Кстати, совсем недавно прошли публичные слушания по проекту областного бюджета, на которых общественности рассказали о том, что теперь меньше средств будет тратиться на содержание органов власти, дефицит бюджета снизится, деньги станут выделяться только под конкретные программы и результаты, а их выполнение будет жестко отслеживаться. Как достоинство также расценивается «социальная направленность» основного финансового документа, когда большая доля финансов (73% всех расходов) будет тратиться на социальные нужды. При этом использовались обтекаемые формулировки вроде «…доходы региона в следующем году запланированы в размере… выше первоначального уровня текущего года» или «…бюджет сохранил дефицитность, хоть ее уровень оказался не таким большим, как в прошлом году».
Что же на самом деле кроется за этими словами? Каковы основные параметры финансовой программы региона, по которой мы будем жить весь следующий год? Если говорить о конкретных цифрах, то доходы бюджета-2016 составят 109,4 млрд руб., расходы — 118,5 млрд. Основные ресурсы будут направлены на социальную политику (26 млрд), образование (33 млрд), здравоохранение (25 млрд) и спорт (1,8 млрд). На строительство дорог и ЖКХ будет потрачено 7 и 2,5 млрд руб., сельскому хозяйству достанется около 2 млрд.
Но сами по себе общие цифры мало о чем говорят неискушенному читателю. Гораздо показательнее то, что будущие доходы запланированы на 8,7 млрд (7,4%) ниже, чем в году текущем, а предполагаемые расходы оказались меньше нынешних на 10,4 млрд, или 8,1%. Это означает, что при инфляции, росте цен и фактических расходов граждан трат в областной казне теперь станет существенно меньше. Не так однозначно хороша и пресловутая «социальная направленность», которая на практике означает, что основная масса ресурсов «проедается», тратится на текущие нужды (зарплаты, пособия), а в развитие вкладывается очень мало, что неизбежно скажется в будущем. И еще один момент, который подается как достоинство, хотя на самом деле таковым не является: дефицит бюджета, то есть недостаток доходов, составит 9,5%, или 8,7 млрд руб., что меньше на 4,5%, чем в текущем году.
Однако для того, чтобы что-то потратить, надо сначала заработать. Только вот ожидаемые доходы, даже рассчитанные исходя из консервативного сценария, отнюдь не гарантированы. К примеру, совершенно неясно, удастся ли получить планируемые поступления от налога на прибыль и налога на доходы от физических лиц, которые вместе дают вполне весомые суммы (порядка 70% доходов бюджета). Можно предположить, что в непростых экономических условиях будущего года могут снизиться доходы тех, кто традиционно дает большую подпитку налоговым поступлениям. Это в первую очередь наши металлурги, на продукцию которых мировые цены снизились в этом году почти в три раза и не собираются пока расти, а внутренний спрос также проблематичен. А значит, говорить о больших прибылях, с которых и платятся налоги, идущие в областной бюджет, несколько самонадеянно. Всем известна и ситуация в малом бизнесе: сокращаются объемы деятельности, количество субъектов, численность занятых в них работников, спрос, выручка, прибыль, что также ставит под вопрос поступления в областную казну. Естественно, все эти факторы скажутся и на зарплате работников, а значит, и на собираемости подоходного налога. Добавим еще, что 15% предполагаемых доходов (почти 18 млрд руб.) — это средства федерального бюджета, но будут ли там деньги в следующем году? Получается, что бюджет у нас мобилизационный, направленный на выживание и ожидание лучших времен.
Вместе с тем надо сделать оговорку: финансисты у нас порой поступают «по-бухгалтерски», действуя исходя из принципа осмотрительности. А он заключается в том, что доходы планируются по минимуму (или близко к нему), а расходы — по максимуму. Это дает возможность перестраховаться, не допустить возникновения обязательств, которые в итоге не могут быть выполнены. Вроде бы в этом нет ничего плохого, но каждый раз мы наблюдаем, как в течение года (ближе к его концу) бюджет неоднократно корректируется, как правило в сторону увеличения, и начинается лихорадочная деятельность по «освоению» дополнительных средств. Естественно, ни к чему хорошему такой аврал не приводит — средства расходуются нерационально и с гораздо меньшей эффективностью, чем могли бы. Но это уже вопрос к качеству планирования и прогнозирования.
В целом же можно предположить, что наступают весьма непростые времена и придется затягивать пояса, о чем неоднократно заявлялось на самом высоком уровне. Только вот как это будет происходить? Ведь область и так не роскошествует. Доходит уже до того, что появляются слухи о сокращении администрации губернатора, полномочия которой якобы будут распределены между другими органами исполнительной власти. Но даже такие радикальные меры вряд ли изменят общую ситуацию, при которой в конце года власти зачастую приходится проявлять чудеса изобретательности, чтобы выполнить обязательства перед бюджетниками, не говоря уже о решении каких-то долгосрочных стратегических задач.