Родился Ткаченко на Украине в 1937 году, как тогда говорили, в крепкой советской семье. Отец хотел, чтобы сын стал инженером, технарем, может, даже пошел бы по его стопам. И так вроде складывалось до определенного времени. Но тут, как это часто бывает, в судьбу молодого парня вмешались иные поля тяготения, и все пошло помимо родительской воли. Но обо всем более подробный рассказ ниже.
Даже в неспокойный, окрашенный темными тонами год продолжают цвести весной сады, течь реки, рождаться дети. И в молодой семье Ткаченко появился сын Женя. Чем для мальца было слово «война», которая застала семью во Львове? Во-первых, бесконечные переезды, связанные с отцовской службой в области военной промышленности. Во-вторых, тяжелая болезнь, которая могла навсегда лишить ребенка слуха.
— Как рассказывала мне мама, — вспоминает те тревожные дни Евгений Иванович, — видимо, по настоянию папы, занимавшего высокие посты, собрали медицинский консилиум, который возглавил профессор Бондаренко, — голос Ткаченко чуть вздрагивает. — Фамилию эту я запомнил на всю жизнь. Когда профессор меня осмотрел, то решение врачей, настаивающих на сложной хирургической операции, категорически отверг: «Я вам этого «хохленка» в руки не отдам». И вот благодаря предложенной им методике лечения меня потихоньку вывели из критического состояния. А позже даже определили, что у меня есть музыкальный слух.
Конечно, не радостные воспоминания детства. Но не бывает так, чтобы этот период жизни был только в мрачных оттенках. В доме тогда появились первые книги. Они поведали мальчику, что мир прекрасен, сказочен, в нем есть герои, достойные подражания.
— Нравились стихи Корнея Чуковского, — Евгений Иванович словно перебирает книжки из своей тогдашней библиотечки. — Детская литература прекрасно иллюстрировалась. Помню яркие картинки из «Приключений Буратино». Это был герой, который мне очень нравился.
Потом — освоение школьного курса литературы. На выпускных экзаменах сочинение получило высший балл, а математика — четыре. Аттестат «тянул» на серебряную медаль.
— В ту пору ученические работы, претендующие на серебро и золото, представляли для проверки и утверждения в Москву, в Министерство образования СССР, — Евгений Иванович восстанавливает события тех лет. — И вдруг они оттуда возвращаются с совершенно противоположными оценками: сочинение — четыре, а математика, дополненная восторженным отзывом рецензента Киселева, автора известного учебника, — пять! Он написал: «Гениально! Мы не предполагали, что предложенную задачу можно решить таким нестандартным способом».
А вот по русскому отзыв был сухим: «Сочинение написано грамотно, безошибочно, но мало красочных выражений». Однако, нестандартное начало пути в маячившую на горизонте журналистику! Но приговор министерских «русистов» словно проложил дорожку в репортерство.
— Когда я стал работать в ТАСС, оказалось, именно такой подход в подаче новостей соответствует требованиям информационного агентства, — не скрывая ноток торжества, говорит Ткаченко. — Там не нужны «красочные выражения».
А в школьные годы все, что необходимо было изучать по программе литературы, Евгением, конечно, было прочитано: и русская классика, и зарубежная. На особом месте — внеклассное чтение.
— Одна из моих любимых книг в то время — «Дерсу Узала» Владимира Клавдиевича Арсеньева. Возможно, это связано с жизнью в Челябинске-40, ныне Озерске, куда отца перевели в очередной раз. Вокруг леса, изумительная природа. Я по книге Арсеньева учился познавать мир, окружавший меня, столько в ней было поучительного, — кажется, Евгений Иванович вновь готов перелистать любимые страницы.
Литература литературой, но высшая математическая оценка обусловила поступление в Челябинский политехнический институт. Так он стал учиться на инженера.
Студент-первокурсник познакомился с преподавателем начертательной геометрии Юрием Теушем. Но не наука их сблизила, а фотография. Увидел Евгений, как снимает Юрий Леонидович, и поразила парня его работа, прямо за сердце взяла. У Ткаченко была камера «Любитель» 6х6, карточки для дома, конечно, печатал. А тут понял, что с помощью фотоаппарата может делать профессионал.
— И вот я стал к нему подключаться, вместе с ним ездить на съемки, то есть мы «законтачили», но не на параллели «педагог — студент», а на поприще творческом, — говорит Евгений Иванович. — Я настолько влился в этот процесс, что на втором курсе стал думать: а зачем мне инженерная специальность — пойду работать фотографом. Увидел в какой-то газете объявление о приглашении на работу фотокорреспондентом и уже собрался забирать документы из вуза, что встревожило не на шутку семью.
Помог юному Евгению принять правильное решение Георгий Дмитриевич Алексеев, который был на Южном Урале собственным корреспондентом «Комсомольской правды». Он нашел слова, объяснив, что можно быть хорошим журналистом, работать в газете, и для этого не обязательно оканчивать факультет журналистики. Инженерное образование даже поможет, если жизненный путь приведет в редакцию.
— Я «образумился», защитил в ЧПИ диплом на отлично, и председатель госкомиссии на защите, главный инженер завода Колющенко, чуть не заманил меня к себе. Но уже была достигнута договоренность о моем приеме в промышленный отдел «Челябинского рабочего». В то время я успел зарекомендовать себя в газете публикациями репортажей, которые дополнял своими снимками.
Новоиспеченного инженера по диплому и журналиста по призванию к тому же радовало, что руководил отделом тоже инженер — Рафаил Фадеевич Шнейвайс, грамотнейший газетчик. На первых порах штатной работы корреспондент Ткаченко убедился, как прав был Алексеев.
— На этот счет у меня состоялся очень интересный и поучительный разговор с известнейшим на всю страну журналистом Василием Михайловичем Песковым. Это было время, когда у меня стало получаться с фотографией не только в областной газете, — говорит Ткаченко, вспоминая молодые годы. — Я поделился с ним наболевшим: «Мама настаивает, что мне надо получить второй диплом — факультета журналистики». «Что, у тебя слишком много лишнего времени? — Песков был краток и убедителен. — Я ничего специально не оканчивал. Ты работаешь, тебя что-то интересует особо — поговори с людьми компетентными, нужную книгу открой».
Вообще, для меня лозунг «Книга — источник знаний» и не лозунг вовсе, а руководство к повышению квалификации. Это идет от великого Пескова! Кстати, у меня дома почти все его книги стоят в книжном шкафу: «Белые сны», «Шаги по росе», «Проселки», «Окно в природу», «Путешествие с молодым месяцем»… Эти подарки дороги мне. Каждый томик имеет дарственную надпись. А когда я делал первые шаги в журналистике, они стали для меня своеобразными учебниками. И замечу: так, как писал о людях, о природе Василий Песков, сегодня, наверно, никто не пишет.
Ткаченко старался следовать советам своих учителей-газетчиков. Его очерки в «Челябинском рабочем» появлялись на страницах, когда тема захватывала, когда ему встречался интересный человек и хотелось больше узнать о нем, его семье, поделиться своими журналистскими открытиями с читателями.
Тогда у Евгения Ивановича вышли запомнившиеся мне материалы с подлодки «Челябинский комсомолец» Краснознаменного Северного флота, фоторепортаж о земляках-южноуральцах, которые служат в Кремлевском полку, стоят на посту № 1, да и еще много можно корреспонденций назвать.
— Но в конце концов все свелось к работе на ниве информации, которая доходит до человека раньше любой книги, — говорит о возвращении в репортерство Евгений Иванович.— В то время собкором ТАСС по области был Михаил Антонович Поздняков. Он готовился сменить место работы, и я обратился к нему: «Вы не будете против, если попробую себя в качестве корреспондента агентства?» Попробовал, и вскоре после обсуждения моей кандидатуры на заседании бюро обкома партии меня пригласили в Москву на собеседование. Я получил «добро».
Теперь каждое утро Евгений Иванович должен был оценить предстоящие события дня, определить главные из них, познакомиться подробно с происходящим и срочно подготовить и отправить информацию в ТАСС. И так до самого вечера. После девяти он позволял себе немного расслабиться, посмотреть какие-то значимые спортивные соревнования — хоккей, волейбол, футбол. Или взять в руки книгу.
— Я люблю хороший юмор. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова — книги, которые всегда рядом со мной, — возвращается к теме литературы Ткаченко. — В трудные моменты достаточно прочесть любую страницу из них — и настроение меняется в лучшую сторону. Бывает, приходишь домой уставший, задерганный работой, с больной головой, берешь эти книги, листаешь и начинаешь хохотать. На цитаты их разобрал, кстати, как и «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека. К сожалению или к счастью, я не знаю, у меня не было возможности «хронически» заниматься поиском новинок литературы, их чтением, пополнять дефицитными тогда изданиями домашнюю библиотеку. Но любимые книги, пускай их не так много, как говорится, под рукой.
Если ему попадалась незнакомая тема для освещения в прессе, то опять-таки выручали книги, где можно было найти ответы на нужные вопросы. Поэтому качество публикаций Ткаченко, уровень осведомленности в том или ином вопросе всегда были безупречны.
— Только в ТАСС проработал 35 лет без перерыва, — Ткаченко как бы итожит трудовой путь. — Передано порядка двадцати тысяч сообщений, размещенных на информационной ленте агентства, переименованного не так давно в ИТАР-ТАСС. Они разошлись по немыслимым весям и далям. Ныне, с 1 июля 2016 года, я официальный пенсионер.
А сколько же крупных материалов, фотоснимков опубликовано за подписью Евгения Ткаченко за прошедшие годы? Срок-то ведь немалый!
— Даже не скажу, — мэтр журналистики, кажется, об этом никогда не задумывался, архив собственных материалов не вел. — Помню какие-то тассовские удачи, например очерк, который был в один день напечатан сразу в четырех центральных газетах: «Социалистической индустрии», «Труде», «Советской России», «Известиях». Назывался он «Бегство из рая», рассказ о непростой судьбе жительницы города Копейска.
Но, занимаясь журналистским трудом, он по-прежнему оставался верен фотографии, которая, считаю, и привела его в профессию. Выставки, награды разных рангов — все это было в творческой биографии Ткаченко. И как многие фотографы-профессионалы, он считает, что фотография — это та же книга, открытая на интересной странице.
Сейчас эту книгу продолжает писать сын Андрей, окончивший автотракторный факультет Челябинского (отцовского!) политехнического, ныне ЮУрГУ. Пробует себя на этой стезе и внук.
— Могу прямо сказать, — с гордостью отмечает Евгений Иванович, — что Андрей снимает лучше, чем когда-то мы с Теушем. Он освоил современные технологии и аппаратуру. Тут, видно, тоже помогает инженерный подход к делу, как когда-то и мне. С сыном я остаюсь и в профессии, и в творчестве.
Евгений Иванович ТКАЧЕНКО окончил ЧПИ по специальности «инженер-механик», профессиональный журналист. Работал в областной газете «Челябинский рабочий», печатался в «Правде», «Комсомольской правде», «Смене», «Советском фото» и других центральных изданиях. Участник и лауреат фотовыставок и конкурсов разных рангов. Фотография с пуска стана 1020 «Труба тебе, Аденауэр!» опубликована во многих странах. Лауреат областной комсомольской премии «Орленок» за создание образа молодого современника средствами фотопублицистики. Почетный член Союза фотохудожников России. Указом президента РФ награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени. Заслуженный работник культуры Российской Федерации.