МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Валенки, валенки, не подшиты новеньки

В современных валенках и в пир, и в мир, и в добры люди выйти приятно

Летом по дороге в Верхотурье мы завернули случайно в Невьянск – посмотреть на наклонную Демидовскую башню, что покруче Пизанской будет. У них-то в Италии она падает, а у нас наклонилась и ни на сантиметр от заданной конструкции не отступает. То ли оригинальная задумка архитектора, то ли гениальный расчет строителей сказывается, но стоит как вкопанная вот уже почти три века. Выруливая к башне, заметили вывеску «Невьянские валенки» и заулыбались, зашутили: надо, мол, зайти – нечасто такой товар встречается, где еще вот так просто увидишь.

Перекусили в кафе после четырехчасовой езды – и в лавку с веселой вывеской. И словно в диковинный музей попали! От валяных шерстяных изделий глаза разбегаются. А красота-то какая! Расшитые золотом, вышитые, комбинированные, высокие и короткие – и все легкие, воздушные. Двух одинаковых пар не найдешь. Есть крошечные экземпляры – для младенцев. И гигантские «экспонаты» 47-го размера.

Лавка эта – местная достопримечательность, вотчина артели пимокатов, которую возглавляет потомственный мастер Евгений Козлов. Все валенки в его мастерской изготавливаются вручную, в них вложена душа и любовь человека к старинному ремеслу. Продавец Светлана Дерябина рассказывает, что, работая, пимокаты с валенками разговаривают и уверяют, что каждый пим свой характер имеет. Так что не стоит валенок тупым называть: и пимы обидишь, и их автора. Для здоровья валенки очень полезны, ведь овечья шерсть и греет, и кости лечит, и нервную систему успокаивает. Для их изготовления многого не нужно: деревянные инструменты и кипяток, то есть обыкновенная вода. А радости сколько!

Прославился этот невьянский промысел еще и тем, что накануне Олимпиады в Сочи здесь взялись изготовить специальную партию валенок для спортсменов и гостей.

– Год назад у нас женщины капризничали: вот если бы на каблуке были, а так – не форсисто, – говорит Светлана. – И вот, пожалуйста: в этом году наши пимокаты начали изготовлять валенки на каблуке. Смотрите, какие изящные! Их бы в Европу – цены бы не было. Но и у нас они быстро расходятся, вот эти – последняя пара.

Все мое детство было связано с валенками. Зимой в них бегали на лыжах и коньках, катались на горке во дворе, ходили в школу. Сдавали, переобуваясь, их в школьный гардероб техничке Ксении Петровне во вместительных, шитых матерями мешках, стягиваемых у «горла» веревочкой. К весне у Ксении Петровны в большой коробке скапливалось их великое множество: разнокалиберных, парных и непарных. Валенки забывали, перепутывали, а кто и намеренно оставлял, вырастая из них за долгую зиму. Дешевыми валенками не дорожили, магазины были ими завалены, другой зимней обуви для детей и не было тогда. Зато сапоговаляльная фабрика работала исправно, выдавая сверхплановую продукцию на гора, спасая от холодов все население поголовно. Путали мы валенки постоянно: все они были одинаковы – с тупыми носами, угольно-черного цвета. Но носили их без претензий к качеству и цвету. О чем тут говорить нам, пионерам, если «когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной»…

Но как-то зимой приехал к нам в гости брат отца дядя Паша – веселый балагур, который в своей тамбовской Ивановке был колхозным пчеловодом. Он-то нам и открыл глаза на наши подшитые валенки, голенища которых оставляли темные полосы на чулках.

– Брат, это валенки?! – удивился он. – Как дети в них ходят? Они же тяжелее моего протеза (дядя Паша вернулся с войны без ноги. – Авт.), крашеные, линяют, не гнутся, словно деревянные. Нет, девочкам нужны чесанки, помнишь, как у нас были? Вот приедут на лето ко мне – я им сваляю такие.

Наше лето в гостях у дяди Паши уже кончалось, когда он вспомнил, что обещал нам валенки. Чесанки какие-то. И заторопился, засуетился. Взял выходной, оставив пасеку на жену. Достал какие-то деревянные пруты-колотушки, скалки или валики, еще что-то… Принес мешок овечьей шерсти, перебрал ее, долго чесал, выкладывал ровным слоем, стучал кулаком, бил через тряпочку прутом. Я бы, может, и постояла еще рядом с ним, но кислый противный запах замоченной в чем-то шерсти выгнал нас с сестрой на улицу. Одно запомнилось: тяжелая это работа – валенки катать.

Утром дядя весело кивнул на окно. Там, на подоконнике, стояла пара валенок необычного для нас серовато-бежевого цвета, тонкие, мягкие. На ногах они были такие легкие. В следующий выходной появилась своя пара и у моей сестры и беленькие валеночки для нашего братишки. Отец дома наши валенки сразу подшил (он умел это делать мастерски, ведь родом-то из той же Ивановки), состарив их вид, но хуже они от этого не стали, зато носили мы их две зимы. Да еще брат донашивал.

Валенки, что мы увидели в небольшом городке, оказались такими же легкими и ладными, только более нарядными. Они напомнили не только мне, но и моим спутникам детство, вот почему мы улыбались им, как старым знакомым.

Людмила ВИШНЯ.

Фото Юрия АРГУНОВА.

Кстати

В год Овцы валенки приобретают особую актуальность. Во-первых, изготавливаются они из овечьей шерсти. А значит, надевая валенки, вы, несомненно, задобрите символ года. Во-вторых, валенки за их экономичность и практичность вполне можно считать нашим ответом на западные санкции.

В Челябинской области тоже существуют валяльные мастерские, например в Кусе, Троицке, Бродокалмаке, Коркино. Так что дефицита в этой обуви у уральцев нет. Осталось только выбрать модель и цвет – и щеголяйте в свое удовольствие!

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах