Более 20 тысяч жительниц Челябинска обратились в кризисный центр

Когда ты больше ничего не ждешь от жизни и видишь ее только в черных тонах, когда ты столкнулся с насилием и тебе просто некуда идти, когда не остается точек опоры, чтобы выбраться из всего этого, знай: полоса света впереди есть. Это кризисный центр, двери которого всегда открыты для тех, кто оказался в отчаянном положении. Сотни людей обращаются сюда за помощью, находят здесь приют, кров, понимание и реальную помощь. Наш корреспондент побывал в единственном в Челябинске муниципальном кризисном центре, чтобы узнать, как специалисты помогают тем, кого жизнь выкинула на обочину…

Более 20 тысяч жительниц Челябинска обратились в кризисный центр
Жильцы «кризисной квартиры» — будто одна семья: вместе они решают не только бытовые, но и психологические проблемы.

«Больше, чем лекарства и пособия»

— Когда я начинала работать в социальной сфере, я почему-то думала, что главное — это законы, которые нас защищают. Это дополнительные меры социальной поддержки, льготы, детские пособия… Я считала, что это важнее всего, — начинает разговор директор кризисного центра Ольга Трофимовна БАБАНОВА. — Потом со временем пришло понимание, что в этой системе чего-то не хватает, не только такая помощь требуется людям. Когда мне предложили работу в кризисном центре, сомнений было очень много. В первую очередь потому, что предстоящая работа отличалась от привычной системы. Но как только она началась, мои мозги просто перевернулись, я точно поняла, что психологическая поддержка — это больше, чем лекарства и пособия. С нее нужно начинать. Наш кризисный центр — единственное место в Челябинске, где реально помогут, да и в стране таких учреждений немного.

Центр открылся несколько лет назад, в далеком 2007 г. В его штате на тот момент было всего 12 человек. Сейчас это 103 квалифицированных специалиста — юристы, психологи, которые отлично знают свое дело. Территориально кризисный центр тоже существенно расширился: если раньше это было единственное полуподвальное помещение, то сейчас учреждение занимает три большие площадки. А число людей, которым оказывается помощь, перевалило за 20 тысяч человек.

Директор Ольга Бабанова: «Разговор по душам может изменить всю жизнь».

— Люди идут и идут, — признается Ольга Трофимовна. — Говорит это об одном: помощь действительно нужна. И именно такая, когда разговор по душам может изменить всю твою жизнь.

Ольга Трофимовна зачитывает стихи. Очень душевные, трогательные, полные благодарности и тепла. И поясняет: их написала женщина, которой муж не так давно сказал: «Если ты не уйдешь из дома, я тебя просто зарою», и сопроводил угрозы действиями.

— Предразводная ситуация, так сказать, — вздыхает Бабанова. — С тяжелой психологической травмой вкупе.

Таких «потерпевших» в стенах кризисного центра побывало невероятное количество, и каждая история шокирует. Например, в центр за помощью обратилась женщина, об лицо которой разбили тарелку, и этими осколками были порезаны ее руки.

— И она в таком состоянии пришла к нам, — вспоминает директор.

— Как вы отличаете тех женщин, которые действительно нуждаются в вашей помощи, от тех, для кого уйти от парня или мужа — сиюминутная прихоть? — интересуюсь я.

— А мы им верим. Женщине надо верить, даже если она к нам на три дня пришла, а потом вернулась домой. Пусть идет — это ее выбор! А как на Западе? Там жена уходит на несколько дней от супруга в гостиницу, подумать. А может, это как раз тот момент, который предотвратит беду?

«Моя мамочка самая добрая…»

Среди направлений работы центра и телефон доверия, и школа приемных родителей. Последней уделяют особое внимание. И не только потому, что сейчас обучение обязательно для тех, кто решил взять в семью приемных детей. Дело в том, что в ходе тренингов, групповых занятий, тестирований специалисты анализируют личность потенциальных родителей и пытаются понять, насколько они готовы взять ребенка и что ими движет. Увы, мотивация эта бывает разной, в том числе и такой, которая настораживает и огорчает специалистов. Такое усыновление или опека не сделают счастливыми ни будущего родителя, ни ребенка.

— К примеру, к нам в школу приемных родителей пришла молодая женщина. С порога она заявила, что хочет усыновить малыша: «Это решение помогает мне повысить мой статус», — вспоминает Ольга Трофимовна. — То есть без ребенка она не может самореализоваться. И делает это за его счет.

Другой мотив не менее опасен — когда усыновители говорят: «Уж больно их жалко! Они такие бедненькие». С такими словами недавно пришла в кризисный центр одна из потенциальных усыновительниц.

— Свои дети у них с мужем уже выросли, и они, посоветовавшись, решили взять приемного ребенка, — рассказывает Ольга Трофимовна. — В детском доме они нашли девочку, которая им очень понравилась, но у нее оказался братишка. А значит, по закону их нельзя разделить. Детей привозят домой, и девочка становится центром внимания.

Продолжение этой истории потрясает до глубины души своим цинизмом: приемная дочь стала в семье принцессой, а сын — изгоем, как успели заметить специалисты центра — «мусорным ведром» для негативных эмоций родителей. Так бы и жили, но мальчик не смог находиться в таких условиях. Его психика сама подсказала, как выжить в этой среде. Агрессия и злость, предназначенные приемной маме, выплескивались на ребят из детского садика. Семье пришлось сменить три детсада. А ведь мальчик очень старался угодить маме. Специалисты вспоминают, как он, придя на диагностику в кризисный центр, все время повторял: «Моя мамочка Машенька (имя героини изменено. — Авт.) — самая лучшая, добрая». А у самого в голосе такая боль, как будто он говорит: «Мамочка, ты меня никому не отдавай, я хороший»…

— С мальчиком этим, Славой (имя изменено. — Авт.), психологи работали очень много, как и с мамой, и все равно она пришла к решению, что откажется от него. Психологу сказала, что «никак не может его принять». Работа ведется в этой семье и по сей день. Но, к сожалению, ни один психолог не в состоянии заставить полюбить, — переживает Ольга Бабанова.

Опытные специалисты помогают обрести надежду и опору, снова поверить в себя и свои силы.

Дочки-матери

О так называемой кризисной квартире журналисты спрашивают директора центра чаще всего. Как появился этот проект? Кто может рассчитывать на временное пристанище? Ольга Бабанова спешит удовлетворить и наш интерес.

— Представьте ситуацию: приходит к нам беременная, которой скоро рожать. Ну, провели мы с ней психологическую беседу, а ей дальше идти некуда. Сегодня она забеременела от одного, завтра переспала с другим, послезавтра ее приютил третий. Рождаются никому не нужные дети. Как помочь женщине обрести себя? Так появилась идея «кризисной квартиры», которая стала островком помощи женщинам, нуждающимся для спасения не только в советах, — продолжает рассказ директор.

В прошлом году обитателями «кризисной квартиры» стали 129 человек.

Анна (имя героини изменено. — Авт.) родом из Щучьего Курганской области, воспитывалась в неблагополучной семье. Мама — алкоголичка, после смерти отца вышла замуж за другого, потом у нее было еще несколько мужей. В 16 лет вместе со сводной сестрой девушка сбежала в Челябинск. И здесь, как могли, они пытались, имея шесть классов образования, устроить жизнь.

Сейчас ей 32 года. За время своих уже челябинских скитаний Аня попробовала многое, в том числе и наркотики. Специалисты кризисного центра нашли ее в городских лесопосадках, беременную вторым ребенком, с маленькой дочерью, которой на тот момент было семь месяцев. Искусанные комарами, грязные, голодные, они все лето прожили в лесу. Идти им было некуда.

Юристы центра съездили с Аней в Щучье. По прежнему месту жительства женщине помогли оформить пособие, сейчас она вступает в наследство на земельный участок, чтобы с помощью материнского капитала в дальнейшем купить комнату. Так мама сможет воспитывать своих детей в нормальных условиях.

— Представьте, ее били, насиловали, к наркотикам приобщали, а она ведь все равно жива и стремится к чему-то! И мы рады, что можем помочь, — искренне говорит Ольга Бабанова. — Сейчас ее вижу — она другая совсем. И доченька ее как солнышко ходит по коридорам кризисного центра.

История Анны для сотрудников кризисного центра не уникальна. Большинство обитательниц «кризисной квартиры» прошли, как правило, одно и то же: они воспитывались в неблагополучных семьях, рано покинули семью.

— Три четверти женщин, которые к нам обращаются, столкнулись с проблемами насилия, — делится директор кризисного центра. — Насилие — это цикличный процесс. Если спутник жизни один раз поднял на тебя руку, то поднимет и второй… Ведь беда в том, что такие мужчины, как правило, сами не получили других уроков в жизни. Так жили его родители. И не обязательно семья была неблагополучной. Как показывает практика, винить улицу и дурную компанию бесполезно. Если ребенок потянулся к такому образу жизни, значит, что-то упустили в семье.

Героиню следующей истории в центр привела безвыходная ситуация. Марине (имя изменено. — Авт.) 35 лет. Она попала сюда после обращения коллеги по работе — воспитателя детского сада, которая просила помочь семье из-за сложной жизненной ситуации: многодетная мать-одиночка, находящаяся в отпуске по уходу за новорожденным ребенком, не имеет своего жилья и не видит помощи от родственников.

Если большинство «кризисных» мамочек не умеют ухаживать за своими детьми, то Марина это умеет и делает все с душой. Она баюкает двоих малышей на руках, в это же время читает третьему книжку, а дочки у нее в школе… Специалисты говорят: радуешься, что помогаешь таким людям!

Дать шанс

Конечно, было бы неверно сказать, что все, кто жил в «кризисной квартире», сменили образ жизни, исправились и встали на путь истинный. Тем не менее примерно половина тех, кто пережил трудные времена под крышей кризисного центра, действительно изменились в лучшую сторону. Ведь им был дан шанс начать все сначала. Здесь женщины проходят тот путь, который надо пройти, чтобы осознать: ты отвечаешь не только за себя, но и за своих детей.

— Очень обижает, когда к нам приходят и говорят: «Вы же муниципальное учреждение, вы должны помогать…», — рассуждает Ольга Трофимовна. — Мы никому ничего не должны, такова наша четкая позиция. Не мы за вас делаем вашу жизнь лучше, а вы самостоятельно решаете свои проблемы с нашей помощью. Когда к нам приходят женщины, испытавшие насилие, они даже понятия не имеют, что с детьми нужно играть, читать им книжки, что их нужно кормить! Наши мамы порой не умеют даже кашу варить! Мы всему этому их учим, и, знаете, ведь получается! Когда они приходят и говорят: «Ой, мы вам так благодарны» — лучше этих слов быть не может. Они учатся жить иначе, видят другую картину — не алкашей или драчунов вокруг, а позитив, который должен быть в жизни у нормальных счастливых людей.

Не опускайте руки

Что же советуют специалисты тем, кто оказался в безвыходной ситуации? Не замыкаться в себе и не думать, что жизнь закончилась. Не опускать руки и действовать! Если в семье присутствует насилие, если есть опасность для жизни и здоровья ребенка и матери, надо срочно уходить. Звоните родственникам, соседям, друзьям, в кризисный центр.

— Что греха таить, такие женщины, как правило, не находят контакта с родными и близкими, — отмечает Ольга Бабанова. — Им стыдно рассказывать о таких проблемах. Думают, что все так живут, что «сама виновата». Но нет, это не так, поверьте! Наши специалисты помогут вам поменять свою жизнь, обрести надежду и опору. Это просто удивительные люди, готовые прийти на помощь.

Сотрудники кризисного центра признаются: лучшая благодарность за их работу — когда люди, побывавшие в центре, спустя какое-то время сообщают, что их жизнь теперь складывается совершенно иначе — более благополучно и счастливо. Значит, все усилия были не зря!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру