Бывших каратистов не бывает!
— Евгений, когда вы пришли в спорт?
— Спортом я занимаюсь с детства. Мой отец является заслуженным мастером спорта по греко-римской борьбе, поэтому я не мог просто так сидеть дома. Сначала пробовал себя в плавании, борьбе, а в начале 1990-х увлекся карате. Я, одиннадцатилетний мальчишка, ходил в клуб на стадионе «Локомотив». Отзанимавшись год, стал победителем в кумитэ, и меня включили в сборную клуба. С тех пор начались постоянные сборы, поездки…
После девятого класса я поступил в энерготехникум. На втором курсе пришлось выбирать между учебой и тренировками. Дело в том, что к тому моменту начались специализированные предметы, которые требовали много времени. А я, поскольку являлся членом сборной, постоянно где-то пропадал. Порой мог отсутствовать на занятиях по месяцу. По настоянию семьи я выбрал учебу.
— Получается, что вы оставили спортивную карьеру?
— Можно и так сказать. Но ведь бывших каратистов не бывает! Я снова вернулся к спорту, когда со мной произошел несчастный случай — в 2000 году. Стал посещать тренировки по баскетболу на колясках через год после того, как оказался в инвалидном кресле. К тому моменту у нас в Челябинске был очень хорошо развит этот вид спорта.
— Почему выбрали баскетбол, а не уже знакомое карате?
— Мне посчастливилось познакомиться в областном реабилитационно-физкультурном центре «Импульс» с капитаном баскетбольной команды инвалидов-колясочников Владимиром Мельниковым. Он сумел увлечь нас игрой и вдохновил жить дальше.
За семь лет, что я занимался баскетболом, мне удалось восстановиться, набраться сил. Между прочим, для многих начинающих спортсменов баскетбол на колясках стал хорошей школой командной игры, стартовой площадкой для дальнейшего роста. Например, в свое время челябинец Марат Романов был включен в сборную России по паралимпийскому керлингу, а Василий Варлаков участвовал в сочинской Паралимпиаде по следж-хоккею. Однако, несмотря на всю прелесть баскетбола, я понимал, что это не мое…
И в 2014 году мы волею судьбы встретились с Олегом Ивановичем Строгоновым, который был президентом спортивного клуба «Конас». Он предложил мне вернуться в карате, точнее в паракарате. Моим тренером стал Бронислав Иванович Титов.
— И эти встречи оказались для вас настолько знаковыми, что спустя два года вы оказались на чемпионате мира по паракарате…
— Да. Узнав о соревнованиях в Австрии, мы стали усиленно к ним готовиться. На подготовку ушло два с половиной месяца. У меня было по две тренировки в день. С утра со мной занимался Владимир Холкин, а по вечерам — чемпионка России Наталья Терехина. Все это время мы разучивали высшие ката, повторяли их, отшлифовывали до совершенства.
— Пришлось ли столкнуться с трудностями во время поездки?
— Проблемы возникли еще на этапе сборов. Благо все организационные моменты взял на себя Олег Иванович, за что ему огромное спасибо!
Оказавшись в Австрии, мы также были вынуждены столкнуться с некоторыми сложностями. Так, чиновники из Бельгии и с Украины написали протест, чтобы российская команда не участвовала в соревнованиях. Однако нас все-таки допустили до чемпионата.
Отдельный момент — судейство. На мой взгляд, к нашей команде относились предвзято, это не позволило спортсменам дойти до медалей. Кстати, в разделе паракарате у нас было 15 соперников. Многие противники имели опыт прошлых чемпионатов, их видели раньше. У нас же за плечами не было ничего, но мы оказались темными лошадками! (Смеется. — Авт.)
— Могли бы объяснить, как проходят поединки у каратистов-колясочников?
— Они ничем не отличаются от стандартных выступлений. Вообще, ката — это бой с невидимым противником. Судьи оценивают твою скорость, быстроту, концентрацию, качество движений. Все делается в полную силу, несмотря на то, что ты находишься один, здесь нельзя расслабляться.
Пожалуй, единственное, что отличает паракарате от карате, это введение еще одной дисциплины — владение коляской. Спортсмен должен четко поворачиваться, вставать в стойки, передвигаться исключительно по рисунку и обязательно следить за взглядом. Нельзя смотреть влево, а блокировать невидимого противника справа.
— Кто был вашим противником?
— Для начала следует уточнить, что все спортсмены были разделены на две подгруппы. Те, кто набирал максимальное количество баллов, сражались между собой за первое и второе места. Спортсмены, идущие следом за ними, боролись за бронзу.
В моей подгруппе был австриец. Он сражался за золото, а я — за третье место, хотя у нас было одинаковое количество баллов. Моим соперником был француз, который в 2014 году стал серебряным призером чемпионата мира.
Мы долго думали над тем, как удивить судей и зрителей. Победа была явно за соперником, он об этом даже не беспокоился. Накануне поединка за третье место нам пришла в голову блестящая идея. Мы решили сымитировать удары ногами, встав на баланс на коляске.
Вообще наши люди с инвалидностью сильнее и активнее зарубежных. Нам ежедневно приходится сталкиваться с барьерами и успешно преодолевать их. Поэтому встать на баланс на коляске мне не составило труда!
В результате финал за третье место получился более зрелищным. Но дело даже не в медали, а в том, что я показал, на что способен.
«Благодаря жене я взглянул на мир по-новому»
— Евгений, как изменилась ваша жизнь после того, как вы оказались в инвалидном кресле?
— Произошел несчастный случай, и я в 21 год стал инвалидом. До того момента я никогда не общался с такими, каким стал сам, и не задумывался, что есть такая категория людей. Но на все воля Божья. Нет такого креста, который бы человек не преодолел. Бог дает испытания по силам. Мое испытание мне предстоит проходить до конца жизни.
Конечно, произошло полное переосмысление жизни, целей, мировоззрения. Хорошо, что в такой трудный момент рядом оказались близкие и друзья. Я не чувствовал себя брошенным или забытым, мне оказывалась колоссальная поддержка. В жизни бывает всякое, нужно жить дальше.
— Почему вы занялись общественной работой?
— Когда я попал в эту среду, столкнулся с большим количеством барьеров. Люди не могут отстаивать свои права и интересы, а я привык быть борцом и решил изменить несправедливость. Так и началась моя общественная деятельность.
Более того, чтобы лучше разбираться в проблеме, в 2003 году я поступил в ЧелГУ. Специально выбрал гуманитарную профессию и стал социологом.
Учеба в вузе дала мне многое. Там я познал различные сферы жизни общества. У нас были замечательные преподаватели. Моими наставниками стали Наталья Александровна Баскова и Ирина Альфредовна Гехт.
— Кто поддерживает вас во всех начинаниях?
— Безусловно, это моя супруга. Мне кажется, что именно ее я ждал всю жизнь. До нее я ни на кого не обращал внимания, полностью растворялся в работе.
— Интересно было бы узнать, как произошло ваше знакомство?
— Это случилось в 2015 году, в один из июльских дней. В городе шел проливной дождь, я заметил, как под ним мокнет прекрасная незнакомка, и решил помочь ей. Так начались наши отношения. События развивались настолько стремительно, что спустя три месяца мы поженились. А зачем тянуть, если люди созданы друг для друга?
— Чем занимается ваша супруга?
— Она работает врачом-терапевтом. Причем является прирожденным медиком. Лена хороший специалист. Она внимательна к окружающим, поэтому у нее на приеме всегда полно пациентов, к ней идут даже с чужих участков. Она за каждого болеет душой и все переживания пропускает через себя. Бывает, к ней приходят на прием лишь для того, чтобы выговориться.
— Помогаете жене с домашними делами?
— Без этого никуда! Даже что-нибудь простенькое приготовить могу. А если хочу порадовать ее, то встаю пораньше и приношу кофе в постель. Кстати, для меня не составит труда помыть полы в квартире или починить кран. Единственное, что у меня получается не совсем хорошо, так это гладить белье. Благо Лене нет в этом равных! (Смеется.)
— Есть что-то, что вас объединяет?
— Наверное, это чувство врожденной справедливости. А еще она тоже лидер по натуре. Но это не мешает нам прекрасно жить вместе. Мы не боремся за лидерство, а успешно дополняем друг друга. Я ни в коем случае не считаю себя главнее или важнее, потому что мы равноправны.
— Удается ли при столь плотном графике найти время, чтобы провести его вдвоем?
— Выходные — это те дни, когда можно отдохнуть от суеты и насладиться обществом друг друга. Летом стараемся больше времени проводить на природе, у воды. В этом году, например, намотали восемь тысяч километров — объездили весь регион, побывали даже в самых отдаленных уголках нашей области.
Вообще с появлением Лены моя жизнь заиграла новыми красками. Раньше я, даже находясь дома, посвящал себя работе, а сейчас все заботы и хлопоты оставляю за порогом. Ведь дела могут и подождать…
— Уже думали над тем, как будете справлять Новый год?
— Этим вопросом у нас в семье занимается супруга. Это ее самый любимый праздник, она начинает готовиться к нему заблаговременно.
В прошлом году у меня дома впервые была елка, игрушки на ней. Лена пришла — и дом преобразился, в нем появились тепло и уют, которых раньше так не хватало. Мне хочется возвращаться домой, потому что я знаю, что меня там ждут.
— Что бы вы хотели пожелать людям, столкнувшимся с бедой?
— Самое главное — не сдаваться и не опускать руки. Все зависит от человека и от того, как он к себе относится. Ни в коем случае не надо себя жалеть! Как только даешь себе слабинку, ты становишься потерянным для общества.
Нужно понять, что жизнь не заканчивается, даже если ты оказался в инвалидном кресле. Возможно, она только начинается! Нужно идти дальше, причем с гордо поднятой головой, принимая на своем пути все трудности и невзгоды.