МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru
Челябинск

Известные челябинские журналисты оценили перспективы региональной прессы

Каждый из нас, работников прессы, конечно же, мечтает быть на острие событий, первым выдавать горячие новости в номер или видеосюжеты в эфир, писать репортажи, вызывающие у читателей слезы сопереживания или искренний смех, выдавать на-гора такие журналистские расследования, которым позавидовали бы сами следователи прокуратуры.

Это в идеале. Ну а с чем же мы, коллеги, сталкиваемся в реале, когда с жур­фака попадаем в медиа­жизнь? Все, естественно, не так романтично, но и нельзя сказать, что скучно и однообразно. В конце концов, все в наших руках. В силах каждого уважающего себя и свою работу журналиста вылепить из себя Марка Твена, ну или, если угодно, Владимира Познера.

Пресса XXI века стремительно развивается, видоизменяется в соответствии с новыми технологиями, она стала максимально доступной и оперативной. Но куда она несется, эта звонкая «тройка»-пресса? Куда указывает перст всезнающей четвертой власти?

Об этом рассуждают эксперты «МК-Урал» — матерые представители массмедиа, которые в канун профессионального праздника Дня российской печати поздравили коллег и поделились своим авторитетным мнением.

Век газет не закончился

Основатель Издательского дома «Гранада Пресс» ­Сергей Филичкин благодарен за путевку в жизнь трем своим первым учителям — Олегу Синицыну, Александру Неустроеву и Владимиру Филичкину. Именно эти люди, по словам руководителя челябинского медиахолдинга, научили его «правильно составлять буквы в слова и предложения», а также всем тонкостям журналистской работы. Сегодня «Гранада Пресс» — это более десятка печатных и электронных изданий, а также интернет-телевидение «Гранада ТВ».

Сергей Владимирович отмечает две основные тенденции в прессе — положительную и отрицательную.

— Плюс в том, что журналистика сегодня приобрела новые современные каналы распространения, — отмечает Сергей Филичкин. — Стремительно, словно пожаром, читательская аудитория охвачена интернет-ресурсами, прессой, телевидением, коммуникационными каналами, представленными в виде соцсетей. Это здорово, что информация сегодня распространяется настолько быстро, что, сидя на другом конце света, мы уже через десять минут можем прочитать из первоисточника о событиях в Чили да и любой другой стране мира.

Отрицательная тенденция заключается в поразительном снижении профессионализма журналистов. Журналистика стала поистине всенародной. Львиная доля того, что производится в Интернете, — это, как правило, пустая, непроверенная информация, которая не несет в себе ничего качественного.

Стали популярны народные журналисты, современным языком — блогеры. Есть среди них очень достойные ребята и у нас в Челябинске. Те, кто работает с большим интересом и способен к глубокому анализу. Эти люди имеют большой жизненный и профессиональный опыт, через призму которого способны выдавать действительно качественные материалы. Но таких людей немного, к сожалению.

Что касается дальнейшей судьбы прессы, то я не разделяю печатные и электронные СМИ. Считаю, что если редакция способна сделать качественный печатный продукт, то те же люди могут успешно развивать и интернет-направление. Будущее — в Сети, но век бумажных носителей не закончился, и не скоро еще придет его закат. Единственный удар платным печатным изданиям стоит ждать от бесплатных газет. Во всем остальном картина будет та же, что и сейчас.

Общение — золото

Знаменитый челябинский журналист Лидия Старикова в профессии уже полвека! Заслуженный работник культуры, один из корифеев «Вечернего Челябинска», вот уже 15 лет является обозревателем газеты «Южноуральская панорама».

— В канун профессионального праздника скажу, что журналистика — одна из самых, на мой взгляд, прекрасных профессий. Я не представляю себя на другом поприще, — признается Лидия Владимировна. — Хочу поздравить с нашим праздником всех коллег-журналистов. У журналистики во все времена одна задача — сообщать людям о событиях, анализировать все происходящее и давать свой прогноз.

Если сравнивать с советскими временами, то журналистика, не будем лукавить, как раньше обслуживала власть и общество, так делает это и сегодня. Говорить о независимости журналистики не приходилось ни тогда, ни сейчас.

Есть, конечно, СМИ, которые являются альтернативой, но и там чувствуются чьи-то подспудные интересы. Полностью свободной журналистики нет и быть не может. Бессмертная фраза Ленина «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» всегда будет актуальна для моих коллег.

Меня радует то, что, много лет проработав в советской журналистике, мы дождались некой свободы слова, которая особо чувствовалась в первые перестроечные годы, когда мы перестали писать отзывы на партийные съезды и могли говорить обо всем без преград. У журналиста и сегодня появилась возможность выбора, хоть и маленькая, но она все же есть.

Но многое я бы вернула из старых времен. Например, в старой журналистике мне нравилось золотое правило — не навреди. Сегодня в угоду жареным фактам вредят многие. Приведу пример с кардио­центром. Помните, недавно там перелили кровь ВИЧ-инфицированного? Какой шум поднялся. В российских СМИ этот факт тотчас связали с репутацией самого учреждения, хотя на деле вина лежит на станции переливания крови. Но журналистов не интересовали уникальные операции на сердце, которые осуществляют в кардиоцентре, а вот нездоровый ажиотаж с тем инцидентом оставил громкий и долгий шлейф. Плохо, когда сенсация превалирует над реальными фактами.

Мне молодой тоже хотелось сделать все красиво и ярко, но профессионала отличает верность фактам. Поэтому в своих материалах я ничего никогда не придумываю. Единственное, что могу себе позволить, — поразмыслить над каким-то фактом или поставить вопрос, который напрашивается в ходе материала.

Когда молодые мне говорят, что я представитель «старой школы журналистики», а они — новая школа, я с улыбкой отвечаю: «Журналистика и в Африке журналистика». Это умение собрать и качественно подать информацию. Над этим надо работать всю жизнь. Важен язык и стиль. Мое сердце не выносит, когда я слышу ошибки дикторов в произношении имен известных культурных деятелей, когда корреспонденты не знают, кому они задают вопрос. Таких примеров достаточно. Если я иду на интервью, непременно перерою весь Интернет. Найду всю сопутствующую информацию, чтобы прийти к человеку подготовленной и не задавать глупые вопросы.

И все же к молодым журналистам я отношусь хорошо. Пять лет преподавала в ЮУрГУ и убедилась, что, как и в прежние времена, среди студентов есть талантливые и трудолюбивые ребята. Жизнь дарит нам, журналистам, возможность встречаться с массой замечательных людей. После разговора ты обогащен и долго еще живешь этими впечатлениями. В этом и заключается счастье нашей профессии.

Подальше от власти и капитала

За плечами Юрия Вишни многие годы журналистской работы в «Вечернем Челябинске», «Уральском рабочем» и «Челябинском рабочем», газете «Контакт», с 1995 по 2005 год он возглавлял телерадиоцентр «Восточный экспресс». Заслуженный работник культуры РФ Юрий Всеволодович считает, что нынешняя пресса забывает порой о своем предназначении — служить гражданскому обществу. Сегодня на нее как никогда сильно оказывает давление частный капитал, представители которого нередко используют журналистов в своих интересах.

— В основе настоящей журналистики лежит объективность информации, аналитика, связь с читателями, внимание к человеку труда, уважение к его мнению и нуждам. Так считал мой первый редактор Михаил Петрович Аношкин, этому учил он нас, молодых корреспондентов газеты «Вечерний Челябинск», — говорит Юрий Вишня. — Это важные принципы нашей работы, которых следовало бы придерживаться и сегодня. Тем, кто соблюдает негласный профессиональный кодекс работника печати, радио, телевидения, гарантируется доверие и поддержка общества.

Не хочу сказать, что вся пресса забыла о своем предназначении и служит личным интересам властных или олигархических фигур. Есть и у нас островки демократической журналистики. К таким я отношу газету Павла Гусева «Московский комсомолец», которую уважаю много лет и лично знаком с ее редактором. Нынешние непростые времена требуют от отечественной журналистики повышения ответственности перед своим читателем, зрителем, слушателем. И сегодня, поздравляя коллег с Днем российской прессы, хочу дать совет молодым журналистам: больше общайтесь и говорите с простыми людьми, которые вас окружают, представляйте широкий спектр мнений, уходите от принципа построения сегодняшних новостей «Все плохо. Будет еще хуже. Прогноз погоды». В нашей жизни много позитивного, созидательного, доброго. Успешного вам поиска, творческих удач и профессионального совершенствования!

Аналитика — главный тренд

Заведующая кафедрой теории массовых коммуникаций факультета журналистики ЧелГУ, профессор филологии Марина Загидуллина считает, что самое важное, что должно состояться в журналистике, и это является лучшей ее перспективой, — достижение профессионализма в сфере журналистского анализа.

— Основной тренд в профессиональной журналистике в сторону аналитики ощущается уже давно. А вот сосредоточивать свое внимание на сфере новостей я считаю уходящей тенденцией, — уверена Марина Викторовна. — Это уже никому не нужно. Одинаковые сайты, где на ста страницах одинаковым стилем говорится одно и то же. Это мусор, который должен исчезнуть или остаться лишь в виде новостных лент. А сейчас в региональной журналистике наблюдается именно такое паразитирование, или клонирование. У одного сайта появляется новость, остальные копируют ее и забивают информационное пространство.

Сегодня главная проблема прессы — это отсутствие креатива в подаче информации. Это должно быть преодолено. Почему так важна аналитика в журналистике? Я считаю, что для отечественной аудитории это очень значимо, потому что именно в России мнение, высказанное авторитетным человеком, ценится больше, чем в Европе или Америке, где, казалось бы, развита журналистика. Резонанс от комментария может быть большим, чем от самого события. Если профессиональная журналистика найдет способность и умение аналитически говорить об окружающем мире — это будет большим прорывом.

Еще одна небольшая проблемная зона — неспособность к «рассказыванию историй». Это умение цепляюще сообщать об окружающей действительности, которую мы и сами, может быть, увидели бы, но нам некогда. Эта способность идет из глубин советского очерка. Сейчас в обществе есть огромная потребность в хороших историях, а вот самих историй нет. Мы не можем добыть их ни из современной российской литературы, ни из современного кинематографа, ни из журналистских материалов. Необходимо усилить обучение креативному письму.

Не могу не сказать о мощном пропагандистском крене 2014 года, который буквально ошеломил нас, специалистов по информационному пространству. Для нас было культурным шоком, когда мы убедились, насколько тонка культурная пленка, насколько быстро восстанавливаются формы агрессивного, черно-белого письма в журналистике, как легко развешиваются ярлыки, поляризуются взгляды. Это произошло за очень короткое время. Это заставляет нас, журналистов, помнить об ответственности перед аудиторией. Рассуждениям на тему «правительственное — это плохо, а все оппозиционное — хорошо» не время и не место сейчас. В такие моменты информационных войн слово начинает отзываться особенно страшно.

События во Франции потрясли мировую общественность именно этим: слово смогло вызвать такую реакцию! Журналисту нельзя сегодня быть флюгером ни «правых», ни «левых». Радикальные призывы с любой стороны представляют угрозу и чреваты социальными последствиями в нынешний момент больше, чем в любое другое время.

«Это совершенно не рыночное занятие…»

Известный журналист, обозреватель газеты «Челябинский рабочий», один из лучших уральских блогеров Айвар Валеев очередной профессиональный праздник встречает с двойственным чувством.

— С одной стороны, сегодня я вижу колоссальную востребованность, в частности, своей работы. И со стороны общества, и со стороны власти, — говорит он. — Даже немного неловко, когда в комментариях к твоему материалу, опубликованному на сайте или в блоге, люди пишут «спасибо». А когда по результатам твоих исследований окружающей жизни принимаются серьезные решения на уровне региональной власти, возникает нечто большее, чем просто удовлетворение, — значит, какие-то важные механизмы в нашем социальном организме еще работают.

С другой стороны, занятия журналистикой все чаще напоминают вид общественной деятельности. Даже хобби. Это совершенно не рыночное занятие. В этой сфере не то что денег не заработаешь, а будешь терпеть задержки зарплаты. Это не есть хорошо, поскольку подвижничество, фанатизм и радикализм ходят где-то рядом.

Как ни парадоксально это прозвучит, журналист, на мой взгляд, не должен быть общественным деятелем или субъектом политики. Он должен описывать и, по возможности, анализировать реальность. Он не должен говорить: «Я против строительства ГОКа», но обязан дать максимальную возможность высказаться общественнику или депутату, который имеет такую позицию. И вот иногда вдруг понимаешь, что слово «депутат» есть, а людей таких нет. А мы же все гребем в одной лодке. Если народный избранник или чиновник не исполняет своих обязанностей, значит, это придется делать кому-то другому.

Следите за яркими событиями Урала в Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах