МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Семен Млодик:«Российское машиностроение получило уникальный шанс развития»

Генеральный директор ОАО «ЧТЗ-Уралтрак» Семен Млодик рассказал челябинцам о современных задачах предприятия и о конкуренции на мировых рынках

После того как на ЧТЗ сменился собственник (как известно, им стала корпорация «Уралвагонзавод»), легендарный машиностроительный завод обрел второе дыхание.

Началась серьезная модернизация производства под мировые стандарты, расширение линейки предлагаемой продукции, полным ходом идет разработка новых машин и двигателей.

Об инфраструктуре и «неожиданной» зиме

- Семен Геннадьевич, какие проблемы наиболее остро стоят сегодня перед предприятием?

- Например, как это у нас довольно часто бывает, вдруг неожиданно наступила зима… (улыбается). В следующем году мы планируем существенно увеличить инвестиции в инфраструктуру предприятия, потому что площадка очень старая, коммуникации изношены и требуют в ряде случаев полной замены. Сегодня для нас две компании работают над этим вопросом. Одна из них проводит аудит, вторая, европейская компания, осуществляет консалтинг. Замечу, что на сегодняшний день нас в основном беспокоят как раз инфраструктурные проблемы. И больше 100 миллионов рублей уже потрачено только на подготовку площадки к зимнему сезону.

- А конкретнее, что это все-таки за инфраструктурные проблемы?

- Сети! Тепловые сети, вода, канализация, электричество и так далее, то есть то, без чего немыслимо любое производство. Как я уже сказал, в ближайшем будущем нам придется вложить десятки миллионов долларов в развитие инфраструктуры. Но есть во всем этом один обнадеживающий момент: технологически нет никакой необходимости воспроизводить тот тип инфраструктуры, который, условно говоря, был в 30-е годы прошлого века. Сейчас мы с нашими партнерами, и российскими, и европейскими, пытаемся перейти на локальные системы использования так называемых прямых источников отопления, таких, скажем, как инфракрасный излучатель и т.п. Здесь масса новинок давно существует, что позволяет значительно снизить нагрузку в целом на инфраструктуру.

- Вы и ваша команда заявляли о том, что в производстве будут использоваться инновационные технологии. Можно об этом поподробнее?

- Вы такое слово использовали избитое - инновации! Видите ли, на заводе занимаются проектированием и строительством тяжелой техники, поэтому из области «нанотракторостроения» мне очень сложно что-то сказать, это, в общем, не моя специальность. Мы занимаемся проектированием новых машин, модернизацией уже существующей техники, ее обслуживанием и продажами. Так что если говорить по существу, то в этом смысле работа продолжается и будет вестись в дальнейшем.

- И все-таки, с каким заделом вы входите в 2012 год?

- Сейчас мы определяем десять ключевых инвестиционных проектов, которые станем вести с различными партнерами как из Европы, так и из-за океана. Что касается чисто технологической части, то уже в 2012 году на завод будет поставлено новое оборудование на сумму 40 миллионов долларов. Так что, уверен, за эти два года – 2011 – 2012-й - общая сумма по инвестициям составит порядка 60 миллионов долларов. Конечно же, сейчас мы будем приводить это к мировым стандартам, которые существуют в машиностроении, и с точки зрения наших мощностей.

- Вы вкладываетесь в производство, чтобы расширить рынок сбыта?

- Мы переходим, если так можно сказать, в другую лигу и по производству двигателей, и по производству трансмиссий. Это для нас крайне важный сдвиг, который предстоит сделать в конце нынешнего и в течение будущего года. Дорабатывается целый ряд технологических идей и разработок, которые были бы невозможны, если бы не новое оборудование. Завершаем испытания нового двигателя серии Т с сертификатом Евро-4. Мы единственный, не побоюсь этого слова, производитель в мире тракторного двигателя со стандартом, соответствующим Евро-4.

- Ваши клиенты – они кто?

- Заказчики нашей техники, а это по-прежнему сотни компаний, грубо говоря, расположены от Южной Африки и до Вьетнама, от Мурманской области и до Средней Азии и Индии. Не секрет, что европейский рынок бульдозеров в разы меньше, чем рынки Китая и Индии. И это понятно: в городах используется малогабаритная техника, дороги построены, тяжелая техника не нужна. А вот в странах СНГ наша техника нужна, нужна она и на развивающихся рынках дальнего зарубежья.

- Много говорилось о переговорах между менеджментом ЧТЗ и компанией Caterpillar. В какой стадии сейчас переговоры? В какой области предполагается сотрудничество?

- Я не хотел бы сейчас ничего комментировать по переговорам с Caterpillar. Это публичная компания, и они попросили нас не открывать суть ведущихся переговоров. Замечу лишь одно: переговоры ведутся, и не только с ними, а еще минимум с пятью-шестью компаниями, но наши партнеры очень осторожны в своих заявлениях.

Шанс на обновление

- Понятно. Тогда давайте поговорим о диверсификации производства на ЧТЗ. Как вы видите этот процесс?

- Ну, во-первых, надо сказать сразу: вы сегодня находитесь на одной из самых больших машиностроительных площадок в России. Полтора миллиона квадратных метров площади, тысячи единиц самого разного оборудования, свыше десяти тысяч человек – коллектив предприятия. Мы можем производить детали для железнодорожной отрасли, для так называемого тяжелого машиностроения, детали для производства двигателей грузовиков, делаем отливки для «АвтоВАЗа». В общем и целом ЧТЗ уже давно диверсифицированная компания, работающая на многих рынках.

- Но главным остается тяжелая техника?

- Главным остается работа. Вот сейчас мы с нашими российскими партнерами из научно-исследовательского института двигателей в Москве создаем новый центр компетенций по разработке и сертификации дизельных двигателей в России. Общий объем инвестиций в данный проект – порядка 50 миллионов евро. Наша задача, как видите, не зацикливаться на одном направлении, а создать многомерную систему.

- Можете рассказать о роли правительства в восстановлении завода?

- Роль и федеральной, и областной власти в модернизации производства на ЧТЗ буквально 100 процентов. Хотя бы в рамках программы по обновлению государственного машиностроительного комплекса. И хочу сказать, что данная программа – это уникальный шанс для российского машиностроения. Ведь накопленный уровень проблем в нашем машиностроении делает в принципе бессмысленным дальнейшее его развитие. Но, знаете, даже американские компании сегодня уже выносят производство из Китая обратно в Америку. Объяснить почему?

- Да.

- Потому что как только ты все собственное производство сдаешь, первые пять лет все для тебя дешево, а потом почему-то получается все дорого. Поэтому повторюсь: принятая федеральная программа дает шанс отечественному машиностроению, в том числе и нашему предприятию, шанс на обновление, на модернизацию.

- Сколько средств в программе предназначено для модернизации?

- Больше 15 миллиардов рублей до 2016 года. Это в том числе и средства корпорации «Уралвагонзавод», и госсредства.

- А что вы скажете о внутриобластной кооперации? Предприятие участвует в этом процессе?

- Конечно же, участвует. Судите сами, больше 30 процентов деталей мы покупаем внутри Челябинской области, а если считать с покупками металлами – то и все 60. А может быть, я даже и ошибаюсь, может быть, там и до 70 процентов. Южный Урал в этом смысле уникальный кластер по производству металлов и металлообработки. Мы не везем металл, допустим, из Швеции, а закупаем его здесь, на ММК. Так что в плане областной кооперации у нас все хорошо.

- Семен Геннадьевич, я, может быть, неожиданный вопрос задам, но тем не менее. А китайцы могут убить ЧТЗ? Не сегодня, например, а через 10 - 15 лет?

- Очень забавный вопрос… Китайцы не могут убить ЧТЗ, Caterpillar не может убить китайских производителей. Это, вообще-то, в целом неправильная логика. Вопрос в другом: может ли ЧТЗ сегодня производить конкурентоспособную продукцию на мировых рынках? Ответ прост – да, может, поэтому и убивать никто никого не будет.

- Вам хватает технических кадров для организации производства?

- Так ведь Челябинск миллионный город. С кадрами проблем у нас нет. А вот когда я работал в Чебоксарах, где 300 тысяч населения и где подавляющее большинство населения горожане в первом поколении, там да, проблемы были и с рабочими, и со специалистами. А в Челябинске нет таких проблем. Есть старая рабочая школа, есть традиции, есть кому передавать опыт и культуру производства. В городе работает огромный технический вуз – ЮУрГУ, который по-прежнему готовит классных специалистов самого различного профиля. Так что кадровый голод нам в перспективе не грозит.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах