МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Четыре лося Зюраткуля

Осенью прошлого года родилась очередная археологическая сенсация: на Южном Урале обнаружили самый большой и самый древний геоглиф в мире

Таким образом, следом за Аркаимом и мегалитами острова Веры пришла очередь удивлять научную общественность гигантским наземным рисунком «Лось Зюраткуля».

Многие ученые уже высказали в СМИ свое мнение об этой находке. А известный челябинский археоастроном Константин Быструшкин на основе материалов, наработанных исследователями геоглифа, сделал не менее сенсационное открытие.

— Наш разговор, Константин Константинович, хотелось бы начать с объяснения целей и задач археоастрономии, новой и не совсем «академической» науки. Действительно ли она настолько необходима для изучения древней истории?

— Археоастрономия, развиваясь медленно и трудно, созрела, наконец, до опознания палеолитических изображений созвездий. Проникновение в неожиданно богатый и сложный духовный мир людей палеолита невозможно без признания преобладающей роли неба и небесных явлений в их жизни. Основным препятствием на этом пути оказывается вовсе не всеобщая астрономическая безграмотность гуманитариев, а болезненная реакция устоявшегося исторического мировоззрения, в котором первобытный человек представал примитивным дикарем. Преобладает неискоренимое убеждение в том, что дикие предки жили исключительно земными заботами. Пища, то есть охота и собирательство, тепло и безопасность — вот суровая реальность первобытного общества. Но археоастрономия — это движение к новому мировоззрению, решающему застарелые исторические проблемы.

— Вероятно, подобное противостояние ожидается и при исследовании вновь открытого палеолитического памятника на Зюраткуле…

— Археологи уже назвали памятник культовым объектом. Контур лося якобы создан для того, чтобы демонстрировать его Небу. Но добавить к этому впечатляющему заявлению ученые уже ничего не могут. Другая версия попроще: геоглиф — это посвящение промысловому животному лосю. Охотились, поклонялись, вот и сделали. Такое мнение и вовсе нехорошо, ибо вызывает естественный вопрос: охотились на лося всегда и везде, так почему же геоглиф создали только на Зюраткуле? Охотились на медведя, косулю, кабана, зайца и прочую мелочь — и им что, тоже делали геоглифы?.. Сразу понятно, что гуманитарный подход к исследованию очередного сенсационного памятника богатых плодов не принесет. Это уже было на Аркаиме, то же случилось на острове Веры… Требуется естественнонаучное решение задачи… Такие огромные и дорогие (в смысле трудовых и интеллектуальных затрат) сооружения всегда и всюду имеют отношение к космологии. Зюраткульский геоглиф не исключение. Это изображение созвездия Лось. Такого созвездия на современных картах звездного неба нет — оно давно утеряно южными цивилизациями. А вот на северном небе фигуру лося найти можно. На небе нужно отыскать двойника фигуры зюраткульского геоглифа. И задача имеет единственное решение: древний Лось сейчас представляется сразу шестью созвездиями: Персей, Андромеда, Кассиопея, Треугольник, Овен и Рыбы. Потерянный Лось — это огромное созвездие. Сейчас оно прекрасно видно в южной части зимнего неба. Примеров подобного «расчленения» созвездий множество в древней астрономии.

— Почему же древние строители поместили двойника созвездия Лось именно на склоне хребта Зюраткуль? Чем примечательно это место?

— Самая высокая точка Зюраткуля имеет координаты 54° 57′ 25′′ с.ш. 59° 10′ 48 ′′ в.д.
От вершины хребта Зюраткуль до геоглифа от 1700 до 1900 м, азимут от 151° до 158°.
Середина фигуры удалена на 1800 м, азимут 154,5° — юг - юго-восток.
Особое значение имеет азимут и румб юг - юго-восток. Нужно понять, когда и при каких обстоятельствах созвездие Лось поднималось над этой частью горизонта для наблюдателя, стоящего на высшей точке хребта Зюраткуль. Нужно чтобы небесный Лось стоял ровно над Лосем земным, и оба Лося должны быть видны одновременно. При этом нужно вычислить астрономическое или календарное событие, происходящее в этот же момент. Зима и весна исключаются — геоглиф под снегом не виден. Да и осень в эпоху оледенений не очень подходит. Остается летнее солнцестояние… теперь необходимо найти небесный аналог Лося, который в современных условиях и на современном небе будет играть ту же роль, какую Лось играл в палеолите. Оказывается, на небе есть только одно созвездие, способное вполне удовлетворить изысканный вкус космологов. Это созвездие сейчас называется Змееносец. Во-первых, современный Змееносец на звездном небе симметричен древнему Лосю. Во-вторых, сейчас он лежит на небесном экваторе ровно так же, как Лось лежал на том же небесном экваторе 11 тысяч лет назад.

— То есть геоглиф уже можно датировать?

— Мы все ждем результатов полномасштабных археологических раскопок, намеченных на нынешнее лето. Сейчас уже никто не возьмется отрицать факт существования геоглифа и его обсерваторное назначение. А мы выставляем абсолютную, пока предварительную, а значит, осторожную дату — 8 — 10-е тысячелетие до н.э. А теперь приготовьтесь к самому интересному. Моделирование показывает, как в день летнего солнцестояния, со времени наступления сумерек, созвездие Змееносец нависает над Лосем каменным, а в просвете между ними видна… вся акватория озера. И его очертания тоже напоминают лося. Для наблюдателя, находящегося на хребте Зюраткуль, голова этого «водного» лося с большими рогами направлена в его сторону, а ноги вытянуты на север. Он «идет» с юго-востока на северо-запад, от Лося небесного к Лосю каменному, земному. Но во время этой встречи присутствует еще и четвертый лось — отражение звездного зверя на водной поверхности озера. Главное — найти точку для наблюдения, откуда видно сразу четыре лося. С вершины хребта видны три, от ног лося-геоглифа — тоже три, но другие. Как решить эту задачу, пока неизвестно. Зритель, попавший в нужное время в нужное место и посвященный в тонкости космологии, испытает сильные эстетические и духовные переживания.

— То есть в древние времена у племен, населявших берега Зюраткуля, был культ Лося?

— По всей вероятности, и название озера, и хребта Зюраткуль как-то связаны с небесным Лосем и его земным отражением — геоглифом. Необходимо выяснить, на каком языке говорили жители тех мест в конце палеолита. Имя чудесного арийского зверя (несомненно, лося) Шарабха с восемью ногами происходит от урало-алтайского «*sarta», в марийском и мансийском языках имеет аналог — табуированное название лося — «шарп (шорд)».

Башкирское название Зюраткуль топонимисты производят от Зюрак-куль и от Юрак-куль, то есть «Сердце-озеро». Однако тюрки на Урале живут совсем недавно — в мезолите и неолите их еще не было. А вот угры были. Если прислушаться, то в «Зюраткуле» и в «Сатке» слышится древнее имя лося.
Более детально ознакомиться с теорией Константина Быструшкина относительно геоглифа «Лось Зюраткуля» можно на авторском сайте ученого: www.seredinamira.ru

Досье «МК»

Константин Константинович Быструшкин

Родился 30 ноября 1951 года в селе Лузино Москаленского района Омской области. («А кто родился и вырос в Сибири, — рассуждает Быструшкин, — тот, стало быть, и есть настоящий сибиряк. Родился я на 72° 00′ восточной долготы, на священном меридиане, но никто сейчас этого уже не осознает и не понимает».)

Окончил Томский госуниверситет имени В.В. Куйбышева, биолого-почвенный факультет, специальность «Биофизика».

Дипломную работу делал во Владивостоке, в бухте Витязь, на бывшей базе атомных подводных лодок. Тема: «Металлсодержащие фосфолипиды морских беспозвоночных залива Посьет, Японского моря».

По распределению попал на Урал, в Институт экологии растений и животных УрО АН СССР в город Свердловск, откуда сразу же был направлен в Ильменский заповедник, в лабораторию радиационной биофизики на биостанцию «Миассово».

В Челябинске пришлось работать во многих «конторах», их названиями заполнена вся трудовая книжка и вкладыш к ней. В основном это проектные и изыскательские учреждения мелиоративного, геологического и экологического профиля.

Довелось служить и в лаборатории археологии урало-казахстанских степей Института истории и археологии УрО АН СССР в должности «биолога II категории» с апреля 1989 года по январь 1992 года. Как раз в это время и именно эта лаборатория производила раскопки «городища» Аркаим.
Автор нескольких научно-популярных трудов, самый известный из которых — «Феномен Аркаима».

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах