Обыски и изъятие документов у первого вице-губернатора Челябинской области Олега Грачева, председателя Общественной палаты региона Вячеслава Скворцова, журналиста-правозащитника Владимира Филичкина и адвоката Сергея Буйновского, произошедшие 22 января, вылились в широкую дискуссию в социальной сети и блогосфере. Мнения различные – от «вор должен сидеть в тюрьме» до «войны кланов». Одни считают, что к власти рвутся политизированные силовики и именно они будут в дальнейшем контролировать власть в регионе, другие надеются на то, что победу одержит популярный в народе губернатор Михаил Юревич.
Напомним, оперативно-следственные действия проводили сотрудники УФСБ по Челябинской области в рамках расследования уголовного дела по части 5 статьи 128.1 УК РФ («Клевета»), возбужденного следственным управлением СК РФ по УрФО. Поводом для «уголовки» стала жалоба облсуда на сюжет передачи «Человек и закон» в декабре, где правозащитники намекнули на возможные связи председателя Челябинского облсуда Федора Вяткина с криминальным миром, так называемой «Калининской семьей».
Ситуация в России в целом нестабильна. Страна стоит на распутье. И Челябинская область стала своего рода полигоном, где идет апробирование такого плана политических технологий. Око Москвы устремлено на Южный Урал и внимательно следит за происходящим у нас, наблюдая, кто же одержит победу в битве — силовики с судейскими или губернатор с командой адвокатов, правозащитников и журналистов.
А тем временем маховик войны ФСБ с исполнительной властью раскрутился не на шутку. И причина этой войны для любого человека с интеллектом абсолютно очевидна.
А рыльце-то в пуху…
Вот как комментирует ситуацию известный свердловский политолог Константин Киселев:
- С чем связаны обыски, задержания и прочее, осуществленное в последние дни? С тем, что есть какая-то доказательная база? Нет. Что-то срочно возникло и обострилось? Нет. Все просто. 24 января должно состояться решение о сохранении за Ф.Вяткиным его должности или же противоположное - об отстранении его от дел судейских. Фактически вполне оправдана гипотеза, что клан силовиков имени Ф.Вяткина начал играть ва-банк. Либо мы на них дела срочно и по беспределу, либо они нас «ведут к прокурору». Проще говоря, отстранение Федора Вяткина означает, что все материалы по нему поступают в оперативную разработку, им дают ход и т.д. А слухов о нем в Челябинске ходит множество. И наоборот. И нужно быстрее. Стоит обратить внимание на то, по какому делу так срочно возбудились силовики и Федор Михайлович. По коррупции? По убийствам? По грабежам? Нет, нет и нет. Силовики возбудились по делу о «клевете» на самого Вяткина. И теперь ищут доказательства по этому составу, проводя обыски! Условная ситуация: некто А назвал некоего Б идиотом. Б возбудился, а силовики проводят обыски у А. Зачем? Ищут доказательства того, идиот Б или нет, у А? Или что-то иное? Или они предполагают, что доказательства в адрес Федора Вяткина есть, и хотят их изъять, чтобы не дошло до «обратного» возбуждения?..
- Ищут хоть что-нибудь, к чему можно придраться, – заявил журналистам после обыска редактор газеты «Аргументы недели» Владимир Филичкин. – Это демонстрация силы, попытка психологического давления, и делается это для того, чтобы ускорить ход уголовного дела по факту клеветы. Обвинение, однако, пока никому не предъявлено, и я прохожу по делу в статусе свидетеля. Что будет дальше, не знаю. У нас возможно всё. Тем более что здесь ведется нечестная игра. Уж очень хотят товарищи Федора Михайловича помочь ему остаться председателем Областного суда на третий срок.
- Таким образом, эти обыски есть косвенное доказательство, во-первых, того, что сам Федор Вяткин не чист, во-вторых, того, что мы имеем дело с попыткой повлиять на решение о назначении/неназначении. А по большому счету — с попыткой передела власти в области, – делает вывод Константин Киселев.
Куда смотрит Кремль?
- Чем бы всё ни закончилось, я по-прежнему категорически не понимаю, как разыгрываемый в Челябинской области сценарий может с политической точки зрения устраивать Кремль? – вопрошает в своем ЖЖ челябинский политолог Александр Мельников. - Любой конечной цели можно и нужно было бы достичь менее долгоиграющими и менее варварскими способами. Если же допустить, что как таковой конечной цели до сих пор нет, поскольку там, наверху, ресурс поддержки не выработали пока еще обе из противоборствующих сторон, то по ходу дела стоило бы, по крайней мере, постукивать по рукам каждому из дикарей-драчунов.
- Ситуация мне сильно не нравится. Если кратко, то никаких симпатий к Тесленко (для тех, кто не в курсе, Виталий Тесленко - задержанный по коррупционным обвинениям бывший министр здравоохранения Челябинской области) я не испытываю, - продолжает анализ политолог Константин Киселев. - Но те, кто с помощью правоохранителей (ФСБ, судейские и пр.) пытаются удержаться у власти, укрепиться и сменить власть в регионе, вызывают еще большую антипатию, ибо на свободе и имеют возможности для совершения любых нарушений. К этому клану «стремящихся» относятся нынешний областной судья Ф.Вяткин, ряд сотрудников ФСБ второго эшелона и иные. Ситуация аховая, но может стать еще хуже. Почему? Победа клана в погонах будет означать, что власть в регионе будет контролироваться именно политизированными силовиками, ощутившими вкус «крови» и денег, добытыми по беспределу. Им по определению свойственно зажимать и бизнес, и общество. И на их фоне нынешняя гражданская власть может показаться просто младенцем. Противостоять силовому захвату общество не сможет, ибо пассивно. Противостояние кланов дало области шанс на очищение. Сейчас все за всеми следят. Беспредела никто не допустит. Ни одни, ни другие. Своеобразная система сдержек и противовесов. И потому было бы здорово, если бы ситуация решилась не через насилие по беспределу, а на выборах. Пока у Юревича нет конкурентов. Нужно время, чтобы они появились. И к этому нужно готовиться, естественно контролируя оппонентов, чтобы не воровали, не применяли административный ресурс и т.д. В этом контексте ситуация могла бы стать уникальной. Но кто ж такой вариант допустит?..