Дети войны – это особая категория людей, выросших в суровых условиях, много перенесших в то непростое для нашей страны время. Моя прабабушка Ольга Аркадьевна Голубко как раз принадлежит к тому поколению. В этом году ей исполнится 80 лет. В 1942 году она пошла в первый класс. Она так вспоминает о своем военном детстве.
Когда они пришли в первый класс, то им дали одну тетрадку, деревянную ручку с металлическим пером и пузырек с чернилами. Но тетрадки быстро кончились, поэтому дальше они писали на старых книжках, газетах и других бумажках, которые выбрасывали из сельской конторы. Чернила тоже быстро кончились, поэтому дети их делали из красной свеклы. Утром из этой жидкости получался кисель. Значит, можно было писать. Этого хватало только на один день. Также ребята изготовляли чернила из синьки для белья, но самые красивые чернила получались из марганца. Получается, что даже школьных принадлежностей у детей не было в то время.
Прабабушка вспоминает о том, что в школе было очень холодно. Иногда в сильные морозы на стенах появлялся иней. Дети сидели в пальто, валенках и варежках. В школьном классе была только одна печка, топили ее один раз, рано утром. Но она оставалась долго теплой, поэтому в перемены дети грели руки. В школу ребята приходили голодные. В коридоре школы стоял бак с водой и кружка, дети пили эту воду и были сыты.
Приходили после школы домой, сначала затапливали печку, а затем картошку тонкими ломтиками пекли на плите. Тогда им казалось, что ничего вкуснее больше нет. Раз в неделю она от мамы получала задание: натереть на терке ведро картошки вместе с кожурой. Вечером мама в эту массу добавляла немного муки и дрожжей, затем выпекала хлеб. Он был сырой, тяжелый. Но все были рады и такому хлебу, потому что голод не тетка. В вечернее время жизнь проходила на русской печке, так как кирпичи были горячие и долго сохраняли тепло. Под голову клали валенок, укрывались старыми фуфайками. Именно на печке учили уроки. Ставили коптилку – пузырек на кастрюлю, а тазик переворачивали, и на нем писали и читали.
Летом было получше. Все дети и взрослые делали кизяк (топливо) в станках. Для взрослых они состояли из двух кирпичей, а для детей – в один кирпич. Через неделю, когда эти кирпичи подсыхали, они их переворачивали, затем ставили их в пятки по длине. Через несколько дней выкладывали тумбы высотой в человеческий рост. Когда кизяк совсем высыхал, его отвозили домой и складывали в поленницу, как дрова. Но этого топлива все равно не хватало. Также резали торф на болоте в шести километрах от дома, сушили на сухом месте и только потом перевозили домой. Еще для топлива использовали плитки – притоптанный овечий навоз. За зиму накапливался большой слой таких плиток. Кроме этого, все лето на ручных тележках в поле собирали коровий навоз и привозили домой. В деревне был еще трехножный таганок, на него ставили чугун, под него клали это топливо и варили.
В годы Великой Отечественной войны каждый хозяин двора должен был сдать с личного подворья в фонд государства 350 литров молока жирностью 3,7%. Если жирность у молока была ниже, то тогда сдавали 400 литров. Кроме этого, наша семья должна была сдать 100 яиц, 40 килограммов мяса, полторы шкуры овцы.
Вклад членов моей семьи в дело Победы в Великой Отечественной войне огромен. Дети войны, труженики тыла, фронтовики многое вынесли на своих плечах, трудились на благо Победы, недоедали, недосыпали, но никогда не пасовали перед трудностями. Моя прабабушка окончила школу после войны с похвальным листом, поступила в Магнитогорское педагогическое училище, а затем училась в Магнитогорском педагогическом институте. 43 года отработала в школе учителем, имеет звание «Отличник просвещения». Но она никогда не жаловалась на жизнь и всегда говорила о том, что тяжелое военное детство научило ее находить выход из любой трудной ситуации, никогда не сдаваться, всегда трудиться на благо Родины. Им, пережившим ту войну, нужно поклониться до земли за то, что они смогли выдержать все трудности, остались честными перед своей страной. Я еще больше стала уважать своих предков. Историю вершат люди, и судьба каждого важна. Нам, современному поколению, нужно учиться жить у тех, кто жил и работал в то трудное время, когда все были вместе, стремились помогать друг другу. Спустя 70 лет мы не должны забывать о том, что наши предки сделали для того, чтобы мы сейчас жили под мирным небом в замечательной стране.
Автор: Юлия Радаева, ученица 7-го класса, МОУ СОШ № 2, г. Верхнеуральск.
Руководитель: Татьяна Александровна Фурцева.